Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы коллизий внутригосударственных и международных правовых систем




 

Проблема коллизий международно-правовых норм и норм национального права является важный аспект теории соотношения международного и внутригосударственного права. Причины могут быть различными. Некоторые коллизии являются следствием несоблюдением государствами своих международно-правовых обязательств (скажем, не приведением национального законодательства в соответствие с международными обязательствами). Другие коллизии объективно обусловлены и их существование неизбежно (так например, предоставление особых прав и преимущества гражданам государства-контрагента по двустороннему договору). Можно выделять следующие причины возникновения коллизий - просрочка принятия национальных имплементационных актов, ненадлежащая по содержанию имплементация международных норм, необходимость специфического регулирования отношений с отдельными государствами и т.д. Соответственно, методы урегулирования и разрешения коллизий могут быть разными. Можно, в частности, устранить разрыв во времени между вступлением в силу для государства международных обязательств и изданием имплементационных актов. Примером является ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней" 1999 г., которым одновременно оформляется дача согласия Российской Федерации на юридическую обязательность Конвенции и содержатся меры по обеспечению ее исполнения. Другим способом является приведение национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (например, ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" 2001 г.). Государство может признать недействующими нормы, противоречащие своим международным обязательствам, не отменяя указанных норм. В конце концов, не отменяя норм национального права, можно сделать отсылку к положениям международных норм (ст. 7 НК РФ). Как известно, общая норма о способе разрешения коллизий международных и внутригосударственных норм зафиксирована в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Однако правило "если, то" не урегулирует всех аспектов коллизий. Не вполне ясны следующие вопросы:

Как соотносятся по юридической силе межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры РФ и законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, ведомственные акты? Вступившие в силу международные договоры РФ имеют большую юридическую силу, чем акты внутригосударственного права любого уровня, поскольку в Конституции РФ имеется коллизионная норма типа "если, то". Однако договоры, предусматривающие отличные от национального законодательства правила, подлежат обязательной ратификации.

Исключение составляют нормы Конституции РФ, согласно которым международный договор, предусматривающий иные правила, чем зафиксированные в Конституции, может быть ратифицирован только после внесения в нее соответствующих изменений. Существование правила о приоритетном применении международных норм в случае коллизии с нормами права РФ соответствует общей тенденции гармонизации законодательства с международными обязательствами РФ. Правда, в правоприменительной деятельности в связи с конституционным закреплением этого принципа возникают некоторые проблемы. Международные договоры по борьбе с преступностью, например, определяют не только формы борьбы с правонарушениями, но и перечень преступных, с точки зрения МП, деяний. При этом объективная сторона деяния по конвенциям зачастую шире, чем по УК России. Правоохранительные органы на практике иногда учитывают положения международно-правовых норм, иногда - нет; в последнем случае мы имеем несоблюдение конституционного положения (ч. 4 ст. 15). Казусы такого рода необходимо решать следующим образом: нормы международных договоров, предназначенные для прямого действия в РФ, либо договоров, согласие на которые дано Государственной Думой Федерального Собрания РФ в форме закона, должны непосредственно регулировать правоотношения в нашей стране и иметь приоритет перед национальным правом; нормы договоров, которые реализуются с помощью российского права, являются основанием для приведения законодательства РФ в соответствие с международными договорами.

Могут ли последующие внутригосударственные акты отменять ранее принятые по этому вопросу международные договоры по принципам? На основе следующих правил, что "последующий закон отменяет предыдущий", "норма с большей силой отменяет норму с меньшей силой", "специальный закон отменяет общий" можно ответить на поставленный вопрос. Последующая норма права РФ не может отменять или изменять ранее заключенный международный договор (пока, разумеется, договор остается в силе для РФ). Внутригосударственная норма специального характера не может отменять или изменять международные нормы более общего характера, поскольку они являются нормами различных систем права.

Какова юридическая сила "первоначально" внутригосударственных и имплементационных норм (т.е. норм, принятых во исполнение международных документов)? Думается, что последующий внутренний нормативный акт не может отменять или изменять действие предыдущих имплементационных норм. Иное противоречило бы конституционному принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...