Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностическая программа при работе с детьми с СДВГ




 

Объект диагностики Методика, автор Источник
Дети 1. Внимание: Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера) Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей» М., 1999
  2. Память: Методика «10 слов», Лурия А.Р. Ничипорюк Е.А «Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении» Ч. 1,2. Ростов-на-Дону, 2001
  3. Мышление: Методика «Классификация по заданному принципу», Агаева Е.А.  
  4. Эмоционально-личностные особенности, восприятие семейных отношений: - «Рисунок семьи» - «Кинетический рисунок семьи»; - «Несуществующее животное»; - «Дом. Дерево. Человек» Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты»М..,2003., Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей» М., 1999
  5. Тест Тулуз-Пьерона Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» М., 2003
Родители и другие члены семьи 1. АСВ  
  2. Диагностическое интервью Лютова Е.К., Монина Г.Б «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» СПб., 2000
  3. Анкета для родителей Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. «Непоседливый ребенок» М., 2001
Педагоги Анкета для родителей Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. «Непоседливый ребенок» М., 2001

Полученная в ходе психолого-педагогического и медицинского обследования информация сопоставляется и анализируется. На ее основе строится комплексная коррекционная программа, включающая медикаментозное лечение и психолого-педагогическое воздействие.

Методики определения особенностей развития внимания

Года

«Найди отличия»: предлагается рассмотреть 2 изображения, между которыми существуют 3–4 отличия. Изображения не должны быть перегружены деталями. Допустимый результат – найдено 3 отличия.

4 – 5 лет:

1. «Найди отличия»: предлагается рассмотреть 2 изображения, между которыми существуют 4 – 5 отличий. Изображения не должны быть перегружены деталями. Допустимый результат – найдено 4 отличия. Хороший результат – найдено 5 отличий.

2. «Найди одинаковые»: предлагается найти 2 одинаковых изображения среди 10-ти. Допустимый результат – справился с помощью взрослого. Хороший результат – справился самостоятельно.

3. «Найди такой же»: предлагается образец и несколько отличающихся изображений, расположенных в ряд (4 – 5). Допустимый результат – справился с помощью взрослого. Хороший результат – справился самостоятельно.

6 – 7 лет:

  1. Методика Пьерона-Рузера.

Данная методика используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаков утомления и пресыщения.

Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков.

В верхней части бланка геометрические фигуры помечаются условными обозначениями (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен расставить в предлагаемом бланке.

  1. Корректурная проба.

Данная методика аналогична методике Пьерона — Рузера. Методика также предназначена для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, врабатываемости в задание, проявления признаков утомления и пресыщения.

При работе с корректурной пробой ребенку предлагается отыскивать и зачеркивать З—4 буквы (для старших школьников), одну или две буквы (для младших школьников).

По количеству правильно зачеркнутых букв можно установить степень устойчивости внимания, его объем. А распределение ошибок по всему листу указывает на колебания внимания: если ошибки заметно нарастают к концу работы, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением (снижение работоспособности) или пресыщением; если ошибки распределяются достаточно равномерно, это говорит о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации; волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.

  1. Методика «Запомни и расставь точки».

Предлагается квадрат, расчерченный на 9 клеток. На образце расставлено 5 точек. Ребёнок смотрит на образец 15с, затем должен расставить точки в клетках чистого бланка. Делается три пробы с разными образцами. Допустимый результат – расставил 3 точки. Хороший результат – расставлены все точки.

 

Коррекционная программа, осуществляемая психологом

Этапы коррекционной работы:

1. Беседа с родителями с целью установления постоянного контакта на период времени, необходимый для коррекционной работы.

2. Осуществление психологической поддержки родителям.

3. Составление «Памятки для родителей», содержащей рекомендации по стратегии поведения с гиперактивным ребенком.

4. Беседа с воспитателями об особенностях ребенка.

5. Рекомендации воспитателям способов простраивания взаимоотношений с гиперактивным ребенком.

6. Индивидуальные коррекционные занятия с ребенком.

7. Коррекционные занятия в группе.

Работа с педагогами

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивным ребенком:

1. Игнорировать вызывающие поступки ребенка.

2. Поощрять его хорошее поведение.

3. Во время занятий целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы, каковыми могут являться шум, «веселые соседи», чрезмерное количество наглядного материала или предметов на столе и т.п.

4. Предоставить возможность быстрого обращения за помощью к воспитателю в случаях затруднений (разрешить спрашивать не поднимая руки, договориться об условном знаке с ребенком и пр.)

5. Занятия для него должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку.

6. на определенный отрезок времени давать лишь одно задание.

7. если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и воспитатель периодически контролирует ход работы на каждой из них, внося необходимые коррективы.

8. Во время дня предусматривается возможность для «двигательной разрядки»: занятия физическим трудом или упражнениями, специально организованное время, подвижные игры.

Памятка воспитателям:

1. ВАЖНО ПОМНИТЬ!!! Гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват.

2. Не замечайте мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается.

3. При необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе.

4. Во время занятий посадите за первый стол, чтобы уменьшить отвлекающие моменты.

5. В середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести и т.п.

 

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком:

1. Отвлечь ребенка от его капризов

2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

3. Задать неожиданный вопрос.

4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

6. Не приказывать, а просить (но не заискивать)

7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

11. Не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

12. Не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит).

 

 

Профилактическая работа с гиперактивным ребенком

(в помощь воспитателю):

1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.

2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заранее заведенный будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.

4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, дома.

5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...