Теоретические основы процесса формирования толерантного отношения к детям инвалидам
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Анализируя проблему формирования толерантности, необходимо отметить недостаточную разработанность некоторых теоретических аспектов. Это относится к определению понятия, критериев, уровней и форм формирования толерантности, а также социально-психологических механизмов ее развития. Термин «толерантность» вошёл в русский язык около века назад. Слово «толерантность» (от лат. «tolerantia») восходит к латинскому глаголу «tolero» - «нести, держать», «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Его аналогом является существительное «терпимость», которое означает «умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру» (50, с. 749). В педагогической концепции Я.А. Коменского толерантность трактуется как «согласие, готовность к взаимным услугам» (по: 59). В качестве понятийных аналогов понятию «толерантность» философами ставятся в соответствие такие категории как «гармония», «порядок», «множественность» и «единство». В современных философских концепциях толерантность упоминается в связи с проблемами либерализма, национальной идентичности и мультикультурализма (104). Современными авторами отмечается, что понятие «толерантность» по смысловой насыщенности значительно шире, чем просто «терпимость» или «терпимое отношение». Обращаясь к семантике слова «tolerantia», А.Г.Асмолов отмечает, что данный термин выражает три пересекающихся значения: «устойчивость» («выносливость»), «терпимость» и «допуск» («допустимое отклонение») (42, с. 32). Термин «терпимость» часто……… Приложение № 8 Выводы по I главе В отечественной психологии к настоящему времени сложились три направления изучения толерантности: как индивидуального свойства; как обозначения способности к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку; как комплексного образования, представленного на различных уровнях функционирования личности, - от психофизиологического до ценностно-смыслового.
Толерантность как интегральная характеристика личности включает в себя следующие компоненты: психологическую устойчивость, систему позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей. Толерантность развивается под воздействием биогенетического, психогенетического (микросредового) и социогенетического факторов. Цикл становления толерантности неразрывно связан с возрастными кризисами и качественными изменениями в эмоциональной сфере человека. Зрелая, позитивная толерантность формируется с накоплением морального опыта, развития рефлексии. Современная законодательная политика России в области защиты прав и интересов детей-инвалидов базируется на общепризнанных международных нормах. Права детей-инвалидов закреплены в Семейном кодексе РФ, Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан и др. федеральных, региональных законах и подзаконных актах. Социально-культурная деятельность как неотъемлемая часть жизнедеятельности общества и эффективное средство формирования личности играет важную роль в формировании толерантности.
Приложение № 9 Министерство культуры Российской Федерации Уфимский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра социально – культурной деятельности
Выпускная квалификационная работа
Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам у детей среднего и старшего школьного возраста средствами социально- культурной деятельности
(на примере МУ «ЦРДК» с. Шаран МР Шаранский район)
УФА 2012 Приложение № 10 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Акатов. – М.: Владос, 2003. – 160 с. 2. Аникеева, О.Б. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации [Текст] /О.Б. Аникеева, Т.В. Богояркова //Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. – 2007. – № 7 (3). – С. 35–61. 3. Аргунова, Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации [Текст]: автореферат дисс. … канд. пед. наук: 07.00.02: защищена 22.01.09. – [Электр. ресурс]. – Режим доступа: www.ceninauku.ru/info/page_11978.htm. 4. Асмолов, А. Г. Мы обречены на толерантность [Текст] / А.Г. Асмолов // Семья и школа. – 2001. – № 12. – С. 32–35. 5. Асмолов, А.Г.Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта – к парадигме толерантности [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – с. 3– 13. 6. Астапов, В.М.Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями [Текст] / В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро // Детский практический психолог. – 2009. – № 7. – с. 12–17. 7. Багаутдинова, А.М. Толерантность как проблема воспитания [Текст] / А.М. Багаутдинова, Э.Н. Ахметшина //Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 5 дек. 2008 г. г. Нижнекамск, / под. ред. О.Д. Агапова. – Казань: Познание, 2009. – С. 210–214. 8. Байбаков, А.М. Методологические аспекты и технологические основания воспитания толерантности [Текст] / А.М. Байбаков // Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности: сб. науч. и метод. тр. – Волгоград: ВГИПО РО, 2005. – С. 90–92.
Приложение № 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|