Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О государственной форме(17. 08. 1948)




 

Этот сложный и очень ответственный вопрос надо ставить с осторожностью

и с полной непредвзятостью мысли.

Прежде всего: государственная форма есть не "отвлеченное понятие" и не

"политическая схема", безразличная к жизни народов, а строй жизни и живая

организация народа. Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй;

чтобы он умел -- именно "так" -- организоваться; чтобы он уважал законы

этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию. Иными словами: именно

живое правосознание народа дает государственной форме осуществление, жизнь,

силу; так, что государственная форма зависит прежде всего от уровня

народного правосознания, от исторического нажитого народом политического

опыта, от силы его воли и от его национального характера.

Нелепо сажать за шахматы человека, не понимающего игры и ее правил, не

умеющего задумать план партии, не желающего вложить в игру свою мысль и свою

волю.

Спортивная дружина, не сыгравшаяся в футбол, провалит состязание.

Суворов готовил каждое сражение, разъясняя солдатам ход и смысл

предстоящей операции; и именно благодаря этому он выигрывал бой за боем.

Так и в политической жизни: она делается живыми людьми, их

патриотической любовью, их государственным пониманием, их характером, их

чувством долга, их организационными навыками, их уважением к закону. Все это

надо воспитать. Нелепо вводить в стране государственную форму, не считаясь с

уровнем и с навыками народного правосознания.

Далее, государственная форма должна считаться с территориальными

размерами страны и с численностью ее населения. В республике Сан-Марино (59

квадрат, километров, 9000 жителей!) исполнительная власть доселе принадлежит

двум капитанам, избираемым "Большим Советом" (парламентом) на 6 месяцев,

причем один из них обыкновенно выбирается из пришлых иностранцев...

Некоторые, совсем маленькие Кантоны Швейцарии доселе собирают раз в год свое

"однодневное вече" -- на площади, и, в случае дождя,--под зонтами... Уже в

большинстве остальных Кантонов Швейцарии -- это невозможно.

Далее, государственная форма должна считаться с климатом и с природою

страны. Суровый климат затрудняет всю организацию народа, все сношения, все

управление. Природа влияет на характер людей, на продовольствие страны, на

ее промышленность; она определяет ее географические и стратегические

границы, ее оборону, характер и обилие ее войн. Все это должно быть учтено в

государственной форме.

Многонациональный состав населения предъявляет к государственной форме

свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным

гражданским войнам. Но эта опасность может быть и преодолена: природой

страны и горным свободолюбием солидаризирующихся народов (Швейцария); или же

долгим и свободным эмигрантским отбором, заокеанским положением страны и

торгово- промышленным характером государства (Соединенные Штаты); или же --

наконец -- религиозно-культурным преобладанием и успешным политическим

водительством численно сильнейшего племени, если оно отличается настоящей

уживчивостью и добротой (Россия).

Выводы: -- Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со

своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой.

Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная

государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет

одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое

заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным.

Растения требуют индивидуального ухода. Животные в зоологическом саду

имеют, -- по их роду и виду, -- индивидуальные режимы. Даже людям шьют

платья по мерке... Откуда же эта нелепая идея, будто государственное

устройство можно переносить механическим заимствованием из страны в страну?

Откуда это наивное представление, что своеобразнейшая английская

государственность, выношенная веками в своеобразной стране (смешение кровей!

остров! море! климат! история!) своеобразнейшим народом (характер!

темперамент! правосознание! культура!) -- может воспроизводиться любым

народом с любым правосознанием и характером, в любой стране любого размера и

с любым климатом!? Можно поистине подумать, что образованные политики совсем

не читали -- ни Аристотеля, ни Маккиавели, ни Монтескье, ни Бокля...

Какое же политическое верхоглядство нужно для того, чтобы навязывать

всем народам государственную форму монархии, даже и тем, у которых нет и

тени монархического правосознания (например. Соединенным Штатам, Швейцарии

или бунтовщической Мексике, -- где Император Максимилиан был убит

восставшими республиканцами через три года по воцарении в 1867 г.)?!..

Однако, не столь же ли безответственно -- загонять в республиканскую форму

жизнь народа, выносившего в долгие века монархическое правосознание

(например, Англию, Германию, Испанию, Сербию и Россию)?!.. Какое

политическое доктринерство нужно было для того, чтобы в 1917 году сочинять в

России некую сверхдемократическую, сверхреспубликанскую, сверхфедеративную

конституцию и повергать Россию с ее наииндивидуальнейшей историей, душой и

природой в хаос бессмысленногб и бестолкового распада, который только и мог

закончиться тиранией бессовестных интернационалистов! Сколь прав был один из

составителей избирательного закона в учредительное собрание, говоривший

через три года (1920) с горем и ужасом: "О чем мы тогда думали?! Что мы

делали? Ведь это был просто психоз! Мы стремились превзойти в

демократичности все известные конституции--и погубили все!"... К сожалению

этому умному, честному и мужественному патриоту, погибшему вскоре после того

в советской тюрьме, нисколько не подражают эмигрантские политики...

. Ныне почти все эмигрантские партии, следуя по-прежнему собственному

политическому доктринерству и нашептам своих интернациональных

"покровителей", снова требуют для России -- демократической, федеративной

республики. Они знают, что вышло из "однодневного" учредительного собрания в

1917 году; они знают, что с тех пор русских людей обобрали до нищеты,

стараясь превратить их в рабов; они знают, что их в течение тридцати лет

лишали всякой верной осведомленности во внутренних и внешних делах и

превращали в политических слепцов; они знают, что русских людей

систематически отучали от всякого самостоятельного знания, суждения и

понимания, от независимого труда и от личной ответственности; что их

тридцать лет унижали, разрушали их веру и все духовные и нравственные основы

жизни, приучая их к голодной продажности и гнусному взаимодоносительству...

Они знают все это и считают это подходящим условием для немедленного

введения демократической республики...

. Чего же можно ждать от осуществления этих программ, -- кроме новых

всенародных бедствий?

. Пройдут годы национального опамятования, оседания, успокоения,

уразумения, осведомления, восстановления элементарного правосознания,

возврата к частной собственности, к началам чести и честности, к личной

ответственности и лояльности, к чувству собственного достоинства, к

неподкупности и самостоятельной мысли, -- прежде, чем русский народ будет в

состоянии произвести осмысленные и не погибельные политические выборы. А до

тех пор его может повести только национальная, патриотическая, отнюдь не

тоталитарная, но авторитарная -- воспитывающая и возрождающая -- диктатура.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...