Работа психолога с тревожными детьми
Коррекционная работа ведется в трех направлениях: · Повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности; · Учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку; · Обучать умению управлять собой в конкретных ситуациях, вызывающих наибольше беспокойство. 1. Повышение самооценки. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу по повышению самооценки, путем поддержки ребенка со стороны взрослого, давая позитивную оценку его действиям и поступкам, ребенок обязательно должен знать за что его похвалили. Лютова Е.К. и Монина Г.Б. предлагают отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах «Звезда недели», «Цветок достижений» и др. 2. Снятие мышечного напряжения. Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. 3. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. В работе с детьми хорошо использовать игры-драматизации. Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. В этом случае желательно привлекать ребенка к обсуждению проблемы, говорить о их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Также применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.
Игры и упражнения
1.Игры и упражнения, направленные на повышение самооценки «Копилка достижений» Цель: Содержание: Возьмитекакую-нибудькартонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы она выглядела копилка его главных ценностей-маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы которые как-то связаны с понятием «успех», или это будут просто симпатичные узоры. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке (с помощью взрослого) какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. «Утяжеление» копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах. «Солнышко» Цель: Содержание: Детей посадить в круг. В центре становится ребенок, с которым проводится работа. Каждому ребенку раздать по цветному карандашу. Объясните что это лучик солнца, и сейчас мы все будем согревать нашего ребеночка добрыми словами. Покажите пример сами, сказав одно предложение-комплимент данному ребенку, и отдайте ему свой лучик солнца. Тот, кого согревают, должен обязательно сказать «спасибо». Далее все дети говорят по кругу что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему.
«Закончи предложение» Цель: Содержание: Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Се предложения должны касаться ребенка. Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им «окончания» должны различаться. Начинайте бросать ребенку мяч со словами: «Я УМЕЮ», «Я МОГУ», «Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ».
«Гусеница» Цель: развитие моторной ловкости, формирование доверия и уверенности в себе. Содержание: детям предлагается встать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.
2. Игры и упражнения, направленные на умение расслабляться «Рот на замок» Цель: зафиксировать состояние расслабления Содержание: Пусть ребенок сильносожмет губы. Теперь, не отпуская, подожмет их так, чтобы они совсем не были видны. Так нужно продержаться несколько секунд, радуя всех тишиной, а затем можно расслабить губы. Подчеркните для ребенка, что теперь его губы стали снова мягкими и не напряженными.
«Воздушный шарик» Цель: обучение расслаблению через глубокое дыхание Содержание: Для начала вспомните с ребенком, как вы надуваете воздушные шары. Как меняется шарик по мере поступления воздуха? Конечно, он увеличивается в размере и напрягается, стенки его становится непросто продавить пальцем. Теперь пусть ребенок представит себя воздушным шаром. Нужно сделать очень глубокий вдох и затаить дыхание. Попросить ребенка положить руку на живот и почувствовать, стал ли он круглым и напряженным. Если стал, то можно выдохнуть и ощутить, как приятно когда живот расслаблен. Игру повторить 3-5 раз: напряжение на вдохе, задержка на несколько секунд, выдох и расслабление. Примечание: Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка – они не должны подниматься. Второй важный момент – выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот.
«Волшебное путешествие» Цель: релаксация Содержание: Предложитеребенку сесть удобнее и закрыть глаза. Моно включить какую-нибудь плавную, приятную мелодию (музыка обязательно должна быть без слов). Объясните что, сейчас вы будете играть в волшебное путешествие. Попросите ребенка расслабиться, сделать глубокий вдох, выдох и постараться представить то, о чем вы ему будете говорить.
А рассказать вы можете примерно следующее: «Представь себе, что мы сидим в комнате и смотрим в окно, а там синее – синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну. Его форма напоминает пони. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотри, оно машет нам лапкой, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на теплое облако. Устраивайся удобнее, ощути, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где тебе всегда хорошо. Подумай о таком месте. Облако стало двигаться. Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц. Удивительно хорошо. Вот, кажется, мы начинаем снижаться. Облако отпускает нас на землю. Теперь ты можешь идти. Мы там, где ты спокоен и счастлив, где тебе очень хорошо. Посмотри, что там вокруг? Какие в этом месте запахи? Что ты слышишь? Есть ли тут кроме тебя какие – то люди или животные? Тут ты можешь делать все, что хочешь. Побудь в этом месте еще немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдем к облаку (медленно считайте от одного до десяти). Ну вот, пора возвращаться, залезай на облако. Мы снова летим по синему небу. Вот уже показался наш дом. Облако аккуратно подплывает к самому окну. Мы с тобой залазаем в нашу комнату прямо через окно. Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой. Оно медленно уплывает в даль. Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а ты откроешь глаза (считайте до пяти)». Примечание: после того, как ребенок откроет глаза, попросите его поделится с вами впечатлениями от путешествия. Приятно ли ему было плавать на облаке? Какое место он себе представил? Как он себя чувствовал? Существует ли это место на самом деле или оно создано его воображением? Отнеситесь внимательно к рассказу ребенка – он может содержать очень важную информацию о том, где и от чего ребенок чувствует себя комфортно.
3. Игры и упражнения, направленные на формирование умения управлять собой и развитие коммуникативных навыков «Газета» Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Содержание: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают пополам до тех пор, пока кто–то из участников не сможет встать на нее. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится. Примечание: эта игра помогает преодолеть детям робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
«Трио» Цель: развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща. Содержание: дети разбиваются на тройки, обнимают друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева ставит правую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием. Примечание: данная игра интересна как игра–соревнование в процессе, которого им необходимо прийти к согласию, чтоб достичь финиша. «Сиамские близнецы» Цель: развитие моторной ловкости, развивает умение вступать в контакт. Содержание: дети разбиваются на пары, им предстоит стать «сиамскими близнецами», сросшимися руками, ногами, спинками или головами. После этого дети могут заняться каким – либо делом: походить, попрыгать, сесть, встать, порисовать и т.д. дети забывают что они – сиамские близнецы, поэтому можно связать веревкой или скакалкой сросшиеся части тела (руки, ноги), ведь тогда «близнецы» действуют более дружно и лажено. Примечание: такая игра ставит детей перед необходимостью договариваться между собой, помогать друг другу, это развивает умение вступать в контакт, преодолевать робость.
Агрессивность.
Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования – это удовольствие и неудовольствие. Критерии агрессивности.
Поведенческие проявления агрессивности ребенка При защитной агрессивности: — ребенок часто конфликтует; — громко говорит; — на занятиях выкрикивает; — может проявлять тенденцию к лидерству. При деструктивной: — нарочито употребляет грубые слова («туалетные»); —ломает (рвет, режет); —склонен к проявлению косвенной агрессии (ябедничает или действует исподтишка); —радуется при разрушении чего-либо (например, при виде бьющейся посуды); —в общепринятом смысле почти не агрессивен (редко дерется); —при проверке знаний проявляет неуверенность. При демонстративной: —ребенок старается привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; —проявляет преимущественно вербальную агрессию; —может лгать или брать чужое; —проявляет большое внимание к своей одежде, внешнему виду.
Условия создания и реализации индивидуальной коррекционной программы. Диагностика агрессивности ребенка 1. Изучение анамнеза и карты развития. 2. Беседы с родственниками и педагогами для получения сведений о ребенке, анкетирование. 3. Наблюдение в регламентированной и нерегламентированной деятельности. 4. Использование специальных методик для выявления степени агрессивности. Работа с матерью ребенка 1. Налаживание контакта. 2. Психолого-педагогическое просвещение (беседы, индивидуальные консультации, работа с литературой, использование опыта воспитания других семей, наглядной информации, посещение тренингов). Цели: изменение установки матери, избегание негативного воздействия, устранение семейных конфликтов и обучение эмоционально положительной модели взаимодействия с ребенком (снимать агрессивные проявления, приемлемыми способами выражать гнев, сбрасывать напряжение, развивать способности ребенка к эм-патии, доброжелательному отношению к окружающим). Составление программы с участием врача-невропатолога, педагогов ДОУ и родителей. Условия реализации 1. Единство лечебной и педагогической коррекции. 2. Соблюдение единых воспитательных требований в семье и ДОУ. 3. Создание атмосферы принятия ребенка. Признание его достоинств и интересов. 4. Обеспечение постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия. 5. Использования ровных, мягких воспитательных мер в сочетаан с любовью, требовательностью и настойчивостью. 6. Исключение психического перенасыщения ребенка (перевозбуждения). 7. Правильный режим дня, включая пролонгированный сон, психофизический, покой, уединение в тихих «местах в течение 1—2 ч, дозирование нагрузки в течение дня и рабочей недели. 8. Достаточное пребывание на свежем воздухе и организация двигательной активности. 9. Полноценное питание. 10. Преобразование прямой агрессии ребенка в косвенную (выплескивать гнев на предметы — бросать резиновые игрушки, поролоновые подушки, мячи; комкать, рвать бумагу; играть с водой, песком, глиной; использовать изотерапию). 11. Модификация поведения ребенка в ходе агрессивных вспышек (приемы отвлечения, переключение внимания). 12. Обучение умению снимать эмоциональное напряжение через релаксацию, позитивное самовнушение, аутотренинг, медитативную, дыхательную и эмоционально стимулирующую гимнастики и др. 13. Формирование эмпатии, дружелюбного отношения к другим.
Приемы и методы. Методы общепедагогического влияния: —поощрение достижений ребенка; —подтверждение его уникальности; —наказание (не лишая ребенка родительской и воспитательской любви); —метод изоляции (без запирания, с наблюдением); —обесценивание неудачи; —интимная беседа с ребенком; —оценка поступков; —коррекция через труд; —коррекция через игру: дидактическую, подвижную, сюжетную; —коррекция через ознакомление с художественной литературой; —коррекция через рассматривание иллюстраций и фотографий; —коррекция через познавательную беседу
Психотерапевтические методы: внушение, убеждение, осуждение, разъяснение, доверие, психологический массаж, тактильный контакт, контакт глаз, релаксация, аутотренинг, дыхательная терапия, изотерапия, игротерпаия, танцетерапия; кинезотерапия, медитативная гимнастика.
Специальные коррекционные приемы, игры (их можно использовать как в коррекционной программе, так и рекомендовать для игр дома) по четырем направлениям: - обучать самоконтролю – вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность; - работать с чувствами – учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим; - прививать конструктивные навыки общения – обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Работа с гневом
В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в «копилку гнева», а это уже сродни бомбе замедленного действия. Когда ваша копилка будет полна, то «излишки» гнева выльются либо на случайно подвернувшегося под руку человека, либо истерикой и слезами, либо начнут «откладываться» в самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем.
Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
«Листок гнева»
«Подушка для пинаний»
«Рубка дров» Также хорошо использовать воду для снятия напряженности и агрессивности детей. Кроме отлично действующего в этом случае плавания, можно применять игры с водой. Например, устроить гонки кораблей. Каждый участник должен подгонять свой корабль, дуя на него из трубочки и не дотрагиваясь руками. Можно придумать что-то вроде водного бильярда, сбивая плавающие пластмассовые или резиновые шарики с помощью других шаров. Также хороши варианты «водной войны», например обливания из брызгалок, сбивание плавающих кораблей противника струей воды и т. п. Словом, любые интересные занятия с водой годятся для снижения агрессивности, недаром «ушат холодной воды» издревле считался эффективным способом усмирения разбушевавшихся взрослых. Но при работе с детьми во все «водные процедуры» лучше внести элемент игры.
Обучение самоконтролю
«Сигналы гнева» В эту игру (в полном объеме) вы будете играть с ребенком только один раз, в дальнейшем используя ее сокращенный вариант. Она направлена на осознание ребенком своего гнева через телесные ощущения.
«Гнев на сцене» Этот игровой коррекционный прием основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства.
«Посчитал до десяти я и решил…» По сути, это правило, которого должен придерживаться ребенок, когда чувствует свою готовность действовать агрессивно. Он ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации. Обсудите с сыном или дочерью, как изменились его (ее) мысли и желания после «успокоительного» счета. Какое решение будет более эффективным, а какое повлечет за собой еще большие трудности? Помогите ребенку освоить такой «взрослый» стиль мышления, который он позже сможет использовать самостоятельно. Помимо всех вышеописанных игр для обучения самоконтролю полезно научить ребенка расслабляться, так как у агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. С этой целью вы можете использовать дыхательные упражнения, а также релаксационные игры.
Работа с чувствами « Знатоки чувств» Спросите ребенка, много ли он знает чувств. Если ему кажется, что много, предложите ему сыграть в такую игру. Это будет конкурс знатоков чувств. Возьмите мяч и начните передавать его по кругу (можно играть вдвоем с ребенком или пригласить поучаствовать и других членов семьи, что будет не только интересно, но и показательно в плане их знаний и интереса к внутреннему миру).
«Отгадай, что я почувствовал?» Если вы уже поиграли (и не раз) в предыдущую игру, то наверняка ваш ребенок уже знает названия хотя бы основных эмоций. Но это еще не значит, что он правильно понимает их суть. Проверить это (а при необходимости и подкорректировать) вам поможет данная игра. В ней две основные роли: водящего и игрока (игроков может быть несколько).
«Страна чувств» Теперь, когда ребенок знает и названия эмоций, и какие ощущения за ними стоят, можно перейти к зримым образам чувств и применению творчества в работе с ними.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|