Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики.




 

Упражнения.

Цель: обследование кинестетического орального праксиса

Процедура обследования.

Ребенку предлагается выполнить то или иное задание по словесной инструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой).

1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении...»

А –?

И –?

О –?

У –?

2. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»

3. Инструкция: «Произнеси [си] – [су], [ки] – [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»

4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»

5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении – за верхними или за нижними зубами?»

Критерии оценки:

4 балла – правильный ответ;

3 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

2 балла – поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками;

1 балл – неточный ответ, неточное выполнение задания;

0 баллов – отсутствие ответа.

 

Упражнения «Дразнилки».

 

Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

 

· Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

иииииииииииии (рот слегка открыт).

 

· Произнесите гласные звуки с голосом:

аaaaaaaaaaaaa

яяяяяяяяяяяяяя

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё

иииииииииииии

 

· Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааэээээ

аааааеееее

аааааиииии

иииииааааа

ооооояяяяя

аааааииииииооооо

иииииээээээааааа

аааааиииииэээээоооооо и т.д.

 

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

 

 

Кинетический оральный праксис.

Цель: обследование кинетического орального праксиса.

Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» – «окно» – «мост» – «парус» – «лопата», «вкусное варенье» и т.д. (см. 20 упражнений с функциональной нагрузкой).

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5–7 секунд.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам – «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5–7 секунд.

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– язык «лопатой» – широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5–7 секунд.

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– «вкусное варенье» – рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5–7 секунд).

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения.

– «мост» – рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5–7 секунд).

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– «окно» – рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5–7 секунд).

 

Упражнение «Акулы».

Инструкция: На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

Оценивается:

– точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

–длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);

– симметричность;

– наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

 

Критерии оценки:

4 балла – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

3 балла – замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;

2 балла – время фиксации позы ограничено 1–3 секундами;

1 балл – выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;

0 баллов – невыполнение движения.

 

Динамическая координация артикуляционных движений.

 

Упражнения.

Цель: обследование динамической координации артикуляционных движений

Процедура обследования. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4–5 раз.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– «Качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4–5 раз).

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4–5 раз).

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4–5 раз.

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4–5 раз.

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4–5 раз.

Оценивается:

– последовательность выполнения движений;

– возможность переключения с одного движения на другое;

– инертность движения, персеверации;

– темп движений;

– амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный);

– точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

– наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

4 балла – сравнительно точное выполнение движений, все движения координированны;

3 балла – замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое;

2 балла – количество правильно выполненных движений ограничено двумя–тремя;

1 балл – выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движений.

 

Обследование тонуса артикуляционной мускулатуры и наличия патологической симптоматики начинают с обследования мимической мускулатуры.

Мимическая мускулатура.

 

Упражнения:

Цель: обследование мимической мускулатуры.

 

Оборудование: зеркало.

Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– нахмурить брови

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– поднять брови

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– наморщить лоб

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– поочередно надуть щеки

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения:»

– втянуть щеки

«Обезьяна»

Инструкция: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

Критерии оценки:

4 балла – точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;

3 балла – неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;

2 балла – единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;

1 балл – затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;

0 баллов – грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...