Методические рекомендации к самостоятельному изучению дисциплины
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Организация СРС направлена на выполнение всех планируемых заданий всеми студентами точно в срок и с нужным уровнем качества, что является необходимым условием формирования навыков самодисциплины и самоконтроля. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на семинарских занятиях, учебный план предусматривает затрату студентами, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. По данной дисциплине эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к семинарским занятиям, разработки документов для проведения, а в некоторых случаях и самого проведения эмпирических исследований, выполнения других заданий преподавателя. Основным элементом этой работы является изучение проблематики курса, содержащейся в учебной программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной области знания. Такая работа должна выполняться в той или иной степени всеми студентами при подготовке к семинарским занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на семинары – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала, и перед экзаменом его будет легко оживить в памяти. Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема. Прежде всего, нужно выяснить и четко определить, что представляет собой рассматриваемое здесь явление, раскрыть суть, смысл соответствующего понятия, а если оно употребляется в двух несколько различных смыслах, охарактеризовать каждый из них.
Следующий шаг в освоении проблемы и ее изложении – обратить внимание на то, когда в истории науки она возникла, что по ней было сказано кем-то из ученых в прошлом, как она представлена в каких-либо научных школах, направлениях (если такая задача решаема в силу сути данной проблемы и наличия соответствующей информации). Далее нужно как можно детальнее раскрыть разные аспекты рассматриваемой проблемы или явления (эта задача уже вполне выполнима применительно к любым из них): – чем порождается данное явление (например, мотивация); – что в свою очередь оно порождает; – с чем оно связано; – какое значение имеет для организации жизнедеятельности людей; – под влиянием каких факторов развивается; – какие проблемы порождает; – что следует делать, чтобы решались эти проблемы (если по их характеру в принципе что-то можно делать для того, чтобы положительные моменты, присущие рассматриваемым явлениям, усиливались, а негативные уменьшались или преодолевались полностью). Наконец, последнее – нужно отчетливо представить, что по данной проблеме или рассматриваемому явлению может быть предметом эмпирического социологического анализа, что и как здесь можно и нужно изучать эмпирически. В случае необходимости, в том числе, если студентом получено соответствующее задание либо вопрос изучается в связи с выполнением курсовой или дипломной работы, нужно даже разработать хотя бы небольшую программу такого исследования и его инструментарий (анкету или блок вопросов для анкеты или интервью). Подготовка таких материалов для исследования по теме, рассматриваемой на очередном семинаре, может осуществляться и в ходе текущего учебного процесса в виде выполнения задания для самостоятельной работы, даваемого преподавателем. Поскольку это довольно трудоемкая работа, такое задание целесообразно давать небольшим группам из 3-4 студентов. На семинаре подготовленные ими программы и исследовательские инструменты могут быть предметом обсуждения в завершающей части занятия, после рассмотрения предусмотренных планом теоретических вопросов.
Формой самостоятельной работы может быть и подготовка доклада по теме, определяемой преподавателем или инициативно предлагаемой студентом и согласуемой с преподавателем. Подготовка доклада в принципе ведется подобно тому, как ведется изучение темы для работы на семинаре, только тема доклада всегда значительно уже темы семинара, здесь разрабатывается лишь часть выносимой на семинар проблематики, но зато рассмотрение этой части должно быть более глубоким. Поэтому нужно опираться на более широкий круг литературных источников, специально посвященных соответствующей теме. При изучении курса студенты должны уметь пользоваться учебной и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Студенты также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на семинарском занятии, анализировать конкретные факты общественной жизни, осуществлять прогноз относительно возможного направления развития социальных процессов, формулировать и обосновывать свое мнение, свою гражданскую позицию. Темы семинарских занятий распределены в учебно-тематическом плане дисциплины и включают в себя различные формы организации образовательного процесса: тренинги, деловые игры, решение ситуационных задач и т.п. Основной вид работы на семинаре – участие в обсуждении проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом – лучшая его организация для подачи аудитории. Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т. е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Имейте в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.
Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно – в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника – вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару. Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов – чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование – дело очень тонкое и трудоёмкое, в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда вкупе с творческой переработкой идей, в нём содержащихся. Конспектирование один из эффективных способов усвоения письменного текста. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь читатель, будучи автором обобщений, отделяет себя от статьи, что является гарантией независимости читателя от текста.
Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к семинару следует уделить пристальное внимание. В сущности разбор источника не отличается от работы с литературой – то же чтение, конспектирование, обобщение. Тщательная подготовка к семинарским занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа – столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью, это ваш словарный запас, и без общих значений мы, разноязыкие, ни о чём договориться не сможем. По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе – для этого в течение семинара следует делать небольшие пометки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|