Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В деятельности юристов




Логика относится к числу древнейших наук, которая, обратившись к формам и способам рассуждений человека, начала формироваться еще в цивилизациях Древнего Востока: Индии, Китая. В западную духовную культуру принципы и методы логики1 вошли благодаря усилиям античных греков и в значительной степени работам величайшего мыслителя -энциклопедиста Аристотеля2.

[1] Понятие «логика» ввел в оборот Зенон из Китиона на острове Кипр (ок. 336-264 гг. до н.э.). Он является родоначальником стоической школы, основанной им в 308 г. до н.э. На первое место в философии он ставил логику, цель которой, по его мнению, была научить людей правильно судить о вещах и избавить их от заблуждений. Понятие «логика» в последствии начало применяться взамен понятия «аналитика», которое использовал Аристотель.

2 Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)– древнегреческий ученый, философ. В своих работах он впервые дал системное изложение логики. Ее обычно называют «традиционной» формальной логикой. Она включает такие разделы: «Понятие», «Суждение», «Умозаключение», «Законы логики», «Доказательство и опровержение», «Гипотеза». Основными работами Аристотеля по логике являются «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Категории», «Об опровержении софистических аргументов», «Об истолковании». Византийские логики объединили все перечисленные работы Аристотеля под общим названием «Органон» (Орудие знания). – См.: Аристотель. – Соч. – Т.2. – М., 1978.

Достаточно развитая политическая жизнь в греческих государствах-полисах, борьба разных партий за влияние на массы свободных граждан, стремление решать возникавшие конфликты публично – все это требовало от руководителей, мыслителей умения убеждать людей, защищать свою позицию на различных форумах, в государственных учреждениях, судебных заседаниях. Великие античные философы Сократ, Платон, Аристотель считали главным средством убеждения – обоснованность содержащихся в ораторской речи суждений, их правильную связь в процессе рассуждений, вывод одних суждений из других. Именно с целью анализа рассуждений и была создана Аристотелем первая концептуальная система, названная силлогистикой. Она представляла простейшую форму дедуктивных умозаключений, где вывод имеет объективный, достоверный характер. Отметим, что дедукция, в переводе с латинского языка, означает вывод.

§ 1. Логика как наука

Человек в повседневной жизни и в профессиональной деятельности постоянно познает окружающий его мир, самого себя и находящихся рядом с ним людей, приобретая различного рода и вида знания.

Знания – это сведения, информация, полученные субъектом, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и служащие ему в качестве регулятивов его познавательно-преобразовательной деятельности.

Осуществляет он это посредством чувственного познания и абстрактного мышления. Путем чувственного отражения (ощущений, восприятий, представлений), основанного на психических процессах, человек познает отдельные предметы и их свойства.

Ощущение – простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.

Восприятие – это процесс отражения предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент на анализаторы человека.

Представление – это процесс наглядного и обобщенного отражения тех предметов и явлений (или отдельных их свойств), которые в данный момент не воздействуют на наши органы чувств.

Чувственное отражение является основой абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное.

Люди всегда рассуждают, стараясь из уже имеющихся у них знаний, извлечь новые. Знания, полученные таким образом, называются выводными. Процесс образования выводных знаний, естественно, подчиняется определенным законам, как и все явления в мире.

Главное назначение логики как раз и заключается в том, чтобы исследовать специфические мыслительные законы и разработать правила получения выводного знания.

Следовательно, объект логики как науки – это мышление человека.

Но мышление – это сложный, многогранный процесс, высшая форма познания мира, свойственная только человеку. И логику здесь интересует отнюдь не все. Сущность мышления, его происхождение, отношение к миру и его познавательные возможности изучает философия. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояния мозга, материального субстрата мысли. Психология изучает условия оптимального развития и функционирования мышления, влияние на него социально-психологической среды, чувств. Генетика старается раскрыть тайны наследования детьми от родителей способностей к какой-либо деятельности. Ученые - кибернетики изучают технические возможности моделирования человеческого мышления на ЭВМ с обратной гибкой связью.

Логика, при этом, не вникает в содержание мыслей, так как очевидно, что по этому параметру мысли математика отличаются от мыслей биолога, музыкант думает совсем о другом, нежели судья, ученый использует в своих исследованиях такие понятия и термины, которые совершенно не употребляются в повседневном мышлении и языке. Да и о чем только не может рассуждать человек!

Однако во многих, совершенно различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Это их структура или форма. Логика, изучая структуру мыслей в отвлечении от их конкретного содержания, устанавливает законы и правила рассуждений, ведущие от одних истинных утверждений к другим. Основными типами форм, в которых выражаются мысли, являются: понятие, суждение, теория и другие. Основными типами форм, в которых происходит развитие знаний, являются: умозаключение, гипотеза, решение, версия, задача, проблема и другие.

Характерным для мышления является тот факт, что познание действительности, развитие знаний осуществляется обобщенно, опосредствованно.

Обобщенно, потому что в мыслях и понятиях человек отражает те стороны предметов и явлений, которые его интересуют, отвлекаясь от остальных, и в наших понятиях отражаются признаки не только данного единичного предмета и явления, но и признаки содержания, присущие множеству предметов и явлений данного класса. Так, когда мы употребляем понятие «судья», то имеем в виду целый класс представителей судебной власти. Например, не только конкретного Председателя Конституционного Суда РФ, но и общие признаки судей прошлого, настоящего и будущего.

Опосредствованно, потому что мышление позволяет нам получить новые знания о мире, не обращаясь, каждый раз, непосредственно к опыту, а опираясь на предшествующие знания. Если мы с достоверностью знаем, что судебная власть всегда защищает права граждан, то используя данную мысль как исходное суждение, мы можем получить новое истинное утверждение: «Суды в Российской Федерации также защищают права граждан России».

Главное назначение логики и заключается как раз в том, чтобы, исследовав специфические законы мышления, разработать не только правила достижения истинного выводного знания, но и сформулировать пути, способы и формы осуществления этого процесса.

Таким образом, мы можем дать определение логики как науки.

Логика (от греческого λογος – логос – слово, понятие, рассуждение, разум, мысль) - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания, о рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции, так и исследование степени подтверждения вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, версий, предположений).

Предмет логики как науки – это формы и средства мысли, законы правильного мышления и получения выводного знания, а также методы рассуждений и формулирования истинных выводов, обобщений, рекомендаций, решений.

Логику иногда называют наукой о правильном мышлении. Такое определение логики хотя и страдает некоторой нечеткостью, имеет свое основание. Действительно, когда хотят проверить правильность какого-либо рассуждения, то обращаются к законам и правилам логики. Логика помогает нам размышлять таким образом, чтобы получать истинные выводы.

Поскольку логика, в узком смысле этого слова, интересуется формой построения мыслей и отвлекается при этом от конкретной информации, заключенной в них, она называется формальной логикой 3.

3 В отличие от диалектической логики, которая в известном смысле совпадает с теорией познания.

Отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, логика не пренебрегает вопросом о том, являются истинными или ложными те утверждения, которыми мы оперируем в мышлении. В зависимости от того, истинны или ложны исходные утверждения, можно получить истину или ложь в выводе. Поэтому логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна на основе изучения формальных структур мышления устанавливать законы зависимости между истинными и ложными суждениями.

Например, следующие два суждения:

«Катон Старший говорил о необходимости разрушить Карфаген» и «Плевако – хитроумный адвокат» - имеют далеко не одинаковое содержание, но у них одинаковая логическая структура. В первом и втором суждении предмету мысли приписывается какое-то определенное свойство. Схематично это будет выглядеть следующим образом: S есть P, где: S – есть предмет мысли; P – свойство, которое приписывается этому предмету.

Возьмем, для обоснования нашего вывода, рассмотрим еще два рассуждения: «Все космонавты – отважные люди. Г. Титов – космонавт. Следовательно, Г. Титов – отважный человек» и «Все студенты 1 курса РАП изучают логику. Петрова Таня – студентка 1 курса РАП. Следовательно, Петрова Таня изучает логику». В этих рассуждениях речь идет о совершенно разных вопросах. Но логическая структура (форма) рассуждения одинакова. В логике ее записывают часто так:

M есть P

S есть M

Следовательно, S есть P

Суждения «M есть P» и «S есть M» связаны друг с другом общим для них термином «M», (буквой «М» обозначается понятие, которое имеет одинаковое содержание в первом и втором высказываниях. Оно называется средним термином, от латинского слова medium - средний) и благодаря этому возможен вывод: «S есть P».

Выходит, что формальная логика или логика в узком значении этого слова, является наукой о связях, возникающих между истинностью и ложностью каких-либо предложений с точки зрения их формы, структуры, в особенности о связи следования одних предложений из других.

История логики насчитывает более двух с половиной тысячелетий и разделяется на два основных этапа. Первый начался с трудов Аристотеля и продолжался до начала ХХ века. Второй - с этого времени и до наших дней. Практически невозможно перечислить всех выдающихся мыслителей, которые развивали логику. Этому вопросу следует посвящать специальный курс. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что уже в Древней Греции огромное внимание логике уделяли представители школы «стоиков» (Хринсипп). Одной из наиболее ярких личностей в логической культуре средневековья является И.Д. Скот. Значительный вклад в развитие формальной логики как науки внес Ф. Бэкон. Он заложил фундамент логического учения об индукции, целью которой является обнаружение причинных связей между явлениями окружающего мира посредством наблюдений и экспериментов. Дж. С. Милль - разработал методы научной индукции на основании установления причинных связей. Г. Лейбниц обосновал идею о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Д. Буль - истолковал умозаключение как результат решения логических равенств. Г. Фреге - применил логику для исследования оснований математики. Существенный вклад в развитие логики в дальнейшем внесли Б. Больцано, О. Де Морган, У.С. Джевонс, Ч.С. Пирс, Э. Шредер и др.

Начало ХХ века знаменует своеобразная революция в логике. Фундаментальные результаты были получены К. Геделем, Д. Гильбертом, Б Раселом, А. Тарским, А.Н. Уайтхедом, А. Черчем и др.

Наши соотечественники также внесли важный вклад в развитие логики. Эволюция логических идей в России связано с блестящим созвездием имен: это братья Лихуды, М.В. Ломоносов, П.С. Порецкий, Н.А. Васильев, А.А. Марков-сын и другие. В последние десятилетия многое для разработки современного учебного курса логики сделали А.П. Алексеев, Л.Б. Баженов, В.А. Бочаров, Е.К. Войшвилло, А.Д. Гетманова, Д.П. Горский, А.А. Ивин, Ю.В. Ивлев, В.И. Кириллов, С.А. Лебедев, В.И. Маркин, А.Л. Никифоров, С.И. Поварнин, Г.И. Рузавин, П. Сергеич, В.И. Свинцов, А.А. Старченко, М.К. Треушников, А.И. Уемов и др.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...