Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А) Подготовка выпускной квалификационной работы




Уфимский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по направлению «Социально-культурная деятельность»

 

Рассмотрены и утверждены

на заседании кафедры

социально-культурной деятельности

Уфимского филиала ФГБОУ ВПО «ЧГАКИ»

протокол от «___» ________2012г. №_____

 

 

Уфа – 2012г.

Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по направлению «Социально-культурная деятельность»

а) Подготовка выпускной квалификационной работы

Темы дипломных работ и вопросы, разрабатываемые в них, должны носить исследовательский характер, иметь теоретическое и практическое значение, быть тесно связаны с проблемами творческо-производственной деятельности организаций и предприятий культуры в условиях реформирования экономики.

Выполнение дипломной работы и её защита в Государственной аттестационной комиссии служат проверкой подготовки специалиста к самостоятельной практической деятельности по избранной специальности, его способности анализировать и разрабатывать необходимые предложения по повышению эффективности социально-культурной деятельности.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа - это практически первая комплексная научная и творческая работа специалиста. Студент-дипломник впервые самостоятельно разрабатывает тему дипломной работы, используя весь комплекс знаний и практических навыков, полученных в течение всего курса обучения в вузе. Дипломная работа по специальности «Социально-культурная деятельность» должна:

- соответствовать современному состоянию и перспективам развития культуры;

- носить научно-исследовательский характер в области СКД;

- содержать теоретическую главу и главы, посвященные анализу фактического материала, взятого из практики СКД;

- представлять самостоятельное исследование проблемы, анализ современного положения и перспектив развития культуры;

- показать способность выпускника теоретически осмысливать проблемы практики, формировать выводы и предложения;

- демонстрировать добросовестность студента в использовании данных отчётности и опубликованных материалов других авторов.

Во всех случаях заимствования материалов статистики и обращению к работам других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования с указанием автора, составителя, названия публикации, издательства, места и года издания, страницы. Дипломные работы без ссылок на источники заимствованного материала к защите не допускаются. При подготовке дипломной работы на любую тему необходимо использовать законы Российской Федерации, а также другие нормативные акты исполнительной власти Российской Федерации.

Объем выпускной квалификационной работы составляет, как правило, 70-80 страниц. Текст должен быть «разбит» на отдельные части (главы) с разделением на параграфы (вопросы), озаглавленные соответственно плану работы. Выбор темы дипломной работы имеет исключительно важное значение. Опыт показывает, что правильно выбранная тема и объект изучения, наполовину обеспечивает её успешное выполнение.

Проблематика дипломных проектов разрабатывается кафедрой СКД, рассматривается и утверждается на заседании кафедры. Перечень проблематики дипломных работ ежегодно доводится до сведения студентов. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации предоставляет студенту право выбора темы дипломной работы. Студент выбирает тему дипломной работы, как правило, из объявленной проблематики, но также имеет право предложить свою тему с обоснованием целесообразности её разработки.

Основным критерием при выборе темы выпускной квалификационной работы служит научный и практический интерес студента. Это относится, прежде всего, к студентам, которые продолжительное время целеустремлённо, с интересом собирали и обрабатывали материал по той или иной теме. По одной проблематике могут выполнять дипломную работу несколько студентов, если объекты их изучения или круг изучаемых вопросов различны. Это различие отражается в плане дипломной работы.

Приказом директора Уфимского филиала по представлению кафедры СКД на основе личного письменного заявления студента закрепляются темы и назначаются руководители дипломных работ из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей кафедр Уфимского филиала и головного вуза. По отдельным темам в целях сближения учебных требований с практикой к руководству дипломными работами привлекаются специалисты-практики, а также наиболее опытные преподаватели и научные сотрудники другого вуза или УМЦ.

Руководитель выпускной квалификационной работы:

- выдаёт студенту задание на дипломную работу;

- оказывает студенту помощь в составлении календарного графика на весь период выполнения дипломной работы (Приложение 1.);

- рекомендует студенту необходимую основную литературу: законы, справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;

- проводит предусмотренные расписанием беседы со студентом и дает ему консультации, назначаемые по мере надобности;

- проверяет выполнение работы (по частям или в целом).

В соответствии с темой руководитель выпускной квалификационной работы выдает студенту задание, утверждённое заведующим кафедрой, с указанием сроков окончания работы по теме и представления законченной дипломной работы. Дипломное задание должно быть выдано до окончания экзаменационной сессии. В нем указывается: тема дипломной работы, исходные данные к её выполнению, перечень подлежащих разработке вопросов (обычно в виде перечня глав работы). Дипломное задание определяет весь процесс самостоятельной дальнейшей работы студента по теме дипломной работы. На основе задания студент по согласованию с научным руководителем составляет календарный план выполнения дипломной работы. При определении сроков представления законченной дипломной работы решающее слово остаётся за научным руководителем, который руководствуется учебным планом и решением учёного совета, определяющим сроки защиты дипломных работ и выпуска специалистов.

После получения задания начинается самостоятельная работа студента по выполнению дипломной работы. Успех её в значительной мере будет зависеть от подготовки теоретической главы, сбора и анализа фактического материала.

План дипломной работы студент составляет самостоятельно, с учётом замысла и индивидуального подхода. Однако при всём многообразии индивидуальных подходов традиционным является следующий план дипломной работы (Приложение №5):

- введение;

- глава 1 (с полным наименование главы);

- глава 2 (с полным наименование главы);

- заключение (или выводы и предложения);

- список использованных источников и литературы;

- приложения.

Согласно традиционной структуре дипломной работы, в каждой главе должно быть, как правило, по 2-3 параграфа (вопроса). План выпускной квалификационной работы рекомендуется согласовать с руководителем. В процессе работы план может уточняться. Могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы за счёт собранного материала, представляющего интерес. Другие параграфы, наоборот, могут сокращаться или изыматься из текста.

Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения специальных источников. Подбор и изучение литературы для выполнения дипломной работы является одним из важных этапов работы студента. Литература может быть подобрана студентом при помощи систематических каталогов, карточек, имеющихся в библиотеках. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами. Работу над литературными источниками следует начинать с изучением законов РФ, учебников, учебных пособий, а также монографий. Затем изучаются статьи в журналах.

Наряду с указанными источниками могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научных конференций своего вуза, других вузов России и зарубежных стран.

Записи прочитанного могут быть сделаны в виде выписок, конспектов. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в дипломной работе. После каждой цитаты, заимствованного высказывания должна быть сделана ссылка на автора и источник в виде круглых скобок с указанием в них двух цифр через запятую: первая цифра - порядковый номер этого документа, «присвоенного» ему в разделе «Список использованных источников», вторая цифра – номер страницы.

Например, в тексте студент пи­шет: «Г.В. Атаманчук в учебнике «Теория государственного управления» пред­лагает свои варианты понимания сущности государственного управления» (25, с.123).

В данном случае цифра 25 - порядковый номер учебника «Теория государственного управления» в списке использованных источников, а 123 - номер страницы в этой книге.

Если фрагмент в источнике раз­мещается на нескольких страницах, их номера записываются через тире. Например: (35, с.65-66). Можно использовать ссылку не на один источник, а на несколько, указывая сноски и общие, и фраг­ментарные: «Разные представления о содержательности социального управления (8; 25; 35, с.65-66)...».

В тексте дипломных работ могут использоваться следующие ви­ды ссылок:

Ø ссылки на структурные элементы данной работы, на находящиеся в тексте таблицы, иллюстрации, а также приложения;

Ø ссылки на монографии, учебники, пособия, сборники, ста­тьи и пр. (библиографические ссылки).

Ссылки на структурные элементы и фрагменты текста оформляют по следующим правилам:

Ø при ссылках на структурные элементы необходимо приво­дить их названия и порядковые номера. Например: «...в разделе 1 были рассмотрены...», «... согласно 1.1», «... в соответствии с таблицей 1», (таблица 1), «... на рисунке 5», (рисунок 5), «... в приложении 5 (приложение 5)»;

Ø если в тексте приводится только одна иллюстрация, одно приложение, то в ссылке следует указывать: «... на рисун­ке», «...в таблице», «...в приложении».

Поэтому при конспектировании следует сразу же делать ссылки на источник информации (автор, название, место и год издания, издательство, номер страницы).

При изучении объекта студенты сталкиваются с большим многообразием явлений, факторов, осмысление которых представляет определённую трудность. В процессе обработки полученных данных используются такие взаимосвязанные приемы, как анализ и синтез. Анализ – логический приём, разделение целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым. Синтез – объединение результатов для формирования (проектирования) целого. Анализ и синтез неразрывно связаны.

В организациях, предприятиях и учреждениях студенту-дипломнику следует выявить как положительные, так и отрицательные аспекты творческо-производственной деятельности. Особое внимание должно быть уделено обобщению передового опыта работы предприятия (организации), использованию ею прогрессивных технологий. За правильность приведенных в работе данных отвечает её автор.

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом, как правило, в период преддипломной производственной практики. Перед началом сбора практического материала для дипломной работы на предприятии (в организации, учреждении) студенту рекомендуется составить календарный график выполнения отдельных этапов.

Излагать материал в выпускной квалификационной работе рекомендуется своими словами, не допускается дословное переписывание из литературных источников. Не допускается также произвольное сокращение слов. Приводимые в тексте цитаты, данные бухгалтерской и статистической отчётности следует тщательно сверить и снабдить их концевыми ссылками на источники, с указанием номера источника в списке литературы и номера цитируемых страниц. Текст дипломной работы должен быть написан на одной стороне стандартного листа. Страницы нужно пронумеровать и оставить на них с левой стороны поле в 3-4 см. Написанный текст рекомендуется тщательно проверить (вычитать).

Выпускная квалификационная работа пишется в соответствии с составленным ранее планом.

Во введении (Приложение № 6) обосновывается актуальность и социальная значи­мость темы, формулируются цель и задачи дипломной работы, объект и предмет исследования, теоретико-методологическая основа исследования, включающая степень научной разработанности в отечественной и миро­вой теории и практике, теоретическая и практическая значимость, методы исследования, ставится гипотеза, указываются основные понятия и определения, а также положения, выносимые на защиту, структура данной работы.

Нужно четко отделять цель, задачи, методы, объект и предмет исследования. То, чего необходимо добиться, является целью; то, что для этого нужно сделать, - задачами; а то, как это будет сделано, - методами.

Объект исследования – то, на что направлен процесс познания, то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Предмет исследования - это значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению (свойства и стороны, выявляющие проблему).

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, аналогию) и др.

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, метод системного анализа.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные - для родственных наук;

4) специальные - для конкретной науки, области научного познания.

Гипотеза (от греческого «гипотезис»: основание, предположение) – это теоретическое предположительное суждение о закономерной причинной связи явлений, предположение, которое, в результате проведенного исследования, подтверждается или опровергается. Гипотеза состоит из двух исходных носителей смысла: гипо+теза. Это в переводе означает «данный изначально тезис (мысль, положение)», то есть тезис, лежащий в основе чего-то большого.

Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении, о структуре изучаемого явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов.

Основная часть дипломной работы делится на главы, парагра­фы и пункты. Каждый элемент основной части дол­жен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

В структуре основной части должно быть выделено не более двух глав, а в их составе не менее двух – трех параграфов и т. д.

Содержанием первой главы ( Приложение №7 ) являются, как правило, теоретические вопросы по теме выпускной квалификационной работы, написанные с использованием литературных источников. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми, либо сопровождаться ссылкой на автора. Ссылка ставится в конце цитаты в круглых скобках.

Вторая глава посвящается анализу творческо-производственной деятельности учреждений (организаций) культуры, технологии современных практик их деятельности, а также анализу эффективности деятельности организаций, разработке выводов и предложений (рекомендаций), вытекающих из социологического исследования результатов творческо-производственной деятельности учреждения культуры.

Содержание второй главы дипломной работы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещают по тексту работы или в виде приложения. Каждая глава завершается краткими выводами (Приложение № 8).

Одно из требований, предъявляемых к дипломной работе – чёткое и логичное изложение. Перед каждой главой или параграфом должна быть поставлена совершенно конкретная цель. Автору нужно следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию параграфа.

В заключении выпускной квалификационной работы делаются, как правило, краткие выводы и предложения, вытекающие из исследования.

При наборе рукописи на компьютере следует соблюдать определённые правила. Текст рукописи дипломной работы должен быть набран на одной стороне стандартного листа белой бумаги в формате Word, 1,5 интервала, шрифт Times New Roman 14 пт. Необходимо оставлять поля вокруг текста: размер левого поля - не менее 30 мм, правого – 15 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Поля слева оставляют для переплёта. Поля справа – во избежание неправильных переносов из-за неуместившихся частей слов.

Каждая глава начинается с нового листа.

Все страницы нумеруются, но номер страницы на титульном листе не проставляется. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правой стороне нижнего поля страницы. Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем-четырем интервалам. Такое же расстояние делают между названием главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посередине строки, не ставят. Не рекомендуется подчёркивать заголовки. Не допускается переносить части слова в заголовке. Абзацы начинаются с новой («красной») строки.

На титульном листе выпускной квалификационной работы (Приложение№9) указывается наименование министерства культуры РФ и вуза – Уфимский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств», факультета и кафедры СКД, тема выпускной квалификационной работы; фамилия, имя, отчество студента (полностью), специальность, фамилия и инициалы руководителя, его ученые степень и звание, срок сдачи ВКР, подписи студента, руководителя и зав. кафедрой. После защиты ВКР указывается дата её защиты, оценка и подписывается председателем ГАК.

Дипломная работа должна быть надлежащим образом оформлена. Все листы работы и приложения следует аккуратно подшить (сброшюровать) в папку для дипломных работ или переплести. Работа предоставляется в электронном и печатном вариантах.

Список использованных источников оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». (Приложение № 2).

Список использованных источников и литературы (Приложение № 10)должен содержать не менее 80 наименований и соответствовать опреде­лённым требованиям:

- соответствие теме и полнота отражения всех аспектов её рассмотрения;

- наличие опубликованных и неопубликованных отечест­венных и зарубежных документов;

- разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и другие;

- отсутствие морально устаревших документов.

Дипломный проект может иметь приложения в виде документов – уставов, положений, постановлений, а также социологического инструментария (анкет, таблиц, графиков, опросного листа и т.п.), фотографий, афиш, буклетов, вырезок статей из газет и журналов, которые связаны с текстом основной части работы. Можно приложить видеокассету с записями, к примеру, о творческой деятельности самодеятельных коллективов или проведении каких-либо фестивалей и конкурсов.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания ра­боты.

Их помещают в конце дипломной работы, и они должны отвечать следующим требованиям:

- каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь содержательный заголовок и свой порядковый номер;

- приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией;

- номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение»;

- приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.

Студентам заочных отделений высших учебных заведений на период подготовки и защиты дипломного проекта (работы) предоставляется отпуск на четыре месяца. На время отпусков, предоставляемых в связи с вечерней и заочной формой обучения в высших учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата. Основанием для предоставления отпуска является справка – вызов учебного заведения (факультета) (на основе Трудового кодекса РФ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...