Методика использования аудиовизуальных средств
Ключевые понятия. Аудиовизуальные средства и методика их использования при обучении биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и характеризовать аудиовизуальные средства. 2. Применять аудиовизуальные средства в процессе обучения биологии. Значение аудиовизуальных средств — учебных видеофильмов, мультимедийных видеороликов и видеокадров при обучении биологии определяется положительным их воздействием на формирование всех биологических понятий. С их помощью также можно показать современные методы научного исследования, достижения биологической науки, конкретный фактологический материал, исторические события, имеющие отношение к становлению и развитию биологической науки. Аудиовизуальные пособия выгодно отличаются формой подачи информации: наличием сюжета, занимательностью изложения, использованием приемов сравнения, сопоставления, специализированных видов съемок; их можно рассматривать как форму моделирования событий, фактов объективной реальности. Исследования психологов показали, что количество информации, которое учащиеся могут воспринимать в единицу времени, ограничено. Часто при использовании аудиовизуальных пособий возникает противоречие между объемом информации и ограниченными возможностями учащихся. Для разрешения данного противоречия используют фрагментарное построение учебных фильмов (видеофильмов), диафильмов. С ростом количества информации время демонстрации каждого кадра должно быть увеличено. В то же время частота смены кадров должна уменьшаться, ибо учащиеся затрачивают больше времени на поиск и опознание новых сигналов, поступающих через зрительный и слуховой анализаторы. Известно, что чем короче интервал между кадрами, тем быстрее развивается утомление, падает работоспособность.
Не подлежит сомнению важность использования учебных видеофильмов в процессе обучения. Отечественными методистами и режиссерами, специализированными на учебном кино, созданы многочисленные учебные видеофильмы по различным темам естественно-научного цикла предметов. Методика работы с видеофильмами аналогична. Место видеофильма на уроке зависит от методической направленности фильма, его содержания, последовательности изложения материала учителем, запроектированных методов и приемов обучения, а также наличия других средств обучения. Работу по использованию видеофильмов на уроке можно разделить на следующие этапы: 1) ознакомление учителя с имеющимся фондом фильмов для определения их места в системе уроков; 2) подробное ознакомление учителя с содержанием фильмов для определения их места на уроке и в комплексе отобранного учебного оборудования; 3) разработка заданий для учащихся на карточках; 4) подготовка учащихся к просмотру фильма — установочная беседа; 5) демонстрация фильма; 6) проверка выполнения заданий и обобщающая беседа. В настоящее время педагоги российских школ все чаще отдают предпочтение использованию в учебном процессе мультимедийных средств обучения, которые, являясь комплексными, совмещают в себе особенности учебных фильмов, видеофильмов, диафильмов, диапозитивов и слайдов. Вопросы для актуализации материала. На основе знаний по общей педагогике назовите традиционные аудиовизуальные средства обучения учащихся. Почему сейчас наблюдается постепенный уход от этих средств? Ответ обоснуйте. Мультимедиа — это множественность содержательных каналов информации. Условия, созданные с помощью компьютера и мультимедийной программы, позволяют школьнику в ходе работы с автоматической системой моделировать виртуальную среду обучения. Психологи отмечают, что для получения мультимедийной информации необходимы три канала: зрительный, слуховой и тактильный. Для этого используют компьютеры последних поколений, оснащенные средствами мультимедиа.
Например, мультимедийный урок может быть реализован как при работе всего класса, так и при работе каждого учащегося за отдельным компьютером. Такой урок может быть полностью автоматизирован (сопровождаться дикторским текстом) или проходить в сопровождении слов учителя. Мультимедийная программа демонстрирует последовательно кадры (автоматически или под руководством учителя, ученика), которые раскрывают содержание лекции, определяют задания учащимся, дают оценку их действий. Обучающие компьютерные программы используются как тренировочные программы для закрепления знаний и умений путем повторения; пошаговые программы, учитывающие индивидуальные особенности учащихся, необходимы для поэтапного усвоения новых знаний; наставнические программы предоставляют возможность показать учащемуся допущенные ошибки и способы их преодоления. Наиболее интересны творческие программы, рассчитанные на самостоятельную работу ученика. В курсе биологии наиболее перспективно создание компьютерных программ по экологической, эволюционной, анатомо-морфологической, генетической и другим тематикам. Например, во время практической работы учащихся с компьютерной мультимедийной моделью по изучению влияния света на растительные организмы можно организовать деятельность учащихся по моделированию природных условий различной освещенности на территории экспериментального поля. При изучении темы «Факторы среды» в разделе «Общая биология» учащиеся могут получить задание по выяснению оптимальной освещенности растений различных экологических групп. Особый интерес может вызвать у учащихся мультимедийная экскурсия, например, по теме «Лес — богатство человечества». Здесь обязательно за кадром с названием темы и целями экскурсии идет кадр, содержащий правила поведения в природе. Далее кадры и видеоролики знакомят ребят с лесом, его отдельными частями, ярусами, населением. Показ сопровождается дикторским текстом, голосами птиц, шумом крон деревьев. Перелистывая кадры, ученики как бы передвигаются по лесу. От простой демонстрации видеофильма по той же теме виртуальная экскурсия отличается интерактивностью, т.е. возможностью самого ученика действовать в созданной природе. Видеоролик можно в любую секунду остановить и получить учебную информацию, необходимую для выполнения заданий. Учащиеся, управляя курсором, могут приближать, поворачивать вокруг оси, наклонять объекты, забраться в дупло к белке и т.д. Программа оценивает выполнение задания и предлагает задание на дом.
Возможно также комплексное применение программ и других видов средств обучения. Так, например, лаборатория Philip Harris (по данным Института новых технологий образования) предлагает компьютерный практикум с использованием специализированных датчиков и устройств: изменение частоты пульса и объема легких; наблюдение ферментации в йогурте; изучение биохимической потребности в кислороде; изучение аэробного и анаэробного дыхания; изучение фотосинтеза; определение загрязненности и жесткости питьевой воды. Безусловно, виртуальные практические работы и экскурсии активизируют учебный процесс, обладают всеми функциями средств наглядности, но они не должны полностью заменять реальные и призваны прежде всего помогать учебному процессу там, где по каким-то причинам невозможно провести реальную практическую работу. Положительными сторонами мультимедийных средств наглядности при обучении биологии являются следующие: индивидуализация обучения учащихся, максимальное приближение занятий к реальным природным условиям, сочетание всех средств обучения биологии. Вместе с тем существуют и отрицательные стороны мультимедийных средств наглядности, среди которых: необходимость специальной подготовки учителя биологии к работе с этими средствами, что требует дополнительного обучения и длительного времени. Однако этот недостаток можно успешно преодолеть. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите и кратко охарактеризуйте аудиовизуальные средства обучения биологии. 2. В чем заключается преимущество использования мультимедийных средств обучения биологии? 3. Для темы «Обмен веществ и превращение энергии» (9 кл.) разработайте урок на основе использования мультимедиа-средств. Глава 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|