Принципы и методы обучения, применяемые в процессе изучения темы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение
Учреждение начального профессионального образования является государственным, муниципальным или негосударственным образовательным учреждением и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством Российской Федерации. Главной задачей учреждения начального профессионального образования является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ. Профессиональное училище осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих. На базе профессионального училища может осуществляться разработка и внедрение передовых методик в области начального профессионального образования по соответствующему профилю подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих высокий уровень профессионального образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих запросы личности и производства.
Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, на принципах демократии и гуманизма. Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования должен быть ориентирован на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении квалификации, специальной, физической и общекультурной подготовки его выпускников. Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования регламентируются учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением самостоятельно с учетом содержания примерных учебных планов, программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов и рекомендуемых федеральным органом управления образованием. Образовательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику, воспитательную работу с обучающимися.
Теоретическая часть Принципы и методы обучения, применяемые в процессе изучения темы обучение воспитательный учебный занятие В процессе изучения данной темы целесообразно применить следующие принципы и методы обучения учащихся в учебных мастерских . Принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики. Связь обучения и труда, теории и практики - процесс двусторонний. Учебная и трудовая деятельности органически связаны одна с другой. Поэтому важно, чтобы преподавание всех учебных предметов было направлено на подготовку и сознательное включение учащихся в производственную деятельность.
Осуществление данного принципа зависит от соблюдения следующих условий: теоретическое знание должны быть опережающими, проверяться на практических занятиях; в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания, умения по различным отраслям науки; для эффективной реализации подготовки рабочих широкого профиля необходимо осуществлять синтез отраслевых знаний и синтез по видам производства; интеграцию содержания обучения следует осуществлять в двух направлениях: по вертикали - объединение профессиональных знаний и умений в пределах единого предмета и по горизонтали - взаимосвязь специальных знаний и умений. 2. Принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявление типовых задач трансформацию их в учебно-производственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения. С помощью моделирования можно получить опережающую информацию для обоснования целей, содержания, средств, действий методов обучения, разработки профессионально-квалифицированных характеристик, учебных планов, программ и учебников. 3. Принцип профессиональной мобильности Принцип профессиональной мобильности предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию. Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и решения тех проблем, которые человек имеет в своей практике, а также видения и понимания перспектив развития производства. Цель обучения и состоит в том, чтобы учащиеся не только овладели профессией, но и развили свой интеллект. Содержание профессионального обучения должно быстро совершенствоваться и адаптироваться при возникновении инноваций в технике, технологии и организации труда. 4. Принцип модульности профессионального обучения Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информаций и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Цели, содержание и методику организации модульного обучения определяют следующие аспекты: выделение из содержания обучения обособленных элементов, динамичность, действенность и оперативность знаний, гибкость, видение перспективы, разносторонность методического консультирования, паритетность. Реализация принципа модульности обеспечивает: интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения цели субъекта; постоянный поиск альтернативных путей достижения цели субъекта и того варианта обучения, который подлежит реализации; ориентацию субъекта на перспективу повышения уровня профессиональной подготовки по обучающим модулям. Модули обладают механизмом, позволяющим отражать происходящие изменения в науке и технике, для широкого и оперативного обновления содержания обучения. Осуществление этого принципа требует соблюдения следующих условий: планирование процесса профессионального обучения в соответствии с периодами производственного обучения: вводного, подготовительного периода, периода освоения профессии, контрольно-заключительного; соблюдение последовательности формирования и закрепления навыков и умений в процессе производственного обучения; опора на базовые общеобразовательные знания и умения; упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний. Содержание обучения должно отвечать целям воспитания и образования, отражать реальные трудовые процессы, которыми необходимо овладеть. 5. Принцип систематичности и последовательности Осуществление этого принципа требует соблюдения следующих условий: планирование процесса профессионального обучения в соответствии с периодами производственного обучения: вводного, подготовительного периода, периода освоения профессии, контрольно-заключительного; соблюдение последовательности формирования и закрепления навыков и умений в процессе производственного обучения;
опора на базовые общеобразовательные знания и умения; упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний. Содержание обучения должно отвечать целям воспитания и образования, отражать реальные трудовые процессы, которыми необходимо овладеть. Методы обучения -это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности учащегося, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования. Применяя различные методы, преподаватель сообщает обучаемым материал для познавательной деятельности и руководит ею. Методы обучения реализуются единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и учащихся, в их активном движении к моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний. Методы обучения неразрывно связаны с формами и способами мышления, которые в процессе организации обучающего взаимодействия учителей и учащихся обеспечивают возможность выявить истину, проникнуть в сущность явлений и процессов объективной действительности. Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, ‘показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Упражнение - метод обучения, предлагающий многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений.
Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в навыки и умения, сформировать у него готовность к умелым практическим действиям, воспроизводящей и творческой активности в различных условиях. Упражнения по своему характеру подразделяются на упражнения трудовых приёмов, трудовых операций, трудовых процессов. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют: а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления - воспроизводящие упражнения; б) упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения; Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников. Самостоятельная работа - важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям. Работа с печатными источниками обычно занимает большое количество времени. Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся. Содержание ее включает в себя следующее. Во-первых, ознакомительное чтение матерала или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о содержании; выделение материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особенно внимательного изучения. Во-вторых, повторное, сравнительно медленное чтение, расчленение текста на смысловые части, выделение основных положений, аргументации автора, изучение схем, таблиц, чертежей. Выполнением этого этапа осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или его раздел. В-третьих, конспектирование изучаемого текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить в закрепить в памяти. Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные ее положения и найти им практическое применение. Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет учителю, опираясь на имеющийся у учащихся багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты. Педагогическая функция поисковых заданий и проектов - в индивидуализации обучения, расширении объема знаний в условиях дифференциации и профильного обучения по продвинутым программам. Такие задания вводят школьников в проблемы рационализации труда, исследовательских творческих методов познания. Они применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся составляют отчеты о длительных наблюдениях; разрабатывают схемы действия приборов, станков, машин, внося предложения по совершенствованию технологических процессов. Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приобретении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор учащихся, в овладении ими первичными исследовательскими навыками. Самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле-, радиопередач также весьма эффективны, если учитель организует в контролирует этот процесс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|