Упражнение «Праксис по словесной инструкции».
Цель: исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»). Инструкция: Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую») (рис19).
Оценка: 4 балла – все задания выполняются правильно; 3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла – задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии; 1 балл – выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий); 0 баллов – задания не выполняются. Игра «Дружные братья» Цель: исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»).
Ну-ка, братцы за работу, Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак). Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы), Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы), А тебе воду носить (разгибает средние пальцы), А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы), А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы). Игра «Этот пальчик» Цель: исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»).
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш! (поочередно загибать пальцы в кулачок)
Упражнение «Праксис поз по зрительному образцу».
Упражнение «Делай, как я». Цель: исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»). Инструкция: Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных на рис. 20 поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
Упражнение «Замок» Цель: исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»). Инструкция: Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения. -На двери висит замок.(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.) -Кто его открыть бы смог? - Потянули! (Пальцы - в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.) - Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.) - Постучали! (Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.) И - открыли! (Расцепить пальцы.)
Упражнение «Праксис поз по кинестетическому образцу». Цель: исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»). Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте 1. Оценка: 4 балла – задание выполняется правильно без помощи взрослого; 3 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе; 2 балла – выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий; 1 балл – выполнить задание удается только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий); 0 баллов – задание не выполняется. Выявление синкинезий. 4. Упражнение Цель: выявление синкинезий (Синкинезии – содружественные движения). Оборудование: карандаш и лист бумаги. Инструкция: Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), даем инструкцию: «Подними только этот палец!». На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двусторонние (на обеих руках).
Оценка: 4 балла – задания выполняются без синкинезий; 3 балла – односторонние синкинезии в части заданий; 2 балла – односторонние синкинезии при выполнении каждого задания; 1 балл – перекрестные синкинезии; 0 баллов – двусторонние синкинезии. Кинетическая основа движений руки Упражнение «Ножницы». Цель: исследование кинетической основы движений руки Инструкция: разведение в стороны и сведение вместе пальце одной, затем другой руки, потом обеих рук вместе. Упражнение «Пальчики здороваются». Цель: исследование кинетической основы движений руки Инструкция: кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Выполнить аналогичное задание пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе. Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки, похлопать подушечками пальцев, начиная с большого.
Упражнение «Слонёнок». Цель: исследование кинетической основы движений руки. Инструкция: средний палец выставлен вперёд (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слонёнок «идёт» по столу. Упражнение «Корни деревьев». Цель: исследование кинетической основы движений руки. Инструкция: кисти рук, сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз. Упражнение «Коготки». Цель: исследование кинетической основы движений руки Инструкция: сильное полусгибание и разгибание пальцев. Упражнение «Болото». Цель: исследование кинетической основы движений руки. Инструкция: Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца.) Упражнение «Человечки». Цель: исследование кинетической основы движений руки Инструкция: Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки». Упражнение «Помощники». Цель: исследование кинетической основы движений руки. Инструкция: Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу), Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание), Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем). Упражнение «Делай, как я» («Кулак – ребро – ладонь»). Цель: исследование кинетической основы движений руки Инструкция: Далее выполняется последовательный ряд движений (рис. 1); меняются лишь позы, сама рука не меняет местоположения. Задание выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей – наоборот. Оценка: 4 балла – задание выполняется правильно без помощи взрослого; 3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе; 2 балла – выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий; 1 балл – выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами); 0 баллов – невозможность поочередного выполнения движений. Упражнение. Цель: исследование кинетической основы движений руки Инструкция: «Положи руки перед собой на стол. Делай, как я» (Проба Озерецкого). Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую (рис.3).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|