Самостоятельная исследовательская практика.
Проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Первый блок: «Тренинг исследовательских способностей» (тренировочные занятия). Знакомство дошкольников со спецификой исследовательского поиска, как и предлагает автор методики, я разделила на этапы: -выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); -выработку гипотез; -поиск и предложение возможных вариантов решения; -сбор материала; -обобщение полученных данных; -подготовку материалов исследования к защите; -защиту. Этот блок включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Достаточно 2-3 тренировок. Подготовка и организация: 1. карточки с символами «методов исследования»: -подумай самостоятельно; -спроси у другого человека; -посмотри в книгах; -посмотри по телевизору (видеофильм); -понаблюдай; -проведи эксперимент; -информация с помощью Интернета; -связаться со специалистом. 2. Карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований. В дальнейшем следует приготовить карточки с темами ориентрованными на детей т.е. что их интересует чаще всего, что можно исследовать как можно больше, и т.д. 3. необходимое количество ручек, карандашей, фломастеров, бумаги для фиксации информации. Для того, чтобы собрать детей на тренировки по исследованию можно использовать различные приёмы: «загадочный столик», «колокольчик», «волшебная шкатулочка», и т.д. желательно собраться в круг, чтобы дети видели друг друга. В центре круга всё тот же «загадочный столик» или «волшебная шкатулка», где разложены или положены карточки с «методами исследования». Объявить детям, что мы сегодня будем учёными и будем проводить самостоятельные исследования. Следует кратко и доступно объяснить, что такое исследование, а возможно и кто такие учёные. Можно надеть специальные халаты исследователей. На первых порах можно выделить добровольно пару наиболее активных ребят с развитым интеллектом, креативностью и хорошей речью. Ведь важно показать детям, что делать на каждом этапе исследовательского поиска. «Добровольцы» вместе с воспитателем будут выполнять главную работу исследователей от начала и до конца, все остальные станут активными помощниками.
Выбор темы Добровольцы – исследователи определяют тему исследования. Им предлагаются заготовленные карточки с различными изображениями – темами будущих исследований. Карточки с темами лучше всего разложить на ковре или столе, и включить всех детей в обсуждение выбора темы. При выборе темы обратить внимание детей на то, что лучше выбрать что-то особенно привлекательное, что позволит применить большую часть исследовательских методов. Например, мы выбрали тему «космическая ракета». Тема привлекательная, но мы не сможем использовать собственные эксперименты, наблюдения. Эта тема будет хороша, для больших исследовательских проектов, когда дети уже приобретут опыт в исследовательской деятельности. Тема выбрана. Карточку с её изображением вставляем в специальный планшет или вывешиваем на доску, кто как выберет. Составление плана исследования Итак, дети, выбранные нами в качестве главных участников исследования, выбрали тему «Что находится в пустой банке?» (на карточке изображена пустая банка). Объясним исследователям, что их задача – получить как можно больше сведений по теме, и подготовить небольшой доклад. Для этого нужно собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это сделать? Для начала мы выдвигаем несколько гипотез. А может быть даже будет и одна гипотеза. Например: в пустой банке находится воздух. Начинаем составление плана исследования. Здесь мы вместе с детьми заполняем таблицу «Модель трёх вопросов» многим она уже знакома. В эту модель мы фиксирум знакомую информацию в графе «Что знаем?», поиск и предложения возможных вариантов решения в графе «Где узнать?». Для сбора конкретных сведений по теме (чтобы не «разбрасываться») мы заполняем графу «Что хотим знать?»
1. Заполняем графу «Что знаем?». Дети уже владеют какой – нибудь информацией, даже дети средней группы. Все высказывают свои гипотезы. Ответы записываются в графу. 2. Заполняем графу «Что хотим знать?» Вот здесь могут быть затруднения у детей средней и старшей группы, т.к. у них ещё немного исследовательского опыта. Особенно если они пришли из других групп. Иногда им трудно сформулировать то, чего они хотят узнать. Обязательно надо ему помочь вопросами: А ты знаешь, почему воздух невидимый? А ты знаешь, почему небо голубое? Почему занавески в группе качаются? А хочешь узнать? И т.д. Вопросы должны быть интересные, захватывающие, чтобы у ребёнка было ощущение, как - будто это он сам сказал. Здесь нужно учитывать и индивидуальные интересы ребёнка. Например: Ваня интересуется только транспортом. Можно задать ему вопрос: Почему, когда машина (трактор, поезд, мотоцикл) проезжает, шевелятся волосы (одежда, вода в луже, трава, камешки и т.д.)? Хочешь узнать? 3. Заполняем графу «Где узнаем?» Вот здесь на тренинговом занятии можно начать с обычных проблемных вопросов, например: «Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?» 4. В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «узнать у мамы, папы, взрослого», «посмотреть в Интернете». Каждый ответ должен быть обязательно отмечен. Как только дети называют какой-то метод, следует поместить карточку с его изображением на магнитной доске, столе или панно с кармашками. Так постепенно выстраивается цепочка исследования. А те методы, которые не названы детьми, на первых порах обязательно нужно подсказать. Карточки, выложенные перед нами – план нашего будущего исследования. Теперь нам надо его сделать более строгим, логичным и последовательным. Начнём с вопросов о том, с чего начать наше исследование? Что мы будем делать потом? И т.д.
Вновь дети начнут предлагать самые разные варианты. Надо подвести их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Например: «Мы с вами учёные, что нам нужно сделать?» Как правило, из множества ответов, прозвучит один «Подумать!» Как только с этим все согласятся, кладём на первое место карточку с символом «подумать самостоятельно». Следующий вопрос – «Где ещё мы можем узнать про воздух?». Отвечая на эти вопросы, мы постепенно выкладываем линию из карточек: «Подумать самостоятельно», «Спросить у взрослого», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть в Интернете», «Посмотреть специальный фильм», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Связаться со специалистом». Можно даже дополнить арсенал методов, например – отправить по электронной почте письмо учёным, специалистам, детям в другой садик. Но следует понимать, что набор методов зависит от наших возможностей. Чем больше методов мы используем в исследовании, тем интереснее пойдёт работа. Итак, план исследования составлен. Сбор материала Разложенные карточки и есть наш план. Как мы будем собирать материал, что мы будем делать, мы зафиксируем в плане по типу «Паутинка». Дети предлагают в каждом центре способ поиска информации. Например: если они выбрали тему «Воздух», то в нашей «паутинке» дети обозначают, как и в каких центрах они будут искать информацию. В центре «Научная лаборатория» Ксюша будет проводить эксперимент (вместе со мной) «почему занавески шевелятся, когда открывается и закрывается дверь», а Даша будет выяснять «где находится воздух». Коля в центре «Почитай-кА», хочет в энциклопедиях посмотреть свойства воздуха и т.д. Всю информацию я записываю карандашом печатными буквами. Потом дети выбирают для себя фломастер и этим фломастером обводят их, и ещё делают графический рисунок, чтобы ориентироваться в плане. Не следует сразу фиксировать много информации на одно тренировочное занятие. Важно, чтобы мы сегодня получили результат, для проведения презентации. Все результаты поиска мы фиксируем схематично на листочках бумаги. Листочков всегда должно быть достаточно.
Обобщение материала Собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Все листочки с собранной информацией мы раскладываем перед собой. И начинаем смотреть, что нового и интересного мы узнали. Подумать, что можно рассказать. На первых порах, конечно надо активно помогать обобщать полученные разрозненные данные. Во-первых, выделить главное, отметить второстепенное, попытаться дать определения некоторым основным понятиям. Например: на мой вопрос «Так что же такое воздух»? исследователь 6 лет сказал: «Это жизнь всех живых существ». А на вопрос «А что такое ветер»? Юный исследователь 5 лет сказал: «Ветер – это передвижения воздуха». Всё зафиксировать пиктограммами на листе ватмана или А4, в зависимости от возможностей для дальнейшей презентации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|