Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.21 «Методы принятия и исполнения управленческих решений»
по направлению подготовки
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Профиль «Управление персоналом государственной и муниципальной службы»
бакалавр
квалификация
очная, заочная форма обучения
Ростов-на-Дону, 2016 г.
Авторы – составители:
к.с.н., доцент
кафедры Государственного
и муниципального управления ________________ Канифатов А.С.
к.ф.н., доцент кафедры
Государственного и муниципального управления ________________ Пономарев Н.Н.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой
Государственного и муниципального управления
Протокол от «___» ____________ 201___ г. №____
Заведующий кафедрой
Государственного и муниципального управления
к.э.н., доцент ________________ Овакимян М.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Наименование дисциплины (модуля)
2. Цель и задачи дисциплины (модуля)
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
4. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
5. Объем дисциплины (модуля)
6. Содержание и структура дисциплины (модуля)
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
9. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
10. Основная и дополнительная литература для освоения дисциплины (модуля)
11. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимые для освоения дисциплины (модуля)
12. Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса
13. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса
Наименование дисциплины (модуля)
Настоящая программа учебной дисциплины «Методы принятия и исполнения управленческих решений» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и формы контроля. В программе представлены структура и последовательность учебных занятий, охватывающих предметную область основных научных знаний в сфере управленческих решений для подготовки студентов очного и заочного отделений.
Цель и задачи дисциплины (модуля)
Цель изучения дисциплины – сформировать у будущего специалиста в области государственного и муниципального управления готовность к профессиональной деятельности, умение использовать современные приемы и методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений в условиях конкурентной среды.
Задачи изучения дисциплины:
· теоретическое освоение студентами знаний в области принятия управленческих решений;
· приобретение систематических знаний о закономерностях, правилах и процедурах в изучаемой области;
· приобретение систематических знаний в области теории и практики принятия управленческих решений;
· изучение прогрессивных теорий в области принятия управленческих решений;
· изучение опыта зарубежных организаций по принятию управленческий решений и определение возможности его использования в работе российских компаний;
· понимание механизмов принятия управленческих решений, соответствующих реальной социально – экономической действительности;
· приобретение практических навыков сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды для принятия управленческих решений на уровне бизнес – организации, органов государственного и муниципального управления;
· приобретение навыков творческого осмысления постоянно изменяющейся социально - экономической действительности и поиска самостоятельного решения нестандартных управленческих проблем.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-9, ПК-21.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Код компетенции
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
|
ОПК-1
| владеть навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности
| Знать
З1 - закономерности развития мышления
|
Уметь
У1 - воспринимать, обобщать и анализировать информацию
|
Владеть
В1 - способностью к постановке целей и выбору путей их достижения
|
ОПК-2
| способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
| Знать
З1 - правовые, политические и технологические аспекты государственного и муниципального управления
|
Уметь
У1 - выявлять и формулировать задачи государственного и муниципального управления и находить различные пути их решений
|
Владеть
В1 - навыками организационно-управленческой деятельности
|
ОПК-3
| способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия
| Знать
З1 - современные средства и методы обработки информации, подходы к обобщению информации
|
Уметь
У1 - анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию
|
Владеть
В1 - навыками анализа и обобщения материала
|
ПК-1
|
умение определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
|
Знать
З1 - основные методы и модели принятия решений
|
Уметь
У1 - решать типовые задачи, используемые при принятии управленческих решений
|
Владеть
В1 - математическими, статистическими, качественными и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач
|
ПК-2
| владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
| Знать
З1 - методы прогнозирования определенных результатов
|
Уметь
У1 - формализовывать управленческие воздействия
|
Владеть
В1 - навыками проведения организационно-управленческой диагностики конкретной организации, анализа её деятельности, выявления недостатков и внесения коррективы в существующую организационную структуру
|
ПК-9
| способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации
| Знать
З1 -специфику и особенности управленческого труда, и то, что предмет управленческого труда - это информация, а средство управленческого труда - это современные информационные технологии
|
Уметь
У1 -формировать внутриорганизационные коммуникации
|
Владеть
В1 -методами сбора, анализа и интерпретации информации для определения проблемы и постановки цели
|
ПК-21
| умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры
| Знать
З1 - методы контроля качества управленческих решений и осуществления административных процессов
|
Уметь
У1 - организовывать контроль качества управленческих решений и осуществления административных процессов
|
Владеть
В1 - навыками проведения расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации проектов
|
Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Дисциплина Б1.Б.21 «Методы принятия и сполнения управленческих решений» относится к базовой части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» профиль «Управление персоналом государственной и муниципальной службы».
Глубокое усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов с литературой и нормативными документами. Основным видом учебных занятий по данной дисциплине являются практические занятия, которые проводятся в виде диспутов, круглых столов и др. Изучение дисциплины осуществляется в течение одного семестра: для студентов очной формы обучения – на 4 курсе в 8 семестре, для студентов заочной формы обучения – на 4 курсе в 11 семестре.
Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее: «Философия», «История», «Психология», «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)», «Информационные технологии в управлении» и др.
По дисциплине осуществляется текущий контроль и промежуточная аттестация в форме зачета.
Изучение дисциплины влияет на квалификационные качества студента, его профессиональные компетенции по направлению «Государственное и муниципальное управление». Дисциплина формирует знания необходимые для изучения таких дисциплин как Б1.В.ОД.25 «Управление проектами», Б1.В.ДВ.3.1 «Экологичный менеджмент» (очная форма обучения) и Б1.В.ОД.23 «Инновационный менеджмент», Б1.В.ДВ.4.3 «Современные технологии управленческого консультирования» (заочная форма обучения).
Объем дисциплины (модуля)
Для изучения дисциплины предусмотрено 3 з.е. (108 часов). На контактную работу с преподавателем отведено 54 академических часа для студентов, осваивающих программу по очной форме обучения и 12 академических часов для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения. На самостоятельную работу выделено 54 академических часа для студентов, осваивающих программу по очной форме обучения и 92 академических часа для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения.
Промежуточная аттестация в форме зачета предусмотрена на 4 курсе в 8 семестре (для студентов очной формы обучения) и на 4 курсе (для студентов заочной формы обучения).
Таблица 2
Объем дисциплины (модуля)
Вид учебных занятий и самостоятельная работа
| Объем дисциплины (модуля), час
|
Всего
| Семестр (триместр), курс*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очная форма обучения
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
| | | | | | | |
| | | | |
лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
|
| | | | | | | |
| | | | |
Промежуточная аттестация
| форма
| | | | | | | | зач.
| | | | |
час.
| | | | | | | | | | | | |
Общая трудоемкость (час. / з.е.)
| | | | | | | | 108/3
| | | | |
Заочная форма обучения
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
| | | |
| | | | | | | | |
лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
|
| | | |
| | | | | | | | |
Промежуточная аттестация
| форма
| | | | зач.
| | | | | | | | |
час.
| | | |
| | | | | | | | |
Общая трудоемкость (час. / з.е.)
| | | | 108/3
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
*Примечание – семестр (триместр) – для очной формы обучения, курс – для заочной формы обучения
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 3
Содержание дисциплины (модуля)
№ п/п
| Наименование тем (разделов)
| Содержание тем (разделов)
| Коды компетенций
| Коды ЗУН (в соответствии с табл. 1)
|
Тема 1
| Понятие, значение и функции управленческого решения
| Предмет и задачи курса. Природа процесса принятия решения. Возникновение науки об управленческих решениях в контексте развития менеджмента. Связь науки об управленческих решениях с другими науками об управлении. Общие сведения о теории принятия решений. Функции решения в методологии и организации процесса управления. Понятия «управленческая проблема», «управленческое решение». Сферы принятия управленческого решения. Сравнительная характеристика особенностей принятия решения в бизнес-организациях и в системе государственного и муниципального управления. Экономическая, социальная, правовая и технологическая основы принятия управленческого решения. Современные концепции и принципы выработки решения. Зависимость принятия решения в организациях от типа менеджмента. Типы менеджмента по взаимодействию с объектом управления и алгоритмы принятия решения при различных типах менеджмента. Характеристика функций управленческого решения (направляющая, координирующая, мотивирующая и т.п.). Их место в методологии и организации процесса управлении. Роль мотивации и организационной культуры при разработке и реализации управленческого решения.
| ОПК-2
| З1, У1, В1
|
Тема 2
| Типология управленческих решений и предъявляемые к ним требования
| Характеристика основных типов управленческих решений: по используемым методам, по творческому вкладу, по степени формализации проблем. Понятия «ситуация» и «проблема». Ситуационные концепции управления процессом принятия решений. Классификация ситуаций и проблем, возникающих в деятельности организации. Типология управленческих решений. Классификация управленческих решений: решения, сгруппированные по функциям управления. Классификационные признаки управленческих решений: цель, условия принятия, время, информация, последствия, ответственность. Современные подходы к классификации управленческих решений: по числу влияющих на решение субъектов, по характеру процесса принятия решений по технологии разработки, в соответствие с прогнозной эффективностью и т.п. Стратегические и тактические решения, их особенности и взаимосвязь. Проекты как форма разработки, принятия и реализации управленческого решения. Условия и факторы качества управленческих решений. Требования, предъявляемые к качеству и содержанию управленческих решений (реальность, устойчивость к возможным ошибкам, контролируемость и т.п.).
| ПК-2
| З1, У1, В1
|
Тема 3
| Роль и значение лица, принимающего решения (ЛПР). Информационное обеспечение процесса принятия управленческого решения
| Характеристика личности ЛПР, влияющая на выбор альтернативы при принятии решений. Особенности индивидуального и группового принятия решений. Индивидуальное принятие решений против группового. Правила принятия коллективных решений. Коллективные решения в малых группах. Роль руководителя организации и его влияние на процессы принятия управленческих решений в организации. Сущность и виды ответственности руководителя при принятии решений. Информационные условия разработки и исполнения управленческих решений. Внутриорганизационная информация в контексте принятия управленческих решений. Характеристика внутренней системы информации в организации. Процесс обмена управленческой информацией между организацией и внешней средой. Понятие «информационная асимметрия». Состав стандартной информационной модели организации процесса подготовки и реализации управленческого решения. Проверка достоверности информации, характеризующей деловую ситуацию.
| ОПК-1
| З1, У1, В1
|
Тема 4
| Основные этапы процесса принятия управленческого решения
| Целевая ориентация управленческих решений. Постановка цели и формулировка ограничений для принятия решений. Взаимосвязь целей и решений. Осознание необходимости принятия управленческого решения. Идентификационные проблемы: предупреждающие сигналы и источники возникновения трудностей при идентификации проблемы. Выбор критерия принятия управленческого решения. Классификация критериев принятия управленческого решения. Разработка и развитие альтернатив. Анализ альтернатив действий. Сравнение альтернатив и выбор решений. Проверка реализуемости разработанных альтернатив. Обоснование выбора альтернативы. Характеристика механизма принятия управленческого решения: механизмы вертикальной и горизонтальной координации принятия решения. Административные мероприятия, необходимые для организации процесса согласования и утверждения управленческого решения. Особенности разработки управленческого решения в корпоративных и индивидуалистических организациях. Условия неопределенности и риска. Проблемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
| ПК-1
| З1, У1, В1
|
Тема 5
| Анализ внешней среды и ее влияния на принятие и реализацию управленческого решения
| Характеристика элементов внешней среды организации. Основные параметры процесса анализа внешней среды для принятия и реализации управленческого решения. Свойства объектов и субъектов принятия управленческого решения. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив. Методы анализа внешней среды. Личные наблюдения, опыт, аналогия. Деловая беседа, целевая анкета. Правила составления деловой анкеты. Учет интересов опрашиваемого лица. Преимущества и недостатки использования деловой анкеты. Внешний аудит и консалтинг. Преимущества и недостатки привлечения российских и зарубежных консультантов. Эффективность привлечения внешних по отношению к организации консультантов. Правила выбора консультантов.
| ОПК-3
| З1, У1, В1
|
Тема 6
| Методы и модели, используемые при принятии управленческого решения
| Понятия «метод», «модель», «алгоритм», «моделирование». Модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения.Ценность, необходимость и ограниченность использования моделирования при принятии управленческих решений. Характеристика этапов процесса моделирования. Проблемы использования моделирования в управлении организацией. Краткая характеристика методов принятия управленческих решений: состав, область использования, основные характеристики. Экономико-математические методы, методы моделирования, методы выработки решений в диалоговом режиме, количественные и качественные экспертные методы, алгоритмический, статистический, эвристический методы, методы сценариев и метод «дерева решения», топологические методы.
| ПК-21
| З1, У1, В1
|
Тема 7
| Власть и организационная иерархия при разработке и принятии управленческого решения
| Характеристика взаимодействия участников выбора управленческого решения. Отношения субъект - власть, лидерство - объект управленческих решений. Власть, влияние, сила, источники их формирования. Делегирование полномочий по принятию управленческого решения. Централизация и децентрализация процесса разработки решения. Влияние авторитета личности на процесс разработки и принятия управленческого решения. Понятие социально - психологической согласованности при принятии и реализации управленческих решений. Характеристика социальных, психологических, этических методов достижения взаимодействия при принятии управленческих решений и их сочетание с организационной иерархией. Причины возникновения конфликтов в процессе принятия и реализации управленческого решения и их классификация. Конструктивная роль конфликтов. Управление конфликтными ситуациями в процессе принятия и реализации управленческого решения.
| ПК-9
| З1, У1, В1
|
Тема 8
| Организация и контроль выполнения управленческого решения
| Проблемы организации исполнения принятых управленческих решений. Особенности процедуры организации выполнения управленческих решений. Стимулирование и кадровое обеспечение реализации решения. Контроль реализации управленческих решений. Значение, функции и виды контроля. Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решения. Методы контроля и оценки исполнения решений. Управленческие решения и ответственность. Сущность и виды ответственности за выполнение управленческих решений.
| ПК-1
| З1, У1, В1
|
Тема 9
| Оценка эффективности и качества управленческого решения
| Решения как инструмент реализации изменений в функционировании и развитии предприятий. Эффективность решений. Особенности оценки эффективности управленческого решения, составляющие эффективности. Методологические подходы к оценке эффективности решений. Суть и содержание понятий «качество управленческой деятельности», «качество управленческого решения». Значение стандартизации процессов управления качеством процесса разработки и принятия управленческого решения. Понятие «супероптимальное решение». Место супероптимальных решений среди качественных и эффективных. Роль синергического эффекта в формировании супероптимальных решений. Приемы и методы разработки супероптимальных решений.
| ПК-2
| З1, У1, В1
|
Таблица 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: