Тот же салон, спустя несколько минут.
Горничная убирает напитки, уносит рюмки. Над ней плавает облачко дыма. Голос Марты за кадром. Не нравится он мне, этот твой Флисс. Голос Фрейда за кадром. Вот оно что! Фрейд сидит в кресле; в первый и последний раз с начала фильма он выглядит непринужденным и даже веселым; откинувшись на спинку кресла, он вытянул ноги, снял галстук и расстегнул стоячий воротничок. Блаженно затягиваясь, курит сигару. Фрейд (примирительным голосом, без малейшего намерения обидеть Марту). Ты говоришь так потому, что он видел тебя плачущей. Марта. Ты знаешь, он не любит Брейера. Это сразу видно. Фрейд. Кто? Марта. Твой Флисс. Я боюсь его. Ты перед ним словно мальчишка. Она пытается обидеть Фрейда, надеясь ранить его гордость. Фрейд (ласково улыбаясь). Правильно, Марта, я как мальчишка. Марта (нервничая, расхаживает взад-вперед по комнате). Не понимаю, что ты в нем нашел. Фрейд. Может, ты присядешь? Иди ко мне. Она улыбается ему и садится на ручку кресла. Марта (повторяя свой вопрос). Так что же? Фрейд. Что? Ничего не нахожу. Ты же знаешь его. Это настоящий мужчина. Марта. А Брейер, значит, нет? Фрейд. Брейер — венец. Он умен, тонок, но скептичен. (С каким-то уважением.) А Флисс — пруссак. Марта. У него и вид такой. Прямой, словно палку проглотил... Фрейд. Прямой, но твердый. Воин. Ты обратила внимание на его глаза? Марта. Да. Фрейд. Я никогда не видел более прекрасных глаз. (Убежденно, но и не без лукавства.) Это за него тебе следовало бы выйти замуж. Марта. Какой ужас! Фрейд. Ты имела бы сильного, неотразимого мужа. Она — полунасмешливо, полуласково — склоняется и теребит Фрейду бороду. Марта. А мой муж еще неотразимее. Я считаю, что у него самые прекрасные глаза на свете. Когда он соизволит взглянуть на Флисса в упор, Флиссовы вытаращенные глазищи лопнут, как стекло.
Фрейд улыбается ей, но даже не понимает, что это робкое поощрение высказано для того, чтобы внушить ему чувство собственной значительности. Он думает о чем-то своем. Фрейд. Ты с ума сошла... Флисс, видишь ли, авантюрист... Марта. И ты находишь, что это хорошо? Фрейд. Да. Без риска нет науки. Мир принадлежит авантюристам. Быть может, Флисс придаст мне сил стать авантюристом. Фрейд докурил сигару. Марта открывает окна. Марта. Он даже неспособен отвадить тебя от курения. Вся гостиная пропахла дымом. Фрейд встает. Фрейд. До скорого. Марта. Не засиживайся допоздна за работой. (Фрейд целует ее в лоб. Она небрежно спрашивает.) Что произошло с Дорой? Она оставалась у тебя почти час (Фрейд пожимает плечами, не отвечая.) Ты ее загипнотизировал? Фрейд. Да. (Говорит насмешливым и слегка ревнивым тоном, хотя все намеки, касающиеся Флисса, оставляли его равнодушным.) Ты должна быть довольна — это метод твоего друга Брейера. Марта. Если ты применяешь его метод, почему же Флисс утверждает, что вы с ним не согласны? Фрейд (улыбаясь). Речь идет об одном нюансе. Одной мелочи. Он собирается уходить, но Марта с нежностью его задерживает. Марта. А что Дора? Он отвечает, по-прежнему улыбаясь, но с едва уловимым раздражением. Фрейд. Как что? Марта. Метод ей помогает? Фрейд. Надо посмотреть. Марта. Что даст этот метод? Фрейд. (рассеянно). Увидим, увидим. Фрейд осторожно отстраняет Марту и идет к двери. Когда он берется за ручку двери. Марта, боясь, что он уйдет раньше, чем она успеет все ему сказать, выкладывает глубокие причины своей тревоги. Марта. Я сегодня встречалась с твоей матерью. (Фрейд резко оборачивается. Его лицо принимает напряженное выражение: он слушает внимательно и встревоженно.) Ты знаешь, что твоему отцу совсем плохо? (Фрейд смотрит на нее в упор, не меняясь в лице и ничего не отвечая.) Последнее время ты совсем его забросил.
Фрейд недовольно морщится. Фрейд (жестко). Я? Кто тебе сказал? Мама? Марта. Конечно, мама. Но я тоже уже давно так думаю. Фрейд. Что она сказала? Он с виноватым видом опускает глаза. Марта. Она сказала: "Я еще вижу моего сына, потому что держусь на ногах и могу приходить к вам. Но папа уже не встает с кресла, и вот целый месяц, как Зигмунд его не навещал". Фрейд (отвечает быстро, как ребенок, которого бранят и который обещает больше не шалить, лишь бы его оставили в покое). Завтра утром зайду к ним. Обещаю тебе. Он хочет уйти. Марта бегом пересекает гостиную и становится между ним и дверью. Марта. Мама не доверяет их врачу. Фрейд (рассудительным и размеренным голосом, который скрывает его растущее раздражение). Это первоклассный врач. Родственники больных никогда нам не доверяют. Марта. Вылечи его. Фрейд. Кого вылечить? Отца? Марта. Почему бы нет? Когда у него была глаукома, ты же его прооперировал. Фрейд. Это разные вещи... Бирненшатц лечит его шесть лет: нельзя отбивать пациента у своего коллеги. Марта (очень сухо и живо, в ее тоне чувствуются глубокая симпатия к Брейеру и намек на ревность). Но ведь ты же отбиваешь пациентку у Брейера! Фрейд. Я? Марта. Ну да, я говорю о Сесили. Флисс толкает тебя на то, чтобы ты ею занялся. Фрейд. Ты ничего не поняла. (Она пытается возразить, но он быстро ее перебивает.) Мне надо работать. Марта. Завтра с утра я зайду к отцу и обещаю тебе посмотреть его. До скорого. Он быстро целует ее в лоб и уходит. Она стоит не шевелясь, в растерянности, и по ее лицу заметно, что она предчувствует те несчастья, которые угрожают их браку. (19) Два часа ночи. Сидя в кабинете за письменным столом, Фрейд пишет. Он снял воротничок и сюртук, но остался в жилете. Фрейд (голос за кадром). Неврозы представляют собой механизмы защиты от какого-либо невыносимого воспоминания, которое хочет укорениться в сознании. Невротические симптомы призваны замаскировать это воспоминание. Больной цепляется за бредовые симптомы, он любит собственный бред, как самого себя. Но если удается заставить его вспомнить то, что прячется за этим бредом, он ясно видит забытую сцену, торможение становится бесполезным и симптом, исчезает. Представления сексуального происхождения...
Он перестает писать, над чем-то задумывается и оставляет фразу неоконченной. Он выдвигает ящик; ночная работа закончена. Фрейд чувствует себя слишком усталым, чтобы ее продолжать. Он бережно прячет свою рукопись в ящик, достает из кармана сюртука ключ, запирает ящик и снова кладет ключ в карман. Утро, в комнате Фрейда. Марта еще в постели. Окна открыты, портьеры подняты. На спинке стула — сюртук Фрейда. Слышится голос Фрейда, заканчивающего свой туалет в ванной. Фрейд (голос за кадром). Я вернусь к завтраку. Марта, еще толком не проснувшись, едва открывает глаза. Марта. Ты идешь к отцу? Фрейд. Зайду к нему позже, если время будет. Он входит в комнату и надевает сюртук. Марта. Только семь часов, Зигмунд! Если ты не идешь к отцу, тогда почему ты встал так рано? Он облачился в сюртук. Подходит к постели и целует Марту в обе щеки. Фрейд. Мне надо поговорить с Брейером. Я хочу застать его дома, пока он не ушел с визитами. Он подходит к двери. Марта. Ты обещал мне посмотреть отца. Фрейд (с улыбкой, но решительно). В любом случае лечить его я не буду. Я слишком уважаю его, чтобы быть при нем сиделкой. Он уходит. Марта, присевшая на постели, на мгновение застыла в оцепенении, потом с какой-то отрешенной покорностью откидывается назад, закрывает глаза и, поскольку ей мешает утренний свет, с головой накрывается одеялом. (20)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|