Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Упражнения. Цель: обследование кинестетического орального праксиса Процедура обследования. Ребенку предлагается выполнить то или иное задание по словесной инструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой). 1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении...» А –? И –? О –? У –? 2. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?» 3. Инструкция: «Произнеси [си] – [су], [ки] – [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?» 4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?» 5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении – за верхними или за нижними зубами?» Критерии оценки: 4 балла – правильный ответ; 3 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 2 балла – поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками; 1 балл – неточный ответ, неточное выполнение задания; 0 баллов – отсутствие ответа.
Упражнения «Дразнилки».
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.
· Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: ааааааааааааа яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца); ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец); иииииииииииии (рот слегка открыт).
· Произнесите гласные звуки с голосом: аaaaaaaaaaaaa яяяяяяяяяяяяяя ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё иииииииииииии
· Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ аааааеееее аааааиииии иииииааааа ооооояяяяя аааааииииииооооо иииииээээээааааа аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
Кинетический оральный праксис. Цель: обследование кинетического орального праксиса. Процедура обследования. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» – «окно» – «мост» – «парус» – «лопата», «вкусное варенье» и т.д. (см. 20 упражнений с функциональной нагрузкой). Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5–7 секунд. 1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам – «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5–7 секунд. 2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – язык «лопатой» – широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5–7 секунд. 3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – «вкусное варенье» – рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5–7 секунд). 4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения. – «мост» – рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5–7 секунд). 5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – «окно» – рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5–7 секунд).
Упражнение «Акулы». Инструкция: На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. Оценивается: – точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим); –длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость); – симметричность; – наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.
Критерии оценки: 4 балла – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 3 балла – замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость; 2 балла – время фиксации позы ограничено 1–3 секундами; 1 балл – выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация; 0 баллов – невыполнение движения.
Динамическая координация артикуляционных движений.
Упражнения. Цель: обследование динамической координации артикуляционных движений Процедура обследования. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4–5 раз. 1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – «Качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4–5 раз). 2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4–5 раз). 3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4–5 раз.
4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4–5 раз. 5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4–5 раз. Оценивается: – последовательность выполнения движений; – возможность переключения с одного движения на другое; – инертность движения, персеверации; – темп движений; – амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный); – точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим); – наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации. Критерии оценки: 4 балла – сравнительно точное выполнение движений, все движения координированны; 3 балла – замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое; 2 балла – количество правильно выполненных движений ограничено двумя–тремя; 1 балл – выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движений.
Обследование тонуса артикуляционной мускулатуры и наличия патологической симптоматики начинают с обследования мимической мускулатуры. Мимическая мускулатура.
Упражнения: Цель: обследование мимической мускулатуры.
Оборудование: зеркало. Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции. 1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – нахмурить брови 2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – поднять брови 3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – наморщить лоб
4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – поочередно надуть щеки 5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:» – втянуть щеки «Обезьяна» Инструкция: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. Критерии оценки: 4 балла – точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики; 3 балла – неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры; 2 балла – единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы; 1 балл – затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии; 0 баллов – грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|