Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование зрительно-моторной координации движений (Графические пробы)




Игра «Паучок»

Цель: оценка скоординированной работы верхних и нижних конечностей и состояния мышечного тонуса.

Ход игры: Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

Игра «Слоник»

Цель: исследование скоординированной работы верхних и нижних конечностей и состояние мышечного тонуса.

Ход игры: Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.

Упражнение.

Цель: диагностика произвольного торможения движений.

Ход работы: маршировать и, остановиться, внезапно по сигналу.

Отметить: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу

Игра «Дед Мороз»

Цель: исследование реакции, внимательности, переключаемости движения и самоконтроля при выполнении двигательных проб.

Ход игры: По считалке или по жеребьевке выбирается Дед Мороз. Участники разбегаются по площадке, Дед Мороз гонится за ними и старается дотронуться до них, то есть «заморозить». «Замороженный» должен остановиться в той позе, в которой его «заморозили». Игра заканчивается, когда будет «заморожено» определенное количество игроков (по уговору). Затем выбирают нового Деда Мороза, и игра повторяется.

Игра «День и Ночь»

Цель: исследование реакции, внимательности, переключаемости движения и самоконтроля при выполнении двигательных проб.

Ход игры: Для игры подходит ровная площадка без предметов, мешающих свободно и безопасно двигаться. В начале игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников игры и громко объявляет: «День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит: «Ночь!» В этот момент участники игры должны мгновенно «заснуть» — замереть в той позе, в которой его застигла команда «ночь». Водящий оглядывается, и если замечает игрока, не успевшего «заснуть», громко объявляет об этом, указывая, какое именно движение он заметил. Проигравший становится водящим.

Упражнение.

Цель: Исследование статической координации движений

Ход работы:

a) Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги;

b) Стоять с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперёд. Время выполнения 5 секунд;

Отметить: свободно ли удерживает, позы или с напряжением, раскачивается, из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза, и отказывается выполнять пробу.

Упражнение.

Цель: Исследование динамической координации движений

Ход работы: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами.

Отметить: выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.

Упражнение.

Цель: Исследование пространственной организации (по подражанию)

Ход работы: повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа, то же выполнить слева.

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей

руки, неуверенность выполнения.

Упражнение.

Цель: Исследование темпа.

Ход работы: в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить

отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

Игра «Пингвины»

Цель игры: исследовать слаженность работы тела.

Ход игры: изобразить походки пингвинов.

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

 

Оценка динамической координации верхних конечностей.

 

Упражнение «Ладонь, ребро, кулак».

Цель: оценка динамической координации рук.

Ход работы: Ребёнок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог даёт инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак…».

Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребёнок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счёт педагога (до 3). Выполняется 3-4 раза (рисунок 1).

Оценка:

“Удовлетворительно” - выполнения задания с напряжением, в измененном темпе.

“Плохо” - выполнения двумя руками одних и тех же движений.

Упражнение.

Цель: исследование двигательной памяти, переключаемости движения и самоконтроля при выполнении двигательных проб.

 

Ход работы: логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить:

1.) руки вперед,

2.) вверх,

3.) в стороны,

4.) на пояс.

Оценка: отметить качество правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.

Упражнение.

Цель: проверка произвольного торможения движений.

Ход работы: повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения.

Оценка: «Отлично» - «запрет» не нарушается ребенком.

«Удовлетворительно» - «запрет» нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку.

«Плохо» - ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции.

Упражнение.

Цель: оценка скоординированных движений и состояния мышечного тонуса.

Ход работы: предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений:

a) 1-обе руки вверх, 2- правая рука вверх, левая - на пояс, 3 – обе руки вперед, 4 – обе руки вниз.

b) 1 – левая рука в сторону, 2 – обе руки на пояс, 3 –правая рука в сторону, левая – за спину, 4 – обе руки вниз.

Оценка: «Отлично» - результат достигнут с 1 раза.(8-10 бала).

«Удовлетворительно» - результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа.(5-7 бала).

«Плохо» - результат достигнут с 4 и более раз после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен. (1-4 бала).

 

Игра «Ладушки».

Цель: оценить скоординированных движений рук.

Ход игры: Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук "смотрят" на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. Исходное положение. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность (Рис. 2).

6. Упражнение.

Цель: проверка произвольного торможения движений рук.

Ход работы: ребенку даются задания отдельно для каждой руки. Например: правая рука:1-вверх, 2- в сторону, 3-вниз; левая рука: 1-вверх, 2,3,-вниз.

После двух - трехкратного повторения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.

Оценка: «Удовлетворительно»- одной рукой движения выполняются хорошо, второй – хуже. Допускаются остановки, отсутствует точность движений. Но в целом выполнение упражнения начинается и заканчивается одновременно обеими руками.

«Плохо» - ребенок делает одно и то же обеими руками либо выполняет по очереди: первое движение правой руки, первое движение левой руки и т.д.

Упражнение.

Цель: определение согласованной координация рук

Ход работы: руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения менять положение рук(Рис.3).

Упражнение.

Цель: определение динамической координация рук

Ход работы: тестирует сменой положений лежащей на столе руки:1- рука сжата в кулак, 2- рука поставлена на ребро, 3- ладонь лежит на столе. Выполнять отдельно каждой рукой.

Упражнение.

Цель: определить пространственную координацию движений рук

Ход работы: Руки вытянуты вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую приставить к ней ладонью. Менять положение рук. Сгибать руки в локтях нельзя.

Игра «Поезд».

Цель: действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.

Ход игры: Взрослый сжимает руки и кулак, ставит их на стол и говорит: «Слушайте, поезд пошел». Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом «тук», и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения – «вагончики поехали». Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и приговаривания, побуждая детей делать то же.

 

Оценка динамической координации нижних конечностей.

Упражнение.

Цель: оценка скоординированных движений нижних конечностей, мышечного тонуса.

Ход работы:

а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».

г) «Походи на одном месте».

д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

ж) «Сидя на полу нужно поднимать поочередно носочки вверх. Пятки прижаты к полу»

Оценки:

4 балла – все задания выполняются правильно;

3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

2 балла – задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;

1 балл – плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; не удерживает равновесия при остановке по команде;0 баллов – задание не выполняется.

Мелкая моторика

Исследование зрительно-моторной координации движений (Графические пробы)

1. Упражнение.

Цель: исследование точности движений.

Оборудование: карандаш, лист бумаги.

Ход работы: Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно (Рис.4).

(На выполнение задания отводится 1 минута).

Оценка:

3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

2. Упражнение.

Цель: исследование точности движений.

Оборудование: карандаш, лист бумаги.

Ход работы: Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги (рис.5),(рис.5.1).

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

3. Упражнение « Фигурные дорожки».

Цель: исследование точности движений.

Оборудование: карандаш, лист бумаги.

Ход работы: Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.(рис.6)

 

4. Упражнение.

Цель: исследование точности движений.

Оборудование: карандаш, лист бумаги.

Ход работы: Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги (Рис.7).

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)

1 балл – 3 и более ошибок

 

5. Упражнение.

Цель: исследование точности движений.

Оборудование: карандаш, лист бумаги.

Ход работы: Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги (рис.8).

Оценка:

3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии

2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии

1 балл – 5 и более раз сошел с линии

 

Исследование графических навыко в.

 

6. Упражнение.

Цель: оценивается качество усвоения предложенной программы, возможность переключения с одного элемента на другой, плавность и постепенная автоматизация движений.

Оборудование: карандаш, лист бумаги.

Ход работы: Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги (рис.9).

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – с ошибками

1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

7. Упражнение.

Цель: оценивается качество усвоения предложенной программы, возможность переключения с одного элемента на другой, плавность и постепенная автоматизация движений.

Оборудование: карандаш, лист бумаги.

Ход работы: Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.(рис.10)

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок ошибся в одном узоре

1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

8. Упражнение.

Цель: оценивается качество усвоения предложенной программы, возможность переключения с одного элемента на другой, плавность и постепенная автоматизация движений.

Оборудование: карандаш, лист бумаги.

Ход работы: Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно (рис.11).

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 ошибка

1 балл – 2 ошибки и более

9. Упражнение «По контурам».

Цель: оценивается качество усвоения предложенной программы, возможность переключения с одного элемента на другой, плавность и постепенная автоматизация движений.

Оборудование: карандаш, лист бумаги.

Ход работы: Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок (рис.12,13,14,15,16).

10. Упражнение.

Цель: оценивается качество усвоения предложенной программы, возможность переключения с одного элемента на другой, плавность и постепенная автоматизация движений.

Оборудование: карандаш, лист бумаги.

Ход работы: Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам (рис.17).

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 – 2 ошибки

1 балл – 3 ошибки и более

11. Упражнение «По точкам».

Цель: оценивается качество усвоения предложенной программы, возможность переключения с одного элемента на другой, плавность и постепенная автоматизация движений.

Оборудование: карандаш, лист бумаги.

Ход работы: Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Нарисуй фигурку по точкам, как на образце (рис.18).

 

Кинестетическая основа движений руки.

1. Упражнение

Цель: исследовать развития кинестетической основы движений руки.

Инструкция:

1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».

2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».

3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».

4. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».

Оценка:

4 балла – все задания выполняются правильно;

3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

2 балла – задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

1 балл – задания выполняются с помощью взрослого;

0 баллов – задания не выполняются.

2. Упражнение «Пальчики здороваются».

Цель: исследовать развития кинестетической основы движений руки.

Ход работы:

Идут четыре братца

Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),

Здравствуй, большой! (с большим щепотью)

Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)

Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)

Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)

Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)

 

Оптико-кинестетическая организация движений («праксис позы»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...