Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика задержки психического развития




 

Задержки психического развития - пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т.е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой.

Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания.

Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности - моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.

В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания - скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В некоторых случаях остаются проявления синдрома минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности (А.С. Тиганов, 1998).

Чаще всего в педагогике приходится сталкиваться с психолого-педагогическими проблемами задержки психического развития (ЗПР), проявляющейся в виде неуспеваемости. Ряд авторов связывают отставание в психическом развитии с резидуально-органической (остаточной) патологией центральной нервной системы, проявившейся в период внутриутробного развития или во время родов, или же в раннем детстве, а также с генетически обусловленной недостаточностью развития головного мозга (В.В. Лебединский, 1985, и др.). Известно, что даже слабовыраженная органическая недостаточность мозга, возникшая вследствие постродовой энцефалопатии или инфекционно-аллергического поражения ЦНС, приводит к замедлению темпа психического развития.

Соматически ослабленные дети также представляют группу риска. У них задержка психического развития может носить парциальный характер. При этом на передний план выступают признаки как физической (физиологической), так и психологической неподготовленности к обучению в школе.

В то же время понятие «задержка» развития подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и, вместе с тем, преходящий характер отставания, которое с возрастом нивелируется или полностью преодолевается при создании соответствующих условий обучения и воспитания. В частности, с 1981 года для детей с задержкой психического Развития открыты школы нового типа. Специальные классы детей этой категории существуют и в обычных общеобразовательных школах. По мере улучшения успеваемости учащеихся переводят в обычную общеобразовательную школу. В случаях же, когда ученик не успевает по программе специального Учения, ставится вопрос о направлении его на медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о продолжении обучения во вспомогательной школе.

Неуспеваемость учащихся начальных классов может быть вызвана разными причинами. К ним относят: 1) неподготовленность к обучению в школе (так называемая социальная и педагогическая запущенность); 2) соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; 3) дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте 4) недостатки зрения и слуха; 5) умственная отсталость (значительная часть таких детей попадает в первый класс обычной школы и после годичного обучения медико-педагогической комиссией направляется во вспомогательные школы); 6) негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем (В.А. Худик, 1993).

Неблагоприятные социальные факторы, как правило, усугубляют отставание в психическом развитии, порождая симптомоомплекс вредных привычек и девиаций поведения.

Дети с ЗПР в основном отстают в учебе. Особых нарушений поведения за ними не наблюдается. Они скорее бывают малозаметными, недостаточно активными и подвижными. По физическим данным они не соответствуют своему возрасту. В их поведении также усматриваются незрелость личностных установок. Они стремятся больше общаться с детьми младше себя по возрасту, не проявляют интереса к учебе, отличаются инфантильными установками в поведении со своими сверстниками. У некоторых детей бывают частые простудные заболевания, ночной энурез, они поздно начинают ходить и говорить. К моменту поступления в школу такие дети обнаруживают ограниченный словарный запас, низкий уровень ассоциативного и конструктивного мышления и др.

Данные экспериментально-психологического обследования детей этой группы свидетельствуют о задержке их умственного развития, которая сочетается с элементами педагогической запущенности. Однако у обследованных не были обнаруживаются признаки органической недостаточности высшей нервной деятельности.

Их интеллектуальное развитие носит как бы скачкообразный характер. Объем знаний относительно ограничен, отмечается недоразвитие мышления (низкая способность к обобщению и отвлечению, образованию новых понятий), что затрудняет усвоение нового материала. Трансформация учебной деятельности в их сознании происходит с учетом устойчивых установок на прошлое, где по-прежнему важное место занимает игра (В.А. Худик, 1993).

При ЗПР недостаточность мышления проявляется, прежде всего в слабости аналитико-синтетической деятельности, в низкой способности к отвлечению и обобщению, в затруднении понимания смысловой стороны любого явления. Темп мышления замедлен, туго подвержен, страдает переключаемостью с одного вида умственной деятельности на другой. Недоразвитие мышления находится в прямой связи с общим нарушением речи, поэтому словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, устанавливаются детьми с большим трудом. Даже при достаточном словарном запасе и сохраненном грамматическом строе во внешне правильной речи мало выражена функция общения (Л.А. Венгер, 1983).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...