Понятие, структура и принципы построения бухгалтерского баланса
В настоящее время существует бесчисленное множество определений бухгалтерского учета. Наиболее популярное определение бухгалтерского учета, представил в своей работе профессор Я.В. Соколов, в книге «Основы теории бухгалтерского учета». По его мнению: «Бухгалтерский учет ˗ это практически организованный процесс наблюдения, регистрации, группировки, сводки, анализа и передачи данных о фактах хозяйственной жизни. Его задача ˗ представление информации для принятия управленческих решений». В теории бухгалтерского учета имущество предприятия называется активом, а долги (или обязательства) пассивом. Каждое предприятие должно вести учет всех своих активов и пассивов для того, чтобы лучше их использовать. Все активы и пассивы предприятия регистрируются и сводятся работниками организации в самом главном бухгалтерском документе, который называется баланс. Термин «баланс» широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования и употребляется в значении равновесия. В экономике применяются различные виды балансов: бухгалтерский; баланс доходов и расходов предприятия; баланс основных фондов; баланс денежных доходов и расходов населения; материальный баланс; баланс трудовых ресурсов; баланс платежный; межотраслевой баланс и др. Бухгалтерский баланс – важнейшая форма бухгалтерской отчетности, по которой можно судить о финансовом состоянии предприятия, о том, каким имуществом оно обладает и сколько имеет долгов. Бухгалтерский баланс содержит данные по состоянию на определенную дату (как правило, конец года или квартала). Этим баланс принципиально отличается от другой важнейшей форма отчетности, Отчета о прибылях и убытках, которая содержит данные о финансовых результатах деятельности организации за определенный период нарастающим итогом с начала года (обычно, за год, 1-й квартал, полугодие или 9 месяцев).
В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность удовлетворяет интересы пользователей в информации о деятельности организаций. Она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В этой связи бухгалтерский баланс является центральным документом, так как выполняет ряд функций и возможностей для принятия управленческих решений. Бухгалтерский баланс – это свод информации о стоимости имущества и обязательствах организации, представленный в табличной форме. Баланс состоит двух разделов Актива и Пассива. Сумма имущества (актива) и сумма обязательств (пассива) всегда равны. Это правило относится к любому бизнесу. В России это равенство актива и пассива, а в западной практике активы уравновешиваются с собственным капиталом и обязательствами, которые для удобства пользователей несколько изменяются. Очень важно регистрировать обе стороны каждой сделки (операции). Тогда мы будем знать не только размер имущества, но и видеть откуда появились деньги на оплату активов. Основным элементом бухгалтерского баланса является бухгалтерская статья, которая соответствует конкретному виду имущества, обязательства, источнику формирования имущества. Балансовые статьи объединяются в группы – разделы баланса. Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы для цифровых показателей на начало и конец отчетного периода.
Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. В МСФО дается следующее определение этих элементов отчетности. Активы ˗ это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых лет, от которых компания ожидает экономические выгоды в будущем. Обязательства ˗ это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду. Капитал ˗ это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств. Данные в балансе могут быть сгруппированы по-разному. Главным критерием группировки выступают участие средств в обороте организации и выполняемые ими функции. Активы и обязательства представляются в зависимости от срока обращения (погашения) как краткосрочные (запасы, дебиторы, денежные средства, кредиторы и др.) и долгосрочные (долгосрочные инвестиции, основные средства, нематериальные активы, долгосрочные займы). Активы и обязательства отражаются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним составляет не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные. Многие активы, например основные средства или сырье, имеют физическую форму, однако это не является определяющим. Так, деловая репутация организации отражается в активе, хотя не имеет физической формы, но ожидается, что принесет организации доход.
Важнейшей характеристикой обязательства является то, что оно представляет собой задолженность, обязанность действовать или выполнять что-либо определенным образом. Погашение обязательств, как правило, связано с выплатой денежных средств, передачей других активов, предоставлением услуг, заменой обязательств или переводом их в капитал, что означает отказ от ресурсов, обеспечивающих получение будущей экономической выгоды. Обязательства, стоимостная величина которых может быть измерена лишь приближенно, показываются как оценочные резервы. В составе капитала могут быть выделены средства, внесенные акционерами, прибыль, резервы, представляющие перераспределение прибыли или ее корректировку, дающие дополнительную защиту интересов акционеров. Баланс может быть построен вертикально (как в настоящее время у большей части западных компаний) или горизонтально (как у российских организаций), актив может находиться слева, а пассив справа или наоборот. Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов: – внеоборотные активы; – оборотные активы; – капитал и резервы; – долгосрочные обязательства; – краткосрочные обязательства. В заключении бухгалтерского баланса есть специальная строка по активу и пассиву – «валюта баланса». Актив баланса включает в себя два раздела внеоборотные и оборотные активы, отражает действующие финансовые ресурсы, которые носят активный характер, и включает в себя следующие статьи: Раздел 1. Внеоборотные активы. 1. Нематериальные активы: права на объекты интеллектуальной собственности; патенты, торговые знаки, знаки обслуживания, организационные расходы; деловая репутация организации. 2. Основные средства: земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование, незавершенное строительство. 3. Доходные вложения в материальные ценности: имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката. 4. Финансовые вложения: инвестиции в дочерние общества, в зависимые общества; займы, предоставленные организации на срок более 12 месяцев; прочие финансовые вложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|