Из словесных методов отметим рассказ, описание и беседу.
Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания материала. Его главная цель сводится к целенаправленной и целостной передаче учебной информации, содержание которой может быть различным. Однако преимущество следует отдавать той, которая раскрывает сведения о становлении биологической науки, важнейших ее теорий и идей, вкладе исследователей-биологов в изучение закономерностей, отдельных явлениях жизнедеятельности организма, существования популяций и биоценозов. Рассказ часто применяется в сочетании с беседой и объяснением. Описание предполагает характеристику биологических систем с указанием их частей и специфических признаков. Как правило, системы описываются по определенному плану. К примеру, описание биоценоза предполагает изложение сведений о его главных элементах — группировках растений, животных, грибов, микроорганизмов, особенных взаимодействиях между ними, противоречиях, имеющихся в биоценозах, а также его развитии и состоянии устойчивости. Беседа определяется как диалогический метод обучения, при котором учитель при постановке продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Для беседы формулируются разные виды вопросов — репродуктивные, инструктивные, проблемные, информационные, объяснительные, сравнительные и др. При обучении биологии используются такие виды бесед, как актуализирующая знания, сообщающая, обобщающая, эвристическая, излагающая, проблемная и др. К наглядным методам следует отнести демонстрацию опытов, демонстрацию натуральных объектов и демонстрацию изобразительных пособий. В общем виде демонстрация предполагает показ биологических объектов при его словесном сопровождении.
Практические методы представляют собой сложное взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем преследующее развитие мысли учащихся (Н. М.Верзилин). Наибольшее применение при обучении биологии находят пять видов этих методов: наблюдение, эксперимент, моделирование, мониторинг, практическая работа. Наблюдение предполагает обучение учащихся целенаправленному восприятию биологических объектов с записями, измерениями, вычислениями, зарисовками и изображениями. Эксперимент (опыт) предполагает специально организованное изучение в полевых, лабораторных и производственных условиях какого-либо биологического объекта. При этом из сложного комплекса многочисленных факторов отбирается и выясняется роль нескольких из них. Эксперимент может быть длительным и кратковременным. На уроке обычно реализуются кратковременные эксперименты. Моделирование связано с составлением упрощенных биологических объектов, изучаемых в школе. Различают динамические и статические модели. В школе более распространены статические модели — логические схемы, изображения в сопровождении записей и др. В таком виде можно выражать структуру и функции клеток, органов, их систем, популяций, сообществ и экосистем. Динамические модели возможно выразить с помощью компьютера. Мониторинг предполагает проведение длительных наблюдений, оценку, контроль и элементарный прогноз состояния биологического объекта. На уроках этот метод использовать невозможно, ибо он предполагает выполнение действий на протяжении длительного времени, поэтому обычно обсуждаются результаты мониторинга. Практическая работа предполагает выполнение учебно-трудовых действий. Выразителями этого метода при обучении биологии являются инвентаризация видов, биотехнические мероприятия — развешивание гнездовий, расчистка ключей, водоемов и др.
К логическим методам при обучении биологии относят индуктивный и дедуктивный. Первый из них имеет успех в том случае, если материал носит преимущественно фактический характер или связан с формулированием умозаключения, смысл которого может стать ясным лишь в ходе рассуждения от частного к общему. Второй из них предполагает выражение суждения общего характера, которое в процессе обучения конкретизируется необходимым учебным материалом. К гностическим методам относят репродуктивные и проблемно-поисковые. Из первой группы в школьной биологии важное значение имеют объяснение и инструктаж. Объяснение предполагает установление отношений и связей, аргументацию и доказательства. В школьной биологии можно использовать несколько видов объяснений: на основе биологических закономерностей и теорий, аналитического и функционального подходов, установления и раскрытия связей детерминизма (причинных, корреляционных — пространственных и временных). Метод инструктажа относится к виду объяснения и предъявления задания учащимся и предполагает пояснение учителя, беседу, показ приемов учебной, исследовательской, общественно-полезной работы, порядка действий при изучении биологического объекта. Он используется чаще на лабораторных и практических работах. К проблемно-поисковым методам относят проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Методы самостоятельной работы дают возможность учащимся получать биологическую информацию из литературы, периодической печати, электронных баз данных и использовать ее для своих целей. Важными группами методов самостоятельной работы могут быть работа с натуральными объектами, работа с учебной и иной книгой, а также с электронными базами данных. Вопросы для актуализации материала. На основе использования дополнительной методической литературы сделайте в рабочей тетради записи о методах самостоятельной работы учащихся на уроках и внеклассных занятиях. Методы стимулирования и мотивации учения ориентируют учащихся на активизацию познавательного интереса и эмоционально-ценностной сферы. С высокой эффективностью при обучении биологии могут быть использованы следующие методы:
- метод стимулирования учения лабораторными опытами и демонстрациями позволяет учащимся вникать в содержание изучаемых биологических явлений, объективно объяснять их сущность; - метод стимулирования учения биологическими и экологическими фактами, показывающими положительное или отрицательное влияние людей на растения и животных, доброе и бездушное отношение к живым существам и др.; - метод стимулирования учения демонстрацией произведений художников, отражающих картины природы, ее ландшафтов и др.; - метод стимулирования учения с помощью включения в канву содержания сведений и фактов, выражающих отношение народов к природе и ее отдельным компонентам. Методы контроля и самоконтроля являются важным элементом учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении. Эта связь позволяет оперативно регулировать и корректировать ход обучения биологии и ставить конкретизированные задачи на новый урок. При обучении биологии используются методы устного, письменного и лабораторно-прак-тического контроля. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите классификации методов обучения? 2. Почему классификация методов обучения Ю. К. Бабанского является наиболее удачной? 3. Какие методы, применяемые на уроке, способствуют развитию учебно-познавательной деятельности учащихся? 4. Почему отдельной группой выделяются методы стимулирования и мотивации учения учащихся? 5. Для темы «Внешнее и внутреннее строение птиц» (7 кл.) подберите соответствующие методы обучения учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|