Методики исследования уровня задержки психического развития
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Существует множество методик обследования детей и подростков с дизонтогенезом психического развития, в основу которых положено исследование основных психических процессов: памяти, мышления, внимания, а также волевой, эмоциональной сфер, психомоторных характеристик и сравнения их с нормой. При этом методики должны удовлетворять следующим требованиям. . Стандартизация условий испытаний, что позволит избежать субъективности в подборе заданий и обеспечить всем испытуемым равные возможности. . Надежность и валидность методики при сравнительной простоте применения и небольших затратах времени. Перед началом диагностического обследования ребенка с целью установления первоначального контакта с ним, рекомендуется проводить, так называемое, диагностическое интервью, которое может касаться любой темы. Психолог должен хорошо владеть методикой его проведения. В книге И. Шванцара (1978) «Диагностика психического развития» описаны общие рекомендации к проведению диагностического интервью с детьми. Обычно такое интервью отличается следующей структурой: а) введение: привлечение ребенка к сотрудничеству «настройка»; б) свободные, неуправляемые высказывания ребенка; в) общие вопросы типа: «Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе», «Меня бы интересовало, раз мы уже немного познакомились, как ты играешь с детьми?» и т.п. г) подробное исследование; д) попытка ослабить напряжение и сделать заключение с выражением признательности ребёнку; е) обращаться к ребенку нужно только по имени. Вопросы, которые задаются ребенку бывают трех видов: а) прямые, непосредственно касающиеся исследуемого предмета, например: «Ты любишь сливы?»;
б) косвенные, снижающие опасность внушения, например: «Как ты поступишь, если на столе стоит ваза со сливами?»; в) проективные вопросы, которые сочетаются с идентифицированием ребенка с группой или каким-то лицом, например: «Дети любят сливы?». Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, так как дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках (Рогов Е.И., 1996). Для исследования психомоторных характеристик, как правило используются следующие тесты: . «Темпинг-1» - постукивание карандашом по столу 10 с. Фиксируется количество ударов. . «Темпинг-2» - нажимание клавиши микрокалькулятора большим пальцем 10 с. Фиксируется число нажатий. Для исследования собственно интеллекта используются, как правило, методики МЭДИС и Векслера. МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5-10 человек. Следует учесть, что обстановка группового тестирования может оказаться крайне неблагоприятной для некоторых детей: с повышенной тревожностью, растерявшихся от новой обстановки и т.д. В таких случаях рекомендуется повторить тестирование с помощью другой формы теста или заполнить его индивидуальным психолого-педагогическим обследованием. При планировании тестирования важно учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий, но и время для раздачи и объяснения материала. Общее время выполнения теста составляет 20-30 минут. Каждая форма МЭДИС состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочное выполнение двух заданий, аналогичных тестовым. Задания МЭДИС, как и в зарубежной тестах, представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать.
субтест направлен на выявление общей осведомленности учащихся, из словарного запаса. Среди 5-6 изображений предметов требуется отметить названный экспериментатором. субтест дает возможность оценить понимание ребенком количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями: больше-меньше, выше-ниже, старше-моложе и.т.д. В первых заданиях соотношения однозначны, в последних - надо выбрать предмет больше другого, но меньше третьего. субтест выявляет уровень логического мышления, аналитико-синтетической деятельности ребенка. Причем в заданиях на исключение лишнего используются как изображения конкретных предметов, так и фигуры с различным количеством элементов. субтест направлен на диагностику математических способностей. В него включены математические задания на сообразительность, в которых использован различный материал: арифметические задачи, задачи на пространственное мышление, на определение закономерностей и т.д. Для выполнения ребенок должен уметь считать до 10 и производить сложение и вычитание. Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими показателями: данными собеседования с ребенком, сведениями от родителей, показателями интересов ребенка и т.д. (Е.И. Шебланова и др., 1994) Векслер опубликовал свою первую методику измерения интеллекта в 1939 году, первая редакция детских шкал, WISC, появилась в 1949 году и была рассчитана на детей 6-16 лет. В 1974 году вышла пересмотренная WISC-R. В 1991 году опубликована третья редакция детской шкалы - WISC-III. В основном, для диагностики сейчас используется именно она. В 1967 вышла первая редакция, для детей 4-6,5 лет, представляющая собою большей частью облегченные варианты субтестов WISC и немножко аутентичных, в 1989 - WPPSI-R, рассчитанная на детей от 3 лет до 7 лет 3 мес. - 2002 - WPPSI-III (2,5 года - 7 лет). Устройство всех трех групп шкал во многом аналогично. Процедура индивидуальная, от испытуемого ничего записывать не требуется, протокол ведет экспериментатор. Базовая конфигурация, если так можно выразиться, подразумевает три ключевых показателя. Первый - это полный IQ (Full-Scale IQ - FSIQ). Два других логически вытекают из разбивки полной шкалы на вербальную (Verbal) и действия (Performance) - вербальный (Verbal IQ) и невербальный IQ (Performance IQ). Внутри шкал задания организованы в субтесты, а внутри субтестов однородные задания расположены в порядке возрастания сложности. Субтестов 11 (WPPSI), 13 (WISC) или 14 (WAIS). 6 из них во всех случаях относятся к вербальной шкале, остальные - соответственно. Первичные показатели каждого субтеста переводятся в стандартные с М=10, и стандартным отклонением 3. Затем вычисляются вербальный и невербальный IQ, затем - полный показатель, для которого М=100, стандартное отклонение 15.
Субтесты вербальной шкалы: . Осведомленность (Information) - 29-30 вопросов на знание различных фактов, в основном общебытового характера. Это еще и проверка долговременной памяти и извлечения информации из нее. . Сходство (Similarities) - 19 заданий на объяснение сходства двух объектов. Предполагает задействование понятийного мышления, выделение ключевых признаков, обобщение. . Арифметика (Arithmetic) - 14-24 задания в виде арифметических задач, решаемых устно. Здесь - отвлекаемость, устойчивость и концентрация внимания, мышление на арифметическом материале. . Словарный запас (Vocabulary) - 30-35 заданий на объяснение значений слов (определение слов). Оценивается речевое развитие, словарный запас. Высоко коррелирует с полной шкалой для WAIS. . Понимание (Comprehension) - 16-18 заданий, в которых испытуемый должен объяснить, как поступать в тех или иных ситуациях, почему следует поступить тем или иным образом. Это как бы социальный и практический интеллект, здравый смысл. . Повторение цифр (Digit Span) - наборы цифр, которые нужно повторять за экспериментатором в прямом и обратном порядке. Диагностируется оперативная память (слуховая), концентрация внимания. В WISC-III это дополнительный субтест. . Комбинация букв и чисел (Letter-Number Sequencing) - испытуемому предъявляются последовательности, состоящие из букв и чисел. Сначала он должен воспроизвести только числа в порядке возрастания, затем буквы в алфавитном порядке. Это субтест только для Диагностируется оперативная память и способность упорядочивать одновременно вспомненные объекты разных типов.
Для WPPSI «Повторение цифр» заменено субтестом «Предложения» (то есть вместо цифр надо повторять высказывания), но это дополнительный субтест. Субтесты шкалы действия: . Завершение картинок (Picture Completion) - 20-30 картинок с недостающими частями, испытуемый должен указать на эту недостачу. Требуется внимание к деталям, зрительная дифференциация. . Кодирование (Coding в WISC, Digit Symbol в WAIS) - испытуемый копирует простые символы, соотнося их либо с простыми геометрическими фигурами (кодирование уровня А для детей), либо с цифрами (кодирование уровня В для детей постарше и общий случай для взрослых) по приведенному ключу. Здесь задействованы сенсомоторная координация, скоростные особенности, концентрация внимания. . Упорядочивание картинок (Picture Arrangement) - 10-14 заданий на восстановление верной последовательности картинок, составляющих общую историю или ситуацию. Здесь участвуют компоненты планирования, логического мышления и социальная ориентировка (для распознавания ситуаций). . Композиция из кубиков, она же кубики Кооса (Block Design) - 12 заданий на складывание из кубиков рисунка по представленному двумерному образцу. Участвуют зрительно-пространственный анализ, наглядное мышление. . Сборка объекта (Object Assembly) - 4-5 заданий типа паззлов или разрезных картинок: из предложенный частей нужно собрать плоскую фигуру. Сенсомоторная координация. Для WAIS-III это дополнительный субтест. . Лабиринты (Mazes) - только для WISC. На бумаге линиями изображены 10 лабиринтов, в центре которых расположена фигурка человека. Ребенка просят начертить путь выхода для этой фигурки. Это дополнительный, опциональный субтест. . Поиск символа (Symbol Search) - подбор аналога одного или двух символов (в левой колонке) из правой колонки. Дополнительный субтест в WAIS и WISC. Диагностируется точность и скорость обработки информации. Вместо субтеста «Кодирование» в WPPSI включен «Дом животного» (Animal House), где нужно подобрать домики для четырех животных, пользуясь ключом-подсказкой. «Сборка объекта» заменен «Геометрическими схемами» (Geometric Designs), где ребенок копирует десять простых чертежей. Методика Векслера была адаптирована в Ленинграде и благополучно применялся в исследовательских целях лет 15 (Б.Г. Ананьев). Детская методика Векслера была адаптирована и стандартизирована на отечественной выборке лишь Адаптированный вариант методики Д. Векслера. - М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1973. (shop.psy.net.ru).
Заключение
На основании изучения литературы по теме настоящего реферата, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, психодиагностика - это научно-практическая деятельность распознавания состояния единичного объекта с точки зрения его соответствия норме. Она осуществляется на основе подведения данного объекта под известный науке класс, имеет целью прогноз, возвращение или поддержание системы в состоянии нормального функционирования. Во-вторых, дизонтогенез - это нарушения нормального развития индивида, которое обусловлено либо биологическими (врожденные аномалии - хромосомная абберация (болезнь Дауна), наследственные психические заболевания, различные формы недоразвития головного мозга, родовые и постродовые травмы головы, интоксикация головного мозга и пр.), либо социально-средовыми факторами. В плане психического развития индивида наиболее распространенным отклонением являются так называемые задержки психического развития - пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т.е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой. Связаны они, как правило, с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания. Психические нарушения дизонтогенезе психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности - моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга. В-третьих, психодиагностика дизонтогенезов психического развития представляет собой исследование различных функций психики и сопоставление их с существующей нормой. Для этого методики должны удовлетворять требованиям методики должны удовлетворять следующим требованиям: 1. стандартизации условий испытаний, что позволяет избежать субъективности в подборе заданий и обеспечить всем испытуемым равные возможности; 2. надежности и валидности методики при сравнительной простоте применения и небольших затратах времени. Комплексное исследование, как правило, включает в себя беседу с исследуемым и применение группы тестов определяющих уровень развития различных психологических функций и процессов. Наиболее важным является исследование психомоторной сферы и уровня интеллекта, для чего, как правило, применяют теппинг тест и методику Векслера.
Список литературы психодиагностика дизонтогенез задержка 1. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина // Вопросы психологии, 1994, №2. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968. . Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. К построению теории измеренной индивидуальности в психодиагностике // Вопросы психологии, 1994, №5. . Выготский Л.С. Детская психология /Собрание сочинений М.: Педагогика, 1984. . Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. . Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М. МГУ, 1987. . Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985. . Рогов Е.И. В помощь школьному психологу М., 1996. . Описание методики Векслера [Интернет ресурс](shop.psy.net.ru) . Тиганов А.С. Патология психического развития /под. ред. академика А.C. Тиганова. М.: Научный центр психического здоровья РАМН. 1998. . Худик В.А. Психология аномального развития личности К.: Здоровья, 1993. . Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н. Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет // Вопросы психологии, 1994, №4. . Эльконин Д.Б. Детская психология М.: Учпедгиз, 1960.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|