Занятие № 6, 7, 8, 9. Тема занятия: Основные биомы суши.
Задание №1: Работая в парах, подготовьте доклад-презентацию по одному из основных биомов (занятие №7, 8, 9, 10). После просмотра фильма и презентаций дома охарактеризуйте соответствующий биом (план характеристики и таблица представлены ниже) и подготовьтесь к проверочной работе по каждому из описанных биомов. Задание №2: Нанесите на контурную карту основные биомы суши. Обозначьте их разными цветами. Оформите легенду.
Основные биомы суши
Задание №3: Нанесите цветными карандашами на карты в таблице биомы материков Земли.
Задание №4. Охарактеризуйте перечисленные ниже биомы по плану (данные занесите в таблицы на листы формата А4 и вложите в тетрадь).
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ БИОМА: 1. Название 2. Области распространения 3. Климат. Климадиаграммы 4. ФЛОРА. Растительность. ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ 5. Животное население 6. Пищевые цепи, сети 7. Запасы биомассы и зоомассы, чистая продукция. Их соотношение
Перечень биомов для характеристики: 1. ТРОПИЧЕСКИЕ ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ (ДОЖДЕВЫЕ) ЛЕСА 2. ТРОПИЧЕСКИЕ ПОЛУЛИСТОПАДНЫЕ МУССОННЫЕ ЛЕСА 3. ТРОПИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ И ВЫСОКОГОРНЫЕ ЛЕСА 4. ТРОПИЧЕСКИЕ ПОЛУПУСТЫНИ И ПУСТЫЫНИ 5. ТРОПИЧЕСКИЕ ЛИСТОПАДНЫЕ МУССОННЫЕ ЛЕСА 6. ТРОПИЧЕСКИЕ САВАННОВЫЕ РЕДКОЛЕСЬЯ И САВАННЫ 7. СУБТРОПИЧЕСКИЕ ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ ЛЕСА 8. СУБТРОПИЧЕСКИЕ ХВОЙНЫЕ ЛЕСА 9. СУБТРОПИЧЕСКИЕ ЖЕСТКОЛИСТНЫЕ ЛЕСА 10. СУБТРОПИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ И ПОЛУПУСТЫНИ 11. СТЕПИ 12. ХВОЙНЫЕ ЛЕСА ТАЁЖНОГО ТИПА 13. ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА УМЕРЕННОГО КЛИМАТА
14. ТУНДРА 15. ПОЛЯРНЫЕ ПУСТЫНИ Задание №5: Заполните таблицу.
Задание №6: Заполните таблицу, сравнив особенности тропических и умеренных пустынь, предварительно выбрав параметры сравнения.
Задание №7: Составьте схемы потоков энергии, характерные для различных биомов (нарисуйте стрелки).
Основные потоки энергии в сообществах среднеазиатских пустынь
Основные потоки энергии в сообществах северо-американских пустынь
Основные потоки энергии в саваннах Пищевые связи в мангровых лесах Задание №8: В списке представлены наиболее характерные животные Европейско-Казахских степей и Азиатских пустынь. Подчеркните те из них, которые обитают в пустынях.
Задание №9: В списке представлены наиболее характерные растения степей и пустынь. Подчеркните те из них, которые произрастают в степях.
Вопросы для обсуждения: 1. Какие факторы определяют адаптации биоты, структуру и функцию компонентов зональных экосистем? 2. География экваториальных и влажнотропических лесов. Факторы их дифференциации. 3. Общая характеристика экваториальных лесов. 4. Чем определяется богатство животного и растительного мира тропическо-экаториального пояса? 5. Какую роль играют муравьи в тропических лесах? 6. Чем объясняется бедность почвы тропических лесов биогенами? 7. Какова ярусность тропических лесов и чем отличаются основные ярусы? 8. Адаптивные признаки растений различных ярусов. 9. Адаптивные признаки животных. 10. Обоснование формирования жизненных форм, характерных для влажнотропических лесов. Возраст жизненных форм. 11. Причины невозможности возобновления девственных тропических лесов. Закономерности сукцессий. 12. Причины ксероморфности крон деревьев первого яруса влажно-топических лесов. 13. Характеристика сельвасов Южной Америки.
14. Характеристика гилей Африки. 15. Характеристика гилей Ориентального царства. 16. Характеристика влажных тропических лесов Австралии. 17. Особенности биологического круговорота экваториальных и влажнотропических лесов. 18. Физико-географические условия и география муссонных лесов. 19. Формации муссонных лесов Индостана и их общая характеристи 20. Адаптации растений и животных муссонных лесов. 21. Общая характеристика редколесий, их география. 22. Сообщества колючих кустарников (география и общая характеристика) 23. География мангров. 24. Специфические особенности среды обитания в манграх. 25. Адаптации растений и животных мангровых зарослей. 26. Географическое положение и факторы дифференциации субтропических биоценозов. 27. Специфические особенности среды обитания в субтропических биоценозах: лавровых и жёстколистных 28. Адаптации организмов жестколистных биоценозов. 29. Характеристика биоценозов Средиземноморья. Дубовые жестколистные леса и оливковые рощи. Маквис. Гаррига. Томилляры. 30. Субтропические биоценозы Северной Америки. 31. Субтропические биоценозы Южной Америки. 32. Субтропические биоценозы Южной Африки. 33. Субтропические биоценозы Австралии и Новой Зеландии. 34. Дайте определения саванн как типа растительности. 35. В чём различие животного мира и растительности саванн и тропических лесов? 36. Географическое положение и физико-географические условия саванн различных регионов земного шара. 37. Физиономические особенности и структура сообществ саванн различных регионов земного шара. 38. Адаптации растений и животных саванн. 39. Характеристика саванн Южной Америки: льянос, Антильская саванна, саванна Гран-Чакос. 40. Характеристика саванн Индии и Африки. 41. Характеристика Австралийских саванн. 42. Дайте определение пустынного типа растительности. 43. Географическое положение и физико-географические условия пустынь умеренного, субтропического и тропического поясов. 44. Специфические особенности среды обитания в пустынях. Песчаных. Глинистых. Каменистых. Солончаковых.
45. Приспособления растений и животных к неблагоприятным условиям жизни в пустынях. 46. Растительные формации пустынь Арало-Каспийской области. 47. Характеристика пустынь Азии. Песчаные пустыни. Северные и южные глинистые пустыни. Солончаковые пустыни. Каменистые пустыни. 48. Характеристика Сахаро-Аравийских пустынь. Эдафические варианты пустынь. Оазисы. 49. Характеристика пустынь Южной Африки. 50. Характеристика пустынь Северной Америки. 51. Характеристика пустынь Южной Америки. 52. Характеристика пустынь Австралии. 53. Чем отличаются тропические пустыни от внетропических? 54. Какой тип растительности называется тайгой? 55. Географическое положение и границы тайги. 56. Физико-географические условия таежных территорий и их изменения с севера на юг и с запада на восток. 57. Как изменяется видовой состав, вертикальная и горизонтальная структура сообществ по подзонам тайги? 58. Как изменяется распределение ассоциаций еловых и сосновых лесов в зависимости от изменения условий обитания? 59. Как изменяется распространение таежных формаций по регионам России? 60. Как проявляются аспективные и флуктуационные изменения в таежных биоценозах? 61. Особенности биологического круговорота хвойных лесов умеренного пояса 62. Какой тип растительности называется тундровым? 63. Географическое положение и границы зоны тундры. 64. Физико-географические условия зоны тундры (положительные и отрицательные факторы). 65. Адаптивные признаки растений тундры. 66. Роль хамефитов в формировании тундровых сообществ. 67. Физиономические особенности и структура (горизонтальная и вертикальная) биоценозов тундр. 68. Причины безлесия тундр. История флоры тундры. Ведущие семейства покрытосеменных растений тундры. 69. Дайте оценку условий существования животных тундры. 70. Охарактеризуйте биоценозы подзоны кустарниковых тундр. 71. Охарактеризуйте биоценозы подзоны мохово-лишайниковых тундр. 72. Охарактеризуйте биоценозы подзоны арктических тундр. 73. Провинциальные различия в пределах зоны тундры. 74. Охарактеризуйте аналоги тундр в южном полушарии. 75. Чем объясняется хрупкость тундровых экосистем? 76. Какова степень антропогенной трансформации изученных вами биомов? 77. Какая структурная особенность лесных экосистем расширяет их ёмкость по сравнению с тундровыми? 78. Каково соотношение фито- и зоомассы обитателей почвы и напочвенных ярусов в экосистемах тундры, лесов, пустынь, саванн? 79. Какие адаптации животных и растений наиболее характерны для степей и пустынь? 80. Дайте характеристику следующим понятиям: «кампас», «льянос», «маквис», «гарига», «фригана», «шибляк», «финбош», «чапараль», «скрэб», «каатинга».
Занятие №10. Тема занятия: Типы ареалов. Задание №1: Дайте название предложенным ареалам и нанесите их на контурную карту. Указания к методике составления и вычерчивания ареалов. Ареалы различных таксонов, которые предлагается вычертить, можно составить двумя способами: путем перенесения границ на контурные карты с имеющихся рисунков или путем самостоятельного составления ареалов по заданным географическим координатам. В первом случае необходимо учитывать масштаб и проекцию контурных карт и рисунков и ориентироваться на очертания материков. Во втором случае графическую работу следует выполнять, используя указания о распространении растений и карты районирования. Полученные контуры ареала будут схематичны, но дадут представление о характере распределения таксона на земной поверхности и типе его ареала.Все задания выполняются с использованием раздаточного материала и атласов.
Тип ареала: Таксон:
Тип ареала: Таксон:
Тип ареала: Таксон:
Тип ареала: Таксон:
Тип ареала: Таксон:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|