Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Пояснительная записка В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, определен современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Программа курса “Я – гражданин России” составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа курса “Я – гражданин России” направлена на решение актуальных задач духовного и нравственного воспитания младших школьников. Процесс духовно - нравственного воспитания обучающихся направлен на формирование разностороннее развитой личности гражданина российского общества, обладающего необходимыми знаниями, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества. Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становятся возможным через решение следующих задач: · формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, · настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; · развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся; · создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; · развивать и углублять знания об истории и культуре родного края. Общая характеристика курса внеурочной деятельности Программа курса “Я – гражданин России” включает шесть взаимосвязанных духовно- нравственных направлений. 1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи: 1) формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; 2) способствовать формированию сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни; 3) воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; 4) формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств. Предполагаемый результат деятельности: · высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, акции милосердия. 2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. Задачи: 1) формировать уважение к членам семьи; 2) воспитывать семьянина, любящего своих родителей; 3) формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Предполагаемый результат деятельности: · сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; · сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; · сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», «Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая».
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству. Задачи: 1) воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина Предполагаемый результат деятельности: · умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности. Мероприятия: экскурсии в школьный музей, беседы об искусстве, организация выставок детского творчества и фотовыставок. 4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе. Задачи: 1) формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; 2) воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии; 3) способствовать воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения; 4) вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; 5) воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат деятельности: · осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и · возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, акция «Библиотеке - наша помощь».
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству. Задачи: 1) развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; 2) воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности: · убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в школьный музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина». 6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля. Задачи: 1) воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; 2) формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Предполагаемый результат деятельности: · обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», акция «Покормите птиц зимой». 3. Описание места курса в плане внеурочной деятельности Программа курса «Я - гражданин России» имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как: литературное чтение и окружающий мир.Программа «Я - гражданин России» рассчитана на 3 года обучения (2 класс, 3 класс, 4 класс – по 34 часа в год, 1 час в неделю). Программа первого года обучения разработана отдельно в предыдущем учебном году. Организация работы по программе “Я – гражданин России” во 2 - 4 классах предполагает 3 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся: 2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»; 3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»; 4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|