Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды социального взаимодействия




 

Социальное взаимодействие - система взаимообусловленных социальных действий, при которых действия одного субъекта (индивида, группы, сообщества) одновременно являются причиной и следствием ответных действий других.

 

В процессе ее реализуется социальное действие партнеров, происходит взаимное приспособление действий каждого из них, единодушие в понимании ситуации, осознании ее смысла действий, определенная степень солидарности между ними.

 

Виды социального взаимодействия классифицируют:

 

- По количеству субъектов взаимодействия: Между двумя людьми, между индивидом и группой, между группами;

 

- По характеру взаимоотношений субъектов взаимодействия: односторонние и двусторонние;

 

- По сроку: краткосрочные и долгосрочные;

 

- За наличием (отсутствием) организованности: Организованы и неорганизованные;

 

- За сознанием взаимодействия: осознанные и неосознанные;

 

- За «материальностью» обмена: интеллектуальные (идейные), чувственные (эмоциональные) и волевые.

Техники и приемы общения, правила слушания и ведения беседы, убеждения

Умение слушать — наиболее важное из всех качеств, которыми должен обладать успешный в общении человек, в особенности, если коммуникативная компетентность является составной частью его профессионализма. Дать человеку возможность высказать свои мысли и чувства, выслушав его внимательно, с пониманием и любовью, не так просто, как может показаться на первый взгляд. Существуют определенные приемы активного слушания, поговорим о них.

 

· Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Это активный процесс, требующий внимания. В зависимости от ситуации собеседник может выразить понимание, одобрение и поддержку короткими фразами или междометиями.

 

· Рефлексивное слушание является объективной обратной связью для говорящего, и служит критерием точности восприятия услышанного. Этот прием помогает собеседнику наиболее полно выразить свои чувства.

 

Уметь слушать рефлексивно — значит расшифровывать смысл сообщений выяснять их реальное значение.

 

Множество слов в русском языке имеет несколько значений, поэтому важно правильно понять говорящего, понять то, что он хочет сообщить.

 

· Эмпатическое слушание. Эмпатия — это понимание любого чувства, переживаемого другим человеком (будь то гнев, печаль или радость) и ответное выражение своего понимания этих чувств. Эмпатия, или сопереживание, проявляется в чуткости к собеседнику.

Правило активного и конструктивного слушания -- одно из основных условий эффективных коммуникаций. К. Дэвис следующим образом суммировал те требования, которые включены в умение слушать:

 

1) перестаньте говорить;

2) помогите говорящему раскрепоститься;

3)покажите говорящему, что вы готовы слушать;

4) устраните раздражающие моменты;

5) сопереживайте говорящему;

6) будьте терпеливы;

7) сдерживайте свой характер;

8) не допускайте споров или преимущественной критики;

9) задавайте вопросы;

10) и снова -- «перестаньте говорить!» Наконец, заключает К. Дэвис, «природа дала человеку два уха, но только один язык, намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить».

 

4. Виды вопросов

 

На основном этапе беседы большое значение придается вопросам, которые собеседники задают друг другу.

 

Вопросы бывают:

 

1. Закрытые.

 

Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия и т.д.) или ответ «да» или «нет».

 

2. Открытые.

 

Вопросы, предполагающие развернутый ответ. Начинаются со слов: «Что? Как? Каким образом? При каких условиях?» и т.п. Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы партнеру хотелось отвечать на них. Между тем, открытый вопрос может производить парадоксальный эффект: партнер замыкается, теряет интерес к разговору, оказывается совершенно обескураженным и т.д. Нейтрализовать этот эффект можно лишь подчеркнутой вежливостью формулировок. Наиболее нейтральными являются вопросы, содержащие местоимение «мы» или вообще безличные.

 

3. Альтернативные.

 

Занимают промежуточное положение, но, в сущности, это тоже гипотезы, просто в альтернативном вопросе содержится не одна, а несколько гипотез. И все эти гипотезы могут оказаться неверными.

 

4. Риторические.

 

Вопросы, не требующие ответа, их цель – вызвать новые вопросы или указать на нерешенные проблемы.

 

Виды влияния

 

Влияние в межличностном общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей. Каждый из нас может пытаться влиять на других. Цели, связанные с некоторыми потребностями, зачастую не осознаются или тщательно скрываются. Современному человеку важно осознать истинные цели своего влияния на других для того, чтобы не пытаться воздействовать на других неконструктивным способом. Осознав свои цели, можно найти конструктивные способы получения помощи и поддержки других людей для их осуществления.

 

Конструктивными могут быть признаны такие виды влияния людей друг на друга как:

 

· Самопродвижение – открытое предъявление свидетельств своей компетентности для того, чтобы быть оцененным по достоинству. Средства: реальная демонстрация своих возможностей, раскрытие своих личных целей.

 

· Аргументация – высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения (или позиции) с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению (или позиции). Для того чтобы аргументация была конструктивной, она должна отвечать некоторым условиям. Во-первых, цель аргументации должна быть отчетливо сформулирована адресату. Во-вторых, необходимо заручиться согласием адресата выслушать вас.

 

 

Общие правила аргументации:

 

1. вежливость и корректность

2. простота (высказывания должны быть понятными и не содержать в себе редко используемых или специальных терминов)

3. общий язык (который понятен обеим сторонам)

4. краткость

5. наглядность (рисунки, графики, образные сравнения и т.д.)

6. избегание чрезмерной убедительности

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...