Что отсутствует в культурной среде
Где бы дети ни родились — в западных странах, на Востоке или в Африке, — они воспитываются в соответствии с присущей этим странам культурой. Дети приспосабливаются к разнообразной обстановке и воспитываются в зависимости от тех или иных качеств родителей. Любой результат имеет свою причину. Следствием неправильного образования и воспитания становятся отрицательные черты личности, а хорошее воспитание и образование приводят к развитию высоких чувств, благородства и чистоты помыслов. Все дети приспосабливают жизненные силы своего организма к соответствующим условиям окружающей среды. Профессор Н. Пронко из Канзасского университета несколько лет назад навестил меня в Ма-цумото. До этого он провел ряд экспериментов по изложенной выше теме и пришел к выводу, что дети, воспитанные в различном культурном окружении, приспосабливаются к соответствующей окружающей среде в первые девять месяцев жизни. Те качества, которые не востребованы данным конкретным окружением, у ребенка не развиваются. Результаты своих исследований он опубликовал в Америке.
Трудно подыскать слова, чтобы выразить пагубность подхода, при котором уже достаточно сложившийся ребенок подвергается тестированию и на основании этого делаются выводы о его якобы «врожденных» качествах. От подобных представлений пора отказаться. Необходимо положить этому конец. Невозможно предсказать, каких высот может достичь ребенок, получающий правильное воспитание с момента рождения. Может быть, имеет смысл тщательно проанализировать эти возможности? Благоприятная окружающая обстановка и должное образование наверняка принесут детям благополучие и счастье и дадут свет надежды для будущего человечества.
«Может ли мой мальчик стать кем-нибудь?» Однажды ко мне подошла мать одного из моих учеников, чтобы поинтересоваться успехами сына. У мальчика было хорошее музыкальное чутье, он усердно занимался и был прекрасным ребенком. — Сенсей, скажите, может ли мой мальчик стать кем-нибудь? — спросила меня мать. — Нет, — с улыбкой ответил я. — Кем-нибудь он никогда не станет. В наши дни у родителей появилась тенден- ция задавать подобные вопросы. Она свидетельствует об излишне трезвом и расчетливом подходе к образованию детей. Когда я слышу подобные вещи, то отвечаю всегда в шутливом тоне. Однако мать не на шутку встревожилась таким ответом, поэтому мне пришлось продолжить: — Учась играть на скрипке, он станет достойным человеком. Разве этого мало? Не требуйте от ребенка, чтобы он стал профессионалом и зарабатывал музыкой большие деньги. Ведь именно эта мысль прослеживается в вашем вопросе. Человек с добрым и чистым сердцем всегда найдет свое счастье. Единственная забота родителей — воспитать ребенка честным человеком. Этого вполне достаточно. Если вы ставите перед собой другие цели, то конечный результат может оказаться совершенно противоположным. Ваш сын играет на скрипке очень хорошо. Мы только должны добиться, чтобы у него были чистые помыслы и благородное сердце. Мальчик, получивший первый урок от отца О том, что я стал основателем нового движения в обучении игры на скрипке, стало известно многим родителям. — Вы не могли бы послушать моего мальчи-ка? — обратился как-то ко мне господин X. из Зак. 476
Нагой, который сам обучал сына. Юноше было в то время уже восемнадцать лет, и он работал над Пятым концертом Моцарта.
— С удовольствием, — ответил я. — Скажите ему, чтобы выбрал время и зашел ко мне. Примерно через месяц молодой человек навестил меня. Впервые увидев его, я поразился, насколько он был похож на своего отца — интонацией, нагойским диалектом, манерой речи. Даже его приветственный жест — протянутые вперед обе руки — и улыбка были в точности как у отца. Я попросил молодого человека сыграть что-нибудь. Он достал скрипку из футляра и начал настраивать ее, делая смычком точно такие же движения, как и отец. Но и это еще было не все. Когда он начал играть, его осанка, движения рук и смычка ничем не отличались от отцовских. Даже недостатки игры — смазанные переходы, нечеткий звук и другие мелкие детали — напоминали отца. До этого мне не приходилось видеть такого яркого примера приспособления ребенка- к своему окружению. Восемнадцать лет, прожитые в семье, явственно отразились на поведении, восприятии и чувствах мальчика. Примерно тридцать лет назад моим первым маленьким учеником стал четырехлетний Тосия Ето. Вслед за ним пришел еще один малыш — Кодзи Тойода. Когда мы переехали из Нагой в Токио, отец Кодзи тоже перебрался туда вслед за нами. Позднее, услышав, как трехлетний Кодзи Тойода исполняет «Юмореску» Дворжака, а семилетний Тосия Ето играет концерт, ко мне пришел один человек и привел с собой трехлетнего сына. Он поинтересовался, как узнать, есть ли у его сынишки музыкальный талант. Если да, то он хотел бы отдать его учиться игре на скрипке. Но кто же может определить наличие музыкального таланта у трехлетнего ребенка? Я сказал отцу, что талант — это не врожденное качество. Его можно лишь развить в себе. Однако он меня не понял. И сколько еще таких отцов на свете! Вспоминая молодого человека, который вырос по образу и подобию своего отца, я думаю, что зачастую достаточно поглядеть на родителей, чтобы понять, какими станут их дети. Поразительная сила жизни Смычок выпадает из рук, а мать все поднимает его... Отделения школы воспитания талантов разбросаны по всей Японии. Туда принимают любого ребенка без всяких предварительных ис-
пытаний, так как наш принцип основывается на предпосылке, что талантами не рождаются и что каждый ребенок может развить в себе способности путем постоянной тренировки. Наша задача заключается в том, чтобы с самой колыбели воспитывать в детях благородство духа, прививать им высокие ценности. В нашей школе мы добиваемся этого за счет игры на скрипке. Все преподаватели в школе воспитания талантов следуют этому курсу. Вместе с родителями они не жалеют сил, чтобы дети выросли порядочными людьми. В нашем отделении в Накацугаве произошел следующий случай. Среди других школьников там училась шестилетняя девочка, страдавшая детским церебральным параличом. Она почти не контролировала правую половину своего тела, и у нее было косоглазие. Играя песенку «Свети, свети, звездочка», она доходила до последних двух нот первой фразы, и тут ее правая рука непроизвольно дергалась, и смычок выпадал из руки. Ее учитель Його был очень огорчен и озабочен. Он рассказал мне об этом случае и попросил совета. Я дал ему простой ответ: «И учитель, и родители должны признать этот факт и продолжать работать». Учитель терпеливо про- должал свои уроки, и каждый день бесчисленное множество раз матери приходилось подбирать смычок с пола. Для нее это было нелегким испытанием. Но большая любовь и настойчивость в конце концов победили. Настал день, когда девочка все же смогла удержать смычок в руках до конца пьесы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|