Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с родителями гиперактивного ребенка




В коррекции поведения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности главную роль играет психолого-педагогическая поддержка, оказываемая родителям, психологом и воспитателем. Главное в работе с родителями – донести до них мысль, что необычность поведения их детей – не результат плохого характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами, о которых взрослые не знают или не помнят.

 

Рекомендации родителям:

• Общаться с ребенком мягко и спокойно.

• При совместном выполнении заданий избегать как криков и приказов, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона (ребенок быстро присоединится к этому настроению и эмоции его захлестнут).

• Детей с неординарными способностями не перегружать кружками и т.д., чтобы избежать переутомления и отказа от учебы вовсе.

• Исключить вседозволенность.

• Хвалить искренно и за дело, требующее от ребенка какого-либо усилия,

без лишних возбуждающих эмоций.

• Инструкция для ребенка должна содержать не более 10 слов.

• Указания даются по одному, по мере выполнения предыдущего.

• Выполнение указаний контролируется.

• Запретов минимум и оговорить их заранее с ребенком, четко и непреклонно включая санкции, следующие за их нарушением.

• Взрослому быть последовательным в своих решениях и требованиях относительно воспитания ребенка.

• «Нет» и «нельзя» заменить на отвлекающие действия.

• Заранее предупреждать о смене деятельности, давая ребенку время окончить предыдущую, о чем лучше напомнить звонком будильника или таймера.

• Усталость у детей выражается в повышенном двигательном беспокойстве — избегать мест большого количества народа очень часто.

• Соблюдение дома четкого режима дня.

• Оградить от длительного просмотра телепередач и занятий на компьютере, способствующих эмоциональному перевозбуждению.

• Полезны совместные с родителями спокойные пешие прогулки перед сном.

Памятка для родителей гиперактивного ребенка:

1. Запишите ребенка в спортивную секцию: плавание, спортивная ходьба, легкая атлетика (целесообразен бег на длинные дистанции).

2. Не ждите быстрых результатов. Настройтесь на долгую (10 – 12 месяцев) работу. Ваш кропотливый ежедневный труд непременно принесет свои плоды.

З. Обсудите вместе с ребенком круг его обязанностей.

4. Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, тщательно взвесьте, может ли он с этим справиться.

5. Помните, что возраст от З до 7 лет наиболее благоприятен для развития трудовых навыков. Используйте бытовые дела как тренажер по развитию у ребенка внимания и ответственности.

6. Прежде чем поручить ребенку какую-то обязанность, необходимо несколько раз показать ему, как это делается.

7. Расширяйте список обязанностей ребенка постепенно, только после того, как он научился справляться с уже порученными ему делами, не отвлекаясь.

8. Необходимо регулярно демонстрировать ребенку, как надо выполнять то или иное поручение, не отвлекаясь.

9. Если ребенок не сделал что-нибудь потому, что отвлекся, необходимо объяснить ему, что из этого может получиться и почему.

10. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка: не подбирайте за ним вещи и игрушки.

11. Объясните ребенку, что обязанности, не выполненные в срок, придется выполнять в другое время, отведенное для развлечений.

12. Без уважительной причины не разрешайте ребенку откладывать выполнение дел на «потом», мотивируя тем, что «потом» можно и забыть. Повторяйте этот аргумент спокойно и многократно, пока не настоите на своем (принцип «заезженной пластинки»).

13. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только в устной, но и в наглядной форме: нарисуйте вместе картинный план.

14. Продумайте систему поощрений за правильно выполненное поручение. Это могут быть похвала, игрушка, конфета, разрешение пригласить в дом друзей и т.д.

15. Помогайте ребенку приступать к выполнению задания. Помните, что для него самое трудное – начать.

Работа с детьми с СДВГ

Индивидуальная программа развития строится по следующим направлениям:

1. Развитие дефицитарных функций внимания, контроля поведения, двигательного контроля.

2. Отработка конкретных навыков взаимодействия с детьми и взрослыми.

3. Работа с гневом.

1. Развитие дефицитарных функций (опорные моменты):

- первый этап начинается с развития одной отдельной функции (например, внимания);

- достигнув устойчивого результата, можно переходить к развитию 2-ой функции (например, контроля двигательной активности);

- достигнув устойчивого результата, можно переходить к развитию одновременно 2-ух функций (например, внимания и контроля двигательной активности);

- только отработав 3-й этап, можно приступать к тренировке этих функций одновременно.

2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

- сначала работаем только индивидуально: обучение ребенка навыку слушать и слышать взрослого, проговаривая инструкции взрослого вслух, формулировать самому правила поведения на занятии и в выполнении конкретного задания.

- выработка совместно с ребенком системы поощрения и наказания.

- вовлечение гиперактивного ребенка в подгрупповые виды деятельности:

А) работа в малой подгруппе-2-4 человека;

Б) работа в большей подгруппе и группе.

При несоблюдении этого правила, ребенок может перевозбуждаться, что ведет к потере самоконтроля и переутомлению, дефициту активного внимания. Наиболее действенна ролевая игра, содержащая набор способов реагирования на определенные ситуации, и разыгрывание актуальных поведенческих ситуаций с куклами.

3. Работа с гневом

- Учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

- Взрослый сам подает положительный пример и демонстрирует пример зрелого поведения.

- Перенос чувств на неопасные предметы (особенно робких, неуверенных), которые еще не могут вербализовать свои мысли и чувства.

- Обучение детей навыкам саморегуляции и самообладания.

 

Примерные упражнения для коррекционных занятий:

1) Корректурные пробы: в течение одной минуты, просматривая знаки строчка за строчкой:

а) вычеркнуть заданную букву (две, три, четыре); б) одну из заданных букв обводить, а другую — вычеркивать.

Задания усложняются за счет увеличения количества букв и введения дополнительных условий. Обработка результатов включает в себя подсчет правильно отмеченных знаков, ошибочно отмеченных и пропущенных знаков.

2) Сравнение двух и более картинок, имеющих 5 и более отличий.

З) Сравнение предметов или картинок, имеющих тонкие различия (оттенок цвета, направление штриховки и т.д.).

4) Отыскивание на картинке заданных предметов из множества.

5) Отыскивание на картинке «зашумленных изображений».

Б) «Хождение» по лабиринтам.

7) Отыскивание двух одинаковых предметов из множества похожих.

8) Игра «Найди игрушку». Взрослый описывает ребенку какую-либо игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать уточняющие вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

9) Ребенка просят закрыть глаза и ответить: «Какого цвета мое платье? Что у меня на ногах? Что лежит справа (слева, спереди, сзади) от тебя?» И тому подобное.

10) Игра «Муха». Нужно нарисовать большой квадрат (10 на 10 ем) и разделить его на 9 клеток. В центре сидит «муха». Она совершает движение по квадрату «вверх» или «вниз», «влево» или «вправо». Начало всегда в центре. Например: вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где «муха»? – В правом центре и т.д. Можно увеличивать количество движений и скорость. Сначала ребенок пальцем водит по центрам маленьких квадратиков, команды. Потом, когда придет опыт, нужно предложить ему, закрыв глаза и, представив этот квадрат, мысленно совершать движения. Можно диктовать ребенку команды, можно попросить, чтобы он диктовал вам, можно давать команды по очереди, по одной команде друг другу, по две, три, четыре и т.д., совместно следя за движением «мухи».

11) Согнуть руки в локтях, ладони вовнутрь, пальцы согнуты. В любом порядке открывать и закрывать ладони: левая — открыть, правая — открыть, левая — закрыть, правая — закрыть, обе — открыть, левая — закрыть, правую — закрыть, левую одновременно открыть, правую — открыть, обе — закрыть и т.д. Ребенок сидит напротив и открывает (закрывает) ладошки в зеркальном отражении. Темп увеличивать.

12) «Сколько было…?»

13) «Куда упали снежинки (дождинки и т.д.)?» (по аналогии с методикой «Запомни и расставь точки»)

14) Коллективные подвижные игры.

15) Коллективные игры с «запретами».

16) Упражнения на релаксацию («Шалтай – Болтай», «Охотник и птицы» и др.)

17) «Шпионы» (тренировка наблюдательности, произвольного внимания).

 

Коррекционные игры рекомендуем взять из сборника: Лютова Е. К., Монина Г. С. «Шпар­галка для взрослых». М., Генезис, 2000., к примеру:

 

«Клубочек» (Черепанова Г. Д.)

 

Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Раз­мер клубка с каждым разом может становить­ся все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» вся­кий раз, как почувствует, что он огорчен, ус­тал или «завелся».

 

«Бездомный заяц» (известная игра)

Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми

Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок – заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами – 1-2 метра. Один из зайцев – бездомный. Он водит. Зай­цы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обме­не» и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

«Что нового»

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

 

Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди под­ходят дети и пририсовывают какие-либо дета­ли, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закры­вают глаза, и, открывая их по команде взрос­анд, говорят, что изменилось. Чем дольше длит­ся игра, тем сложнее искать новые детали.

 

 

«Золотая рыбка»

Цель: Эта подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений.

Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу. Его задача – выбраться из кру­га. А задача остальных – не выпустить рыбку.
Примечание: Если водящему очень долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.

 

«Разговор с руками» (Шевцова И. В.)

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

Содержание: Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предло­жить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему ожи­вить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разго­вору, проговорите диалог сами. При этом важ­но подчеркнуть, что руки хорошие, они мно­гое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением до­говора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (се­годняшнего вечера или, в случае работы с ги­перактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

 

«Разговор с телом» (модификация игры Шевцовой И. В. «Разговор с руками»)

Цель: Учить ребенка владеть своим телом.

Содержание: Ребенок ложится на пол, на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вмес­те с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в опреде­ленных ситуациях, например, когда ты спаса­ешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Да­вай договоримся, что ты и твое тело будут ста­раться лучше понимать друг друга».

 

Игры с песком

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных де­тей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка. Первое время взрослые должны помочь ребен­ку в организации игры Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в кварти­ре), можно заменить его крупой, предваритель­но поместив ее в горячую духовку.

«Археология»

Цель: Развитие мышечного контроля.

 

Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кис­ти руки. Как только ребенок коснется ладо­ни, он тут же меняется ролями со взрослым.

 

«Шариковые бои»

Цель: Развитие координации движений.

Содержание: В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1 м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

 

«Послушай тишину» (Черепанова Г. Д.)

Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.

Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происхо­дит кругом. Затем дети по кругу (или по жела­нию) рассказывают, какие звуки они услышали.

 

 

«Сделай так» (Черепанова Г. Д.)

Цель: Игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Содержание: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих раз­личные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изобра­жены на каждой из них. Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете выполнять то, что изо­бражает человечек на выбранной вами картин­ке. Например, тот, кто возьмет карточку с си­дящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т. д.

На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога.

Игру можно повторить несколько раз.

 

 


 

 

«Маленькая птичка» (Черепанова Г. Д.)

Цель: Развивать мышечный контроль.

Содержание: Ребенку в ладошки дают пушистую, мяг­кую, хрупкую игрушечную птичку (или друго­го зверька). Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птич­ка, она такая маленькая, нежная, беззащит­ная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Ус­покой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаи­вается.

 

«Говори!»

Цель: Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия.

Содержание: Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: „Говори!» Давайте по­тренируемся: „Какое сейчас время года?» (Пе­дагог делает паузу) „Говори!»; „Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»… „Гово­ри!»; „Какой сегодня день недели?»… „Говори!»; „Сколько будет два плюс три?» и т. д.»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

 

 

«Броуновское движение» (Шевченко Ю. С., 1997)

Цель: Игра направлена на развитие распределения внимания.

Содержание: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мя­чики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пре­делы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

 

«Колпак мой треугольный» ( старинная игра)

Цель: Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребёнком своего тела, учит управлять движе­ниями и контролировать свое поведение.

Содержание: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треуголь­ный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

 


Тревожность

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике, но это беспокойство проявляется не всегда, и иногда в тех же ситуациях он остается спокойным, то мы можем говорить о тревоге. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности. Тревожность заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего–то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3-х лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...