Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что есть государство - корпорация или учреждение ? (10-17. 01. 1949)




 

I. Когда мы находим в левых органах русской зарубежной прессы

категорические заявления о том, что "теперь-де демократия признана всеми и

окончательно", то мы изумляемся политической близорукости и партийной

наивности этих писателей. На самом деле "демократия" переживает сейчас

"великий и затяжной кризис", который может иметь только два исхода: или

торжество диктатур и тираний тоталитарного направления (чего не дай Бог!),

или же полное обновление демократического принципа в сторону отбора лучших и

политического воспитания. Идея "формальной демократии", выдвинутая за

последние полтораста лет в качестве всемирной политической панацеи

(всеисцеляющего средства), уже привела целый ряд государств, а за ними и все

остальное человечество, к величайшим затруднениям и бедствиям и уперлась в

выросший из ее последовательного осуществления тоталитарный строй. Не видеть

этого могут одни только доктринеры.

То, что в действительности произошло в мире за последние тридцать лет,

есть духовное обличение и отвержение тоталитарного строя, все равно --

левого или правого; но совсем не политическое оправдание формальной

демократии. Напротив, именно "формальная демократия" с ее внутренними

пустотами, ошибками и соблазнами, и привела к левому и правому

тоталитаризму: эти два политических режима связаны друг с другом, как

уродливая реакция на болезненное преувеличение, или как тирания, возникающая

из распада; или как рабство, возвращающееся на того, кто не сумел найти и

соблюсти духовноверную меру свободы. Ныне мы переживаем период, когда

человечество везде не разочаровалось ни в формальной демократии, ни в

право-левом тоталитаризме; когда одни наивно собираются лечить провалившийся

тоталитаризм -- формальной демократией, а другие организуются для того,

чтобы заменить формальную демократию -- правым или левым тоталитаризмом.

Мы же настаиваем для России на третьем исходе и считаем его

единственно-верным. Для того, чтобы уразуметь его, надо поставить весь

вопрос со всей возможной политико-юридической ясностью.

Государство, как многоголовый (или совокупный) субъект права, может

быть или "корпорацией" или "учреждением". Что же оно есть на самом деле?

Спросим себя прежде всего: что есть "корпорация" и что есть

"учреждение"?

Корпорация (например, кооператив) состоит из активных полномочных и

равноправных деятелей. Они объединяются в единую организацию по своей

свободной воле: хотят -- входят в нее, не хотят -- выходят из нее. Они имеют

общий интерес и вольны признать его и отвергнуть. Если они признают его и

входят в эту корпорацию, то они тем самым имеют и полномочие действовать для

его удовлетворения. Они уполномочены формулировать свою общую цель,

ограничивать ее, выбирать голосованием все" необходимые органы, утверждать

их и дезавуировать их, "отзывать" свою волю, погашать свои решения,

обусловливать свое участие "постольку-поскольку". Кооперация начинает с

индивидуума: с его мнения, изволения, решения; с его "свободы" и интереса.

Она строится снизу вверх; она основывает все на голосовании; она

организуется на свободно признанной (и соответственно свободно

ограничиваемой, свободно отвергаемой) солидарности заинтересованных

деятелей. "Все через народ" -- идеал формальной демократии.

Напротив, жизнь учреждения (например, больницы, гимназии) строится не

снизу, а сверху (даже и тогда, когда само учреждение -- учреждено

всенародным голосованием). Люди, заинтересованные в жизни этого учреждения,

получают от него благо и пользу, но не формулируют сами ни своего общего

интереса, ни своей общей цели. Они не имеют и полномочия действовать от лица

учреждения. Они "проходят" через него, но не составляют его и не строют его.

Они пассивно принимают от учреждения -- заботы, услуги, благодеяния и

распоряжения. Не их слушаются в учреждении, а они слушаются в учреждении.

Учреждение само решает, "принимает" оно их или нет; и, если "принимает", на

каких условиях и доколе. Они не выбирают его органов, не имеют права

"дезавуировать" или "сменять" их; и даже не всегда могут самовольно

отвергнуть его услуги и "уйти". Следовательно учреждение строится по

принципу опеки над заинтересованными людьми. Оно имеет свои права и

обязанности, свой устав, свою организацию; но все это оно получает не от

опекаемых; оно не отчитывается перед ними, и органы его не выбираются, а

назначаются. Больные в больнице не выбирают врачей; гимназисты в гимназии не

могут сменить директора и инспектора и кадеты не могут самовольно выйти из

кадетского корпуса; студенты принимаются в университет, но не определяют его

целей и задач, и профессора не слушаются их распоряжений. И поскольку

государство есть учреждение, постольку народ в нем не управляет собою и не

распоряжается, а воспитывается, опекается и повинуется.

И вот сторонники формальной демократии считают, что государство тем

лучше организовано, чем последовательнее оно превращено в корпорацию. А

сторонники тоталитарного строя убеждены, что государство тем лучше

организовано, чем последовательнее всякое самоуправление исключено и

подавлено, чем больше государство превращено в учреждение. Принцип

корпорации, проведенный последовательно до конца, погасит всякую власть и

организацию, разложит государство и приведет его к анархии. Принцип

учреждения, проведенный последовательно до конца, погасит всякую

человеческую самодеятельность, убьет свободу личности и духа, и приведет к

каторге. Анархия не лечится каторгой; это варварство. Каторга не

оздоравливается анархией: это безумие. Спасителен только третий путь. Какой

же? И как найти его?

Прежде всего надо понять и до конца продумать, что корпоративный строй

требует от граждан зрелого правосознания. Желающий участвовать в управлении

государством, должен уметь управлять самим собой, понимать сущность

государства, его задачи и цели, органичность народной жизни, значение и

смысл свободы, технику социальной организации, законы политики и хозяйства.

Нет этого -- и общий интерес останется неосознанным, подмененным частной

корыстью и личными вожделениями, принцип солидарности останется пустым

словом, общая цель утратится, полномочие будет подменено "кулачным правом";

-- начнется фальсификация государственности и развал. Государство погибнет

или сложится вновь по типу диктаториального учреждения.

И вот, по отношению ко всем гражданам с незрелым правосознанием (дети,

несовершеннолетние, душевнобольные, дикари, политически-бессмысленные,

уголовно-преступные, анормальные, жадные плуты и т.п.) -- государство всегда

останется опекающим учреждением. Тех, кто неспособен осознать и жизненно

оформить свой общественный интерес и кому нелепо давать право голоса, --

государство всегда будет опекать и вести.

Но и этим дело не ограничивается. Люди вообще живут на свете не для

того, чтобы убивать свое время и силы на политическую организацию, а чтобы

творить культуру. Политика не должна поглощать их досуга и отрывать их от

работы, а обеспечивать им порядок, свободу, законность, справедливость и

технически- хозяйственные удобства жизни. Кипение в политических

разногласиях, страстях и интригах, в тщеславии, честолюбии и властолюбии --

есть не культура, а растрата сил и жизненных возможностей. Поэтому политика

не должна поглощать времени и воли больше, чем это необходимо. Корпоративный

строй склонен растрачивать народные силы; строй учреждения, если он на

высоте, экономит их.

В довершение всего -- политическое дело требует особых знаний,

изучения, подготовки, опыта и таланта, которыми "все" никогда не обладали и

обладать не будут; политическое строительство всегда было и всегда будет

делом компетентного меньшинства.

Поэтому государство никогда не перестанет строиться по типу учреждения,

особенно в тех отношениях, где необходимы единая власть и дисциплина: а

именно -- в делах общественного воспитания, порядка, суда, управления,

обороны, дипломатии и некоторых других. Это совсем не означает, что принцип

самоуправления исключается из государственной жизни и строительства, что он

осуждается и отвергается; но это означает, что сфера его применения по

самому существу дела ограничена: 1) принудительным характером

государственного союза вообще (подданство -- гражданство, лояльность без

всякого "постольку-поскольку", налоги, воинская повинность, судебный

приговор и наказание); 2) самой техникой государственного и в особенности

военного строительства (вопросы, требующие тайны и личной ответственности,

вопросы стратегии и тактики -- не голосуются); 3) наличным уровнем

правосознания в стране; 4) необходимой экономией сил (люди живут на свете

решительно не для того, чтобы политиканствовать).

Все это означает, что современные крайности (формальной демократии и

тоталитарного режима) являются нездоровыми заблуждениями. Государство в

своем здоровом осуществлении всегда совмещает в себе черты корпорации с

чертами учреждения: оно строится -- и сверху, и снизу, и по принципу

властной опеки, и по принципу самоуправления. Есть государственные дела, в

которых уместно и полезно корпоративное самоуправление; и есть такие дела, в

которых оно решительно неуместно и недопустимо. Голосования в русской армии

в 1917 году были проявлением политического кретинизма и революционной

интриги (одновременно). Подобно этому есть государственные дела, которые

могут вестись только по принципу властного предписания, назначения и

взыскания; и есть такие дела, в которых необходимо самоуправление, ибо

тоталитарный централизм убивает в них жизнь (срв. советский строй). Нелепо

строить все государство по схеме больницы или школы: ибо государственно

зрелые граждане -- не больные и не школьники; их осознанная солидарность

драгоценна, их политическая активность необходима, их публично-правовая

уполномоченность зиждительна; все это есть могучий политический цемент.

Это означает также, что политик, организующий государство, должен

считаться, прежде всего, с наличным в данной стране и в данную эпоху уровнем

народного правосознания, определяя по нему то жизненное сочетание из

учреждения и корпорации, которое будет наилучшим "при данных условиях

жизни".

Такими условиями жизни являются:

1. Территория и ее размеры (чем больше эти размеры, тем необходимее

сильная власть и тем труднее проводить корпоративный строй).

2. Плотность населения (чем больше она, тем легче организация страны;

чем меньше она, тем необходимее начало учреждения).

3. Державные задачи государства (чем грандиознее они, тем меньшему

числу граждан они понятны и доступны, тем выше должен быть уровень

правосознания, тем труднее корпоративный строй).

4. Хозяйственные задачи страны (с примитивным хозяйством маленькой

страны может легко управиться и корпоративное государство).

5. Национальный состав страны (чем он однороднее, тем легче народу

самоуправляться).

6. Религиозная принадлежность народа (однородная религиозность масс

облегчает управление, разнородная -- затрудняет; обилие

противогосударственных сект -- может стать прямой государственной опасностью

и т. д.).

7. Социальный состав страны (чем он первобытное и проще, тем легче

дастся народу солидарность, тем проще управление).

8. Культурный уровень народа (чем он ниже, тем необходимее начало

учреждения).

9. Уклад народного характера (чем устойчивее и духовно

индивидуализированнее личный характер у данного народа, тем легче

осуществить корпоративный строй; народ индивидуализированный не духовно, а

только биологически, и притом бесхарактерный -- может управляться только

властною опекой).

Все это указуется здесь только для примера; при всем этом

подразумевается оговорка "при прочих равных условиях".

Итак: единого мерила, единого образцового строя для всех народов и

государств нет и быть не может. И тот, кто вечно твердит "все через народ"

-- обнаруживает свое верхоглядство и свою политическую неспособность.

Идея "государства -- учреждения" представлена в истории началом

монархическим (и диктаториальным); несмотря на это монархическая форма

государства способна уживаться с самым широким корпоративным самоуправлением

(например, Англия; Россия до 1917 г.).

Идея "государства -- корпорации" представлена в истории началом

републиканским (и демократическим); несмотря на это, республиканская форма

государства способна вырождаться в сущий тоталитаризм, приближаясь к

диктатуре (Германия после 1933 года; Россия после 1917 года).

Крайние лозунги -- "все сверху" и "все снизу", -- столь соблазнительные

для людей примитивного мышления и страстного темперамента, одинаково

несостоятельны и опасны. Тот, кто попытается делать все "сверху", -- убьет

творческую самостоятельность своего народа, отвратит его от себя, ожесточит

его, изолирует себя, захлебнется в сетях формальной и продажной бюрократии и

подорвет жизненную силу своего государства, независимо от того, будет ли он

левым или правым тоталитаристом. Тот, кто попытается строить все "снизу", --

разложит государство на систему маленьких и бессильных общинок, сделает

невозможным единение и правопорядок, даст преобладание дурному количеству

над творческим качеством, захлебнется в волнах демагогии и смуты и очнется

под пятой у тирана.

Государство по самому существу своему есть организация не

частно-правовая, наподобие кооператива, добровольно-свободная, а

публично-правовая, властно-повелительная, обязательно-принудительная. И этим

одним уже предопределено, что оно никогда не перестает быть учреждением и

никогда не превратится в корпорацию чистой воды. Дух учреждения может

временно отступать на задний план, но горе той республике или демократии, в

которой он выветрится совсем! В час смуты, революции, войны, стихийного

бедствия, общей опасности, голода, заразы -- самая демократическая,

архифедеративная республика вспомнит о ведущей, повелевающей и

принудительной опеке учреждения и не будет решать "все через народ", как

этого требовали наши русские сверхдемократические головотяпы в 1917 г.

Грядущей России предстоит найти для себя -- свою, особую, оригинальную

государственную форму, такое сочетание из "учреждения" и "корпорации",

которое соответствовало бы русским, национальным историческим данным,

начиная от наличного в России по-революционного правосознания и кончая

национальной территорией.

Перед лицом такой творческой задачи -- призывы зарубежных партий к

формальной демократии остаются наивными, легкомысленными и

безответственными.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...