Тренинг исследовательских способностей.
СИСТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ САВЕНКОВА А.И.
Аннотация Данное пособие посвящено описанию методики, позволяющей включать ребёнка – дошкольника в исследовательский поиск в детском саду. Здесь изложены основные методы обучения дошкольников практике исследовательской деятельности. Пособие адресовано воспитателям детских садов, а также родителям.
Введение Актуальность «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, какими качествами должен обладать выпускник дошкольного учреждения – первой ступеньки образования. В нашей группе детские исследования занимают главное место в любой деятельности. Детям предоставлена возможность задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет системного подхода к развитию исследовательской деятельности детей. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в нашей группе. Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития исследовательской активности детей.
С этой целью мною были изучены и систематизированы материалы по теме «Детское исследование»: Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ», Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. «Новые технологии обучения», Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Давыдова О.И., Майер А.А., Богословец Л.Г., «Проекты в работе с семьей», «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей, Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике», Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. «Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников», Савенков А.И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания», Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения дошкольников», Сыпченко Е. А. «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ», Тимофеева Л.Л. «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками», Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании», Харько Т.Г. «Методика познавательно – творческого развития дошкольников. Сказки фиолетового леса». Я пришла к выводу, что за основу работы надо взять методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И.Савенковым «Методика исследовательского обучения». Методика Савенкова предлагает не давать детям знания в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы, тогда они могут стать авторами своих собственных творческих, исследовательских докладов, сообщений. Я поставила перед собой цель: систематизировать исследовательское обучение, сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию. Подходя к созданию системы исследовательской деятельности у дошкольников, я поставила следующие задачи:
1. Организовать предметно-развивающую среду. 2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска. 3. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников. 1.Эффективным средством внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс является не только развитие любознательности детей, но и создание пространственной предметно-развивающей среды в группе, для этого я наполнила центры различным материалом для развития исследовательской самостоятельности у детей. Самый главный у нас центр - «центр науки», или, как мы с детьми решили «научная лаборатория». В этот центр я поместила: карточки-схемы и материалы для опытов (колбочки, пипетки, магниты, увеличительные стёкла, аптекарские весы, электронные весы, различные металлы, песок, глину, камни, стеклянные трубочки, зеркала, различные виды бумаги, медицинские материалы, красители, цемент, гипс, алебастр, природные и бросовые материалы и многое другое). Много в нашей лаборатории разных мисочек, стаканчиков, ёмкостей, сито, совочки, ложки. Нашу лабораторию постоянно пополняем чем-то новеньким. Различные картотеки: картотеку опытов и экспериментов по возрастам, технологические карты (по смешиванию красок, получению разных растворов (глины с песком, цементом, алебастром, водой. Песка с водой и т.д.). Небольшие книжки-самоделки по результатам опытов, которые дети сами зарисовывают. Различные схемы и алгоритмы. А также, что очень важно мы продумали и нарисовали правила поведения в лаборатории, которые мы повторяем всегда перед началом работы. Как и у настоящих исследователей у детей есть фартуки, нарукавники, халатики. Они любят перевоплощаться в учёных. Также в нашей лаборатории собраны различные коллекции: бумаги, ткани, ракушек, камней, природного материала (гербарии, семена), пёрышек, шерсти. В центр «Почитай – кА» я поместила очень много энциклопедической литературы и тематической и сборной более пятидесяти энциклопедий и наша научная библиотека постоянно пополняется. Родители всегда приносят что-то новенькое. Также у нас есть учебники по химии, ботаники, биологии, астрономии, истории, по окружающему миру, по природоведению, географии, физики. Медицинская литература: брошюры по правильному питанию, самодельные плакаты о витаминах, газеты о здоровом образе жизни, инструкции по оказанию первой медицинской помощи.
В центре конструирования много схем изготовленных детьми по сборке различной техники и механизмов: подъёмного крана, мельницы, водокачки, лодок с лыжами, велосипедов для воды и т.д. много различных конструкторов: прищепки, магнитные конструкторы, механические, пластмассовые, железные. Много бросового материала: одноразовые стаканчики разных размеров, кусочки фанеры, проволока, пружины, разные крепления, верёвки, резинки, коктейльные трубочки и пр. авторская игра «Забавные помпоны», «Математический планшет» и пр. В центре творчества «Акварелька» я поместила, кроме стандартного набора, крупы, тушь, красители, вату, губки, разные ёмкости, печатки из деревяшек, мука, сода, соль, много разной бумаги, скалки, толкушки, лимонная кислота, засохшая гуашь, восковые свечи, клубки с разными по качеству нитками, много бросового и природного материала (пробки пластмассовые и из пробкового дерева, маленькие и большие контейнеры от разных сладостей, деревянные палочки, пластмассовые трубочки, засушенные листья, цветы, семена). Центр игры: алгоритмы приготовления блюд, бытовая техника и инструкции по применению, посуда из разного материала, весы, воронки, сыпучие материалы, пластилин, технологические карты (сделанные детьми) приготовления блюд, книжки – самоделки с рецептами. Кулинарные книги. Центр природы «Любознайка»: большая коллекция календарей, календари наблюдения за природными явлениями, тематические альбомы (птицы, собак а– наш друг, мир пушистиков, насекомые, бабочки, гербарии из растений растущих в нашей деревне, моя авторская игра: «Путешествие по экологической тропе», моё авторское пособие «Знакомство с календарём», природный материал, результаты наблюдений в схемах, рассказах, рисунках. Алгоритмы составления рассказов о растениях, животных, птицах, цветах, временах года. Трафареты, модели, игры-моделирования «Летает, прыгает, плавает», «Кто во что одет», «Кто где живёт», Модели экосистем: «Пустыня, «Крайний север», «Двор», «Пруд», «Горы». Коллекции семян и плодов, карты экосистем и многое другое.
Развивающая среда в группе постоянно пополняется новыми идеями, экспонатами, материалами. В каждом центре, для соблюдения безопасности, для соблюдения порядка продуманы и нарисованы правила. 2. Для обучения детей умениям и навыкам исследовательского поиска, реализацию исследовательской деятельности я разделила на блоки по методу Савенкова А.И.: - тренинг исследовательских способностей; - самостоятельная исследовательская практика; Тренинг исследовательских способностей. В ходе данного тренинга дети овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они учатся: -видеть проблемы; -ставить вопросы; -выдвигать гипотезы; -давать определения понятиям; -классифицировать; -наблюдать; -проводить эксперименты; -делать умозаключения и выводы; -структурировать материал; -объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|