Общая характеристика системы форм организации обучения биологии
Ключевые понятия. Форма организации обучения, виды форм организации обучения биологии и их системные представления. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение понятия о форме организации обучения. 2. Называть конкретные виды форм организации обучения. 3. Характеризовать систему форм организации обучения. 4. Обосновывать взаимосвязи разных форм обучения. 5. Выражать учебно-воспитательное значение системы форм обучения учащихся. Для успешной общеобразовательной подготовки школьников по биологии важнейшее значение имеет определение организационных форм обучения. Обучение — процесс взаимодействия учителя и школьников, в ходе которого происходит управление познанием, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение той или иной деятельности и овладение ею (В.К.Дьяченко). Обучение становится целостным взаимодействием и реализуется прежде всего с помощью языка, через речь и общение. Чтобы осуществить процесс обучения, необходимо его организовать. По определению философов, «организация — это упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального или духовного объекта; расположение, соотношение и взаимосвязь частей какого-либо целого объекта (В.Г.Афанасьев). Такими частями и компонентами учебно-воспитательного процесса по биологии выступают различные формы организации обучения. Они представляют собой «внешне выраженную и внутренне взаимосвязанную целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную методическую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и школьников» (Б.Т.Лихачев). Разные организационные формы выделились на протяжении многих лет. Однако вопрос об их видах до сих пор остается дискуссионным, ибо не определена совокупность оснований для классификации. По мнению исследователей, в качестве основных при-
Таблица 8.1 Разнообразие форм обучения учащихся
знаков деления форм организации обучения могут быть следующие: 1) количество и состав школьников; 2) место организации учебно-воспитательного процесса; 3) педагогическая значимость используемой формы (П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин, И.М.Че-редов). В зависимости от обозначенных признаков формы обучения учащихся можно представить обобщенно (табл. 8.1). Предложенная классификация не является строгой и принимается не всеми педагогами и методистами, поэтому в современной литературе по общей педагогике и методике преподавания биологии формы организации обучения обычно представляются в номенклатуре. В основательном исследовании «Проблемы методики обучения биологии в средней школе» в качестве основных форм названы такие: 1) урок; 2) экскурсия; 3) внеурочные занятия; 4) внеклассные занятия; 5) работа в природных условиях (Н. М. Верзилин, В.М.Корсунская). Формы обучения биологии отражаются и с помощью таких категорий: 1) урок; 2) домашняя работа; 3) внеурочная работа; 4) внеклассные занятия; 5) общественно-полезная работа. И.Д.Зверев и А. Н. Мягкова формы обучения биологии представляют в следующем виде: 1) индивидуальная, групповая, фронтальная работа; 2) урок; 3) лекционно-семи-нарская форма; 4) экскурсия; 5) внеклассная работа; 6) внеурочные занятия; 7) факультативные занятия. И.Д.Зверев и И.Т.Су-равегина выдвигают такие формы, как: 1) урок; 2) лекция; 3) практическая работа; 4) ролевая игра; 5) экскурсия; 6) полевой практикум; 7) конференция.
Таким образом, в методической литературе используется широкий спектр различных форм обучения учащихся, что обеспечивает эффективное познание различных объектов живой природы. Накопленный опыт и попытки систематизации форм организации обучения школьников биологии в общеобразовательных школах является ценным и позволяет нам представить основные формы обучения учащихся биологии в системе (рис. 8.1). Вопросы для актуализации материала. Какие определения и понятия о формах организации обучения школьников вы использовали при изучении педагогики? В случае затруднения используйте учебник. Представленная система форм обучения учащихся биологии сформировалась в зависимости от целей, задач, содержания биологического материала, а также средств его усвоения. Использование учителем такого многообразия форм позволяет в современных условиях более эффективно решать проблему формирования личности школьников. Многообразие форм обучения дает также
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|