Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роли и ролевые ожидания в общении.




Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Линтономи, Дж. Мидом.

 

Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.

 

Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе формальные и неформальные отношения.

В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

 

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности.

Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.

 

Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т. д.

 

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т. д.), многие из них определяются индивидуальными особенностями человека..

 

Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, любой дисбаланс в этом соотношении может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена.

 

Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Влияние социальной роли на развитие личности велико.

 

Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

 

 

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

 

Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

 

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Классическим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей.

Результаты исследования показали противоречивость ожиданий требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.

 

К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования. Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.

 

 

Ролевые конфликты являются частым явлением.

Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда.

 

Механизмы взаимопонимания

Существует множество подходов к осмыслению и трактовке феномена взаимопонимания у отечественных ученых (Андреевой Г.М., Бодалева А.А., Давыдова Г.А., Обозова Н.Н. и Др)- Обобщая все имеющиеся точки зрения, можно прийти к выводу, что взаимопонимание — это социально-психологический феномен, сущность которого проявляется: в согласовании индивидуального осмысления предмета общения; взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию.

Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности — нужно взаимосодействие.

Источниками (причинами) недопонимания могут быть:

• отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;

• различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;

• дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;

• умышленное или случайное искажение передаваемой информации;

• отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;

• отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;

• нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;

• потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.

Взаимопонимание начинается с восприятия и понимания отдельных слов, которые являются лексическими единицами речи, а главное условие для установление коммуникативного контакта является единая система кодирования и декодирования информации.

Вербальная коммуникация – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей, прежде всего с помощью вербальных средств, т.е. слов.

Структура коммуникационного процесса - упорядоченное множество узловых точек, связанных коммуникационным процессом, каждая из которых находится в определённых отношениях.

 

В информационно-коммуникационной структуре выделяются 7 основных звеньев:

 

o кто говорит (коммуникатор; источник; отправитель; адресант; рекламодатель; автор);

o что говорит (содержание);

o как говорит (вид, форма);

o посредством чего говорит (канал; вид связи);

o кому говорит (аудитория; получатель; адресаты; читатель; зритель; слушатель; реципиент и т. д.);

o когда говорит (время);

o с каким результатом (обратная связь).

 

Причём одна часть звеньев соотносится с информационной системой, тогда как другая часть звеньев -- со сферой коммуникационных процессов. В целом они образуют единство. При этом нельзя упускать из виду, что информация является двусторонним непрерывным процессом, характеризуемым обратной связью

 

Вербальный канал коммуникации часто неотделим от невербального. Все же вербальная коммуникация может считаться ведущим способом установления отношений в таких видах общения как:

 

· Деловая беседа (обычно – партнерское общение, когда участвует два человека, например, беседа врача с пациентом)

 

· Переговоры (обычно – между группами людей)

 

· Публичное выступление (общение с большим количеством людей).

 

 

Основные ошибки, возникающие при партнерском общении, по существу сводятся к следующим:

 

· неумение устанавливать продуктивный контакт;

 

· неумение слушать и прояснять позицию партнера, что затрудняет ориентацию в ситуации;

 

· пропуск важных этапов общения (например, часто партнеры пропускают 2 этап и после едва установившегося контакта партнеры переходят к взаимному убеждению, а потом вынуждены возвращаться на предыдущий этап),

 

· игнорирование эмоционального состояния партнера;

 

· использование неконструктивных способов влияния на партнера (манипуляция, принуждение …); и т.д.

 

Фазы партнерского общения:

 

1. Установление контакта (средства: Невербальные и вербальные сигналы, способствующие контакту)

 

2. Ориентация в проблеме (средства: Активное слушание. Умение задавать вопросы. Снятие эмоционального напряжения)

 

3. Обсуждение (средства: аргументация, влияние, активное слушание)

 

4. Решение (средства: подведение итогов. Выход из контакта)

 

 

Установление контакта

 

Возникновение взаимодействия между людьми в первую очередь обусловлено появлением у субъекта определенной потребности. В условиях делового общения эта потребность может выражаться в необходимости получения какой-либо информации от партнера, необходимой для выявления возможности плодотворного, сотрудничества; сообщения определенной информации, способной привлечь партнера к сотрудничеству; обмен мнениями и впечатлениями со своим коллегой для формирования дальнейшего плана действий.

 

На этапе побуждения к коммуникации или вступления в контакт - происходит оценка внешнего вида собеседника, его походки, выражения лица и т.п., т.е. оценивается степень совпадения со стереотипом. На этом этапе можно сформировать благосклонность при помощи невербальных сигналов, способствующих установлению контакта, а также с помощью вербального поведения.

 

 

Вербальные сигналы, располагающие к контакту:

 

ü Отчетливое приветствие

ü Обращение к человеку по имени

 

Следует в начале беседы поинтересоваться именем собеседника и далее его использовать. Бывают сложные имена, но их запомнить помогут ассоциации и образные представления. Если имя забыто – не следует строить безличные фразы, лучше переспросить.

 

ü Предложение сесть

ü Терпеливое слушание

 

Лучше активно слушать собеседника или аккуратно переключить вопросом. Далее будут рассмотрены техники активного слушания, использование которых влияет на эффективность общения.

 

ü Малый разговор

 

Это беседа на интересную и приятную для собеседников тему, которую ему приятно обсуждать. Это непринужденная беседа о семейных делах, хобби, забавных событиях. Цель малого разговора – создать благоприятную психологическую атмосферу, заложить основы симпатии и доверия. Или же – восстановить эмоциональное равновесие, симпатию и доверие. При длительном общении рекомендуется интересоваться личной жизнью (коллег, подчиненных), например, знать имена близких, дни рождения и т.д. Это усиливает значимость как партнера по общению.

 

ü Использование комплиментов

 

Комплимент – это подчеркивание достоинств собеседника. Следует отличать от комплимента похвалу и лесть. Похвала – это оценка личных качеств. В деловом (партнерском) общении она не совсем уместна. Лесть – большое преувеличение достоинств человека или подчеркивание социально-желательных качеств, которых у человека нет. Практически все люди различают лесть и комплимент. Комплимент – это тренируемый навык.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...