Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Об оказании уважения членам семьи посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и разъяснении их достоинств.




 

Аллах Всевышний сказал: «Аллах желает только удалить от вас скверну, (о члены) семьи (пророка), и очистить вас полностью». (“Сонмы”, 33)

Всевышний также сказал:

«… что же касается тех, кто почитает обряды Аллаха, то, поистине, (они делают это) от благочестия сердец». (“Хадж”, 32)

346 - Сообщается, что Язид бин Хаййан сказал: - (Однажды) я вместе с Хусайном бин Саброй и ‘Амром бин Муслимом пошёл к Зайду бин Аркаму и когда мы сели рядом с ним, Хусайн сказал ему: “О Зайд, ты обрёл много благого: ты видел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ты слышал его слова, ты принимал участие в военных походах вместе с ним и совершал молитвы, находясь позади него! (Поистине) о Зайд, ты обрёл много благого, так передай же нам, о Зайд, то, что ты слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!” (В ответ ему Зайд) сказал: “О сын моего брата, я уже стар и давно живу на свете, и поэтому я забыл часть того, что помнил из (слов) посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) примите же то, что я расскажу вам, и не заставляйте меня (рассказывать) того, о чём (я умолчу)” [728]

А потом он сказал:

- Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) остановились у источника воды в Хуме, что находится между Меккой и Мединой, он встал (со своего места) и обратился к нам с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, потом стал увещевать людей и напоминать им, [729] а потом сказал: “А затем:поистине, о люди, я - только человек, и скоро уже явится посланник Господа моего [730], которому я отвечу, [731] оставив вам две драгоценности. Первой из них является Книга Аллаха, которая заключает в себе руководство и свет, так следуйте же ей и держитесь за неё крепко!” И он стал побуждать людей к тому, чтобы они следовали (установлениям) Книги Аллаха, и склонять их к этому, а потом сказал: “(Второй же драгоценностью) являются члены моей семьи, и я напоминаю вам о том, что вы должны повиноваться велению Аллаха относительно членов моей семьи, я напоминаю вам о том, что вы должны повиноваться велению Аллаха относительно членов моей семьи!”

Хусайн спросил (Зайда): “А кто же относится к членам его семьи, о Зайд? Разве его жёны не являются членами его семьи?” Он сказал: “Да, его жёны являются членами его семьи, но в целом к ним относятся все те, кто после его смерти не имеет права прикасаться к садаке.” Хусайн спросил: “Кто же это?” Зайд ответил: “Это члены семьи ‘Али, члены семьи Акиля, члены семьи Джафара [732] и члены семьи ‘Аббаса.” [733] Он спросил: “И никто из них не имеет права прикасаться к садаке?” Зайд ответил: “Никто.” Муслим 2408.

В другой версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - И, поистине, я оставляю вам две драгоценности, одной из которых является Книга Аллаха. Это - вервь [734] Аллаха, и тот, кто будет следовать ей, не сойдёт с верного пути, отказавшийся же от неё заблудится!

347 - Передается от Ибн ‘Умара что Абу Бакр ас-Сиддик сказал: - Почитайте Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) (проявляя почтение по отношению) к членам его семьи. аль-Бухари 3713, 3751.

 

Глава 44

О (НЕОБХОДИМОСТИ) ПРОЯВЛЕНИЯ УВАЖЕНИЯ К ОБЛАДАТЕЛЯМ ЗНАНИЯ [735], (ЛЮДЯМ), ДОСТИГШИМ ПРЕКЛОННОГО ВОЗВРАСТА, И ТЕМ, КТО ОТЛИЧАЕТСЯ ТЕМИ ИЛИ ИНЫМИ ДОСТОИНСТВАМИ, ПРЕДПОЧИТАЯ ИХ ДРУГИМ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМВЫСОКИХ МЕСТ И РАЗЪЯСНЕНИЯ ИХ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Аллах Всевышний сказал:

«Скажи: “Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают?” Поистине, внемлют наставлениям только обладающие разумом». (“Толпы”, 9)

348 - Передается от Абу Мас’уда ‘Укбы бин ‘Амра аль-Бадри аль-Ансари что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - (Во время молитвы) имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха [736], если в этом они равны (между собой), то - тот из них, кто лучше всех знает сунну, если в этом они равны между собой, то - тот, кто раньше всех совершил переселение [737], если же они равны между собой и в этом, то - (принявший ислам) раньше всех, и ни в коем случае не следует человеку становиться имамом для того, кому принадлежит власть над чем-либо, [738] как не следует ему и садиться в его доме на его подушку иначе как с позволения (хозяина) Муслим 673.

В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом) вместо слов “фа-акдаму-хум синнан” приводится : “фа - акдаму-хум сильман”, то есть: принявший ислам раньше всех прочих.

В третьей версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал):

- Имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха и раньше других начал делать это, если в этом они равны, то - тот, кто раньше всех совершил переселение, а если они равны и в этом, пусть имамом для них будет самый старший из них по возрасту.

Под словами “принадлежит власть над чем-либо” /би - сультани-хи/ подразумевается либо то, над чем человек властен, либо то место, которое занимает только он.[739] “Его подушка” /такримату-ху/: имеется в виду то место, которое занимает в доме только этот человек, например, постель, кровать и тому подобные места.

349 - Сообщается, что Абу Мас’уд ‘Укба бин ‘Амр аль-Бадри аль-Ансари сказал:

- (Перед началом общей) молитвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно брал нас за плечи [740] и говорил: “Выравнивайтесь, и да не будет меж вами различий, [741] ибо тогда и сердца ваши не будут знать согласия, и пусть становятся (ближе ко мне) зрелые и разумные, за ними - следующие, а за ними - следующие.” [742] Муслим 432/122.

Говорят, что под “зрелыми” /улю-ль-ахлям/ подразумеваются зрелые и достойные.[743]

350 - Передается от ‘Абдуллаха бин Мас’уда что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) трижды сказал: “Пусть становятся (ближе ко мне) зрелые и разумные, а за ними - следующие”, - (после чего добавил): “И ни в коем случае (не ведите себя так, будто находитесь) на рынке!” [744] Муслим 432/123.

351 - Сообщается, что Абу Яхья (говорят также, что его кунья - Абу Мухаммад) Сахль бин Абу Хасма аль-Ансари сказал: - (В своё время) ‘Абдуллах бин Сахль и Мухаййиса бин Мас’уд отправились в Хайбар, (между жителями) которого (и мусульманами) в те дни (действовал) мирный (договор. Там) они расстались друг с другом, а когда позднее Мухаййиса пришёл к ‘Абдуллаху бин Сахлю(он нашёл его) убитым и лежащим в луже собственной крови. Тогда он похоронил его и вернулся в Медину, а после этого ‘Абд ар-Рахман бин Сахль, [745] Мухаййиса бин Мас’уд и Хуваййса бин Мас’уд [746] отправились к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и ‘Абд ар-Рахман хотел заговорить (с ним), но (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Пусть говорит старший, пусть говорит старший!”, - что же касается (Абд ар-Рахмана), то он был самым молодым из них и он замолчал, а двое других стали говорить. (Выслушав их, пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Можете ли вы принести клятвенное (свидетельство против убийцы, чтобы) по праву взыскать с него за кровь вашего убитого?” аль-Бухари 3173, Муслим 1669.

А затем (Сахль бин Абу Хасма) привёл этот хадис до конца.[747]

352 - Передается от Джабира что пророк (мир ему и благословение Аллаха) (велел) собирать убитых в битве при Ухуде по двое - то есть: по двое в одну могилу[748] - и спрашивал : “Кто из них знал наизусть больше (атов) Корана?”, - а когда ему указывали на одного из них, он повелевал хоронить его первым. аль-Бухари 1343.

353 - Передается от Ибн ‘Умара что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Мне приснилось, что когда я чистил зубы зубочисткой, ко мне пришли двое людей, один из которых был старше другого. Я дал зубочистку младшему, но мне было сказано [749]: “Старшему!”, - и я отдал её старшему из них. аль-Бухари 246, Муслим2271.

354 - Передается от Абу Мусы что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается, [750] и справедливому правителю. (Абу Дауд. Сахихуль джами’ 2199, сахих таргъиб 92, сахих Абу Дауд 453, мищка 4972.

355 - ‘Амр бин Шу’айб передавал со слов своего отца, что его дед,[751] да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не относится к нам тот, кто не жалеет младших среди нас и не оказывает уважения старшим.” (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 5444, сахих Абу Дауд 4134, сахих ат-Тирмизи 1566)

В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Абу Дауд(сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - … и не отдаёт должного старшим среди нас.

356 - Передается от Маймуна бин Абу Шабиба, да помилует его Аллах, что (однажды) мимо ‘Аиши прошёл нищий, и она дала ему кусок хлеба, когда же мимо прошёл хорошо одетый человек, она (велела) усадить его за стол, и он поел. Потом её спросили о причине этого, и она сказала: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Отводите людям места сообразно их положению.” (Этот хадис приводит Абу Дауд, однако он сказал: “Маймун уже не застал Аишу в живых.” Сильсиля Да’ифа 1894, Да’иф Абу Дауд 132.

Этот хадис в начале своего “Сахиха”приводит также Муслим. В (его версии) сказано:

- Сообщается, что ‘Аиша сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам отводить места людям сообразно их положению.”

Кроме того, этот хадис приводит в своей книге “Ма’рифат ‘улюм аль-хадис” также и аль-Хаким Абу ‘Абдуллах, который сказал: “Это достоверный хадис.”

357 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: - (В своё время) ‘Уйайна бин Хисн приехал в Медину и остановился у своего племянника аль-Хурра бин Кайса, относившегося к числу тех, кого приближал к себе ‘Умар в совете которого всегда присуствовали чтецы Корана независимо от того, зрелыми людьми они были [752] или молодыми. ‘Уйайна сказал своему племяннику: “О сын моего брата, ты занимаешь высокое положение при этом правителе, попроси же его принять меня.” И он обратился к ‘Умару с такой просьбой, получив на это его согласие. Явившись (к ‘Умару ‘Уйайна) сказал: “О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, ты даёшь нам мало и правишь нами несправедливо!” (Услышав это) ‘Умар разгневался так, что даже хотел подвергнуть его наказанию, но аль-Хурр сказал ему: “О повелитель правоверных, поистине, Аллах Всевышний сказал Своему пророку: “Держись прощения, [753] побуждай к добру [754] и отстраняйся от невежественных!” [755], - что же касается этого, то, он как раз и относится к числу невежд.” И клянусь Аллахом, после того, как он прочитал этот аят, ‘Умар не сделал ничего такого, что противоречило бы его смыслу, поскольку он неуклонно придерживался (установлений) Книги Аллаха Всевышнего. аль-Бухари 4642, 7286.

358 - Сообщается, что Абу Са’ид Самура бин Джундуб сказал: - При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я был ещё юношей [756] и запоминал его слова, а говорить [757] мне мешает лишь то, что здесь находятся люди, которые старше меня. аль-Бухари 1332, Муслим 964/88.

359 - Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Если юноша станет проявлять уважение к старцу из-за его возраста, Аллах обязательно направит к нему того, кто станет проявлять уважение к нему, когда состарится он сам. (ат-Тирмизи, который сказал: “ Неизвестный (хадис)”[758] (Да’иф ат-Тирмизи 348, Да’ифуль джами’ 5012, мищка 4671.

 

Глава 45

О ПОСЕЩЕНИИ СНИСКАВШИХ БЛАГО [759], ПРЕБЫВАНИИ У НИХ, ОБЩЕНИИ С НИМИ,

ЛЮБВИ К НИМ, СТРЕМЛЕНИИ ВСТРЕТИТЬСЯ С НИМИ И ЗАСЛУЖИТЬ ИХ ОБРАЩЕНИЯ С МОЛЬБАМИ К АЛЛАХУ, [760] А ТАКЖЕ О ПОСЕЩЕНИИ ДОСТОЙНЫХ МЕСТ [761]

 

Аллах Всевышний сказал: «И вот Муса сказал своему слуге [762]: “Я не остановлюсь, пока не достигну места слияния двух морей [763], даже если мне и придётся потратить (на это многие) годы!”

А когда они достигли места слияния (этих морей, оказалось, что) они забыли о своей рыбе [764] (которая выбралась из корзины) и поплыла своим путём по морю как по подземному ходу. Когда они прошли [765] (некоторое расстояние, Муса) сказал своему слуге: “Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути.” Он сказал: “Видишь ли, когда мы укрылись у скалы, [766] поистине, я забыл о рыбе, и только шайтан заставил меня забыть сказать (тебе) о ней, а она чудесным образом [767] уплыла в море своим путём.” (Муса) сказал: “Этого-то мы и желали!”, - и они вернулись назад по своим следам. И (там) они обнаружили одного из Наших рабов, которому Мы оказали Нашу милость и научили Нашему знанию. [768] Муса сказал ему: “(Могу) ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?”» (“Пещера”, 60 – 66)

Всевышний также сказал: «Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его …» (“Пещера”, 28)

360 - Сообщается, что Анас сказал: - (Спустя некоторое время) после смерти посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абу Бакр сказал ‘Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: “Поехали с нами к Умм Айман, [769] да будет доволен ею Аллах, чтобы навестить её, как это делал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)” Когда они приехали к ней, Умм Айман принялась плакать, и они спросили её: “Почему же ты плачешь? Разве ты не знаешь, что то, что у Аллаха, [770] для посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) лучше?” Она сказала: ”Поистине, не оттого я плачу, что не знаю, что для посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) лучше то, что у Аллаха Всевышнего, а плачу я потому, что прекратились (ниспосылавшиеся) с небес откровения!”, - и это так подействовало на них, что и они принялись плакать вместе с ней. Муслим 2454.

361 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Как-то раз) один человек (пошёл) навестить своего брата [771] (жившего) в другом селении, а Аллах Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, которой он шёл. Когда (этот человек) подошёл к нему, (ангел) спросил: “Куда ты (идёшь)?” Он ответил: “Я хочу (навестить) своего брата (живущего) в этом селении”. Ангел спросил: “Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние (а теперь) стремишься (получить благодаря этому пользу?”) Он ответил: “Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего”. (Тогда ангел) сказал: “Я же, поистине, послан к тебе Аллахом (чтобы сказать), что Аллах полюбил тебя также, как ты полюбил этого человека ради Аллаха!”» Муслим 2567.

362 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «К тому, кто навещает больного или посещает брата своего (делая это) ради Аллаха, обращается глашатай (который говорит): “Да будешь ты благословен, и да будет благим твой путь и да обретёшь ты жилище в раю!”» ат-Тирмизи 2008, Ибн Маджа 1443. См. «сахих сунан ат-Тирмизи» 1633, «сахих сунан Ибн Маджа» 1184, Сахихуль джами’ 6387, мищка 5015.

363 - Передается от Абу Мусы аль-Аш’ари что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и (человеку) раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он (может) либо подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние. аль-Бухари 2104, 5534, Муслим 2628.

364 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Женщину берут в жёны из-за четырёх (вещей): из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её красоты и из-за её религии, добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь! аль-Бухари 5090, Муслим 1466.

Это значит: обычно люди хотят, чтобы женщина обладала этими четырьмя качествами, ты же стремись к той, что привержена религии, добивайся её и старайся быть с ней.

365 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал:

- (Однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил Джибрила: “Что мешает тебе посещать нас чаще, чем ты делаешь это (сейчас)?”, - после чего был ниспослан (аят, в котором говорится): “ Скажи [772]: “Мы нисходим [773] только по велению Господа твоего. Ему принадлежит и то, что перед нами, и то, что позади нас, и то, что между этим [774] …” [775] аль-Бухари 4731.

366 - Передается от Абу Са’ида аль-Худри, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Не водись ни с кем, кроме верующих, и пусть не вкушает твоей еды никто, кроме богобоязненных. (Этот хадис с неплохим иснадом приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи. Сахихуль джами’ 7341, сахих Абу Дауд 4045, мищка 5018.

367 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он собирается водить дружбу. (Этот хадис с достоверным иснадом приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший хадис.” Сахихуль джами’ 3545, сильсиля сахиха 927, мищка 5019.

368 - Передается от Абу Мусы аль-Аш’ари что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Человек будет с теми, кого он любит. аль-Бухари 6170, Муслим 2641.

В той версии (этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах) сказал: - (Как-то раз один человек) сказал пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “Человек любит (праведных) людей [776], но он ещё не присоединился к ним, [777] (на что пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “ Человек будет с теми, кого он любит.” [778]

369 - Сообщается, что Анас сказал: - (Однажды) какой-то бедуин спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Когда (наступит) Час этот?” [779] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: “А что ты для него приготовил?” (Бедуин) сказал: “Любовь к Аллаху и Его посланнику.” (Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Ты (будешь) с теми, кого ты любишь!” (Этот хадис приводят аль-Бухари 3688 и Муслим 2639. Здесь приводится версия Муслима)

В другой версии этого хадиса, приводимого (в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, сообщается, что этот бедуин сказал): - Не приготовил я для (этого Часа) ни множества постов и молитв, [780] ни (большой) садаки, но я люблю Аллаха и Его посланника.

370 - Сообщается, что Ибн Мас’уд сказал:

- (Как-то раз) к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один человек, который спросил его: “О посланник Аллаха, что скажешь ты о том человеке, который любит (других) людей, но он ещё не присоединился к ним?” (На это пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Этот человек будет с теми, кого он любит.” аль-Бухари 6169, Муслим 2640.

371 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Люди являются рудниками, подобными золотым и серебряным рудникам. Те из них(что были лучшими во времена) джахилийи, остались) лучшими и в исламе, если усвоили (установления) религии, [781] (что же касается) душ, [782] то они (подобны) воинам, призванным (в войско): те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся. [783] Муслим 2638/160. аль-Бухари 3493.

Аль-Бухари 3336 приводит (этот) хадис со слова “аль-арвах” (души) и далее, передавая его со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.

372 - Сообщается, что Усайр бин ‘Амр (или: Ибн Джабир) сказал: - Когда к ‘Умару бин аль-Хаттабу прибывало подкрепление из числа йеменцев, [784] он всегда спрашивал их: “Нет ли среди вас Увайса бин Амира?”, - и (так продолжалось до тех пор), пока он не встретился с Увайсом, да будет доволен им Аллах. (Умар, да будет доволен им Аллах) спросил: “Ты ли Увайс бин Амир?” Он ответил: “Да.” (Умар снова) спросил: “Из (племени) мурад и (рода) каран?” Он ответил: “Да.” (Умар снова) спросил: “И у тебя была проказа, от которой ты (полностью) излечился, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем?” Он ответил: “Да.” (Умар снова) спросил: “Есть ли у тебя мать?” Он ответил: “Да.” (Тогда ‘Умар) сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Придёт к вам вместе сподкреплением из йеменцев Увайс бин Амир из (племени) мурад и (рода) каран, болевший проказой, но (полностью) излечившийся от неё, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем. У него есть мать, по отношению к которой он проявляет почтение, а когда он клянётся Аллахом, то Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и если сможешь ты(добейся того, чтобы) он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя!” [785], - так попроси же для меня прощения!”, - и Увайс обратился к Аллаху с мольбой простить (Умара) А потом ‘Умар спросил его: “Куда ты хочешь (поехать)?” Он ответил: “В Куфу.” (Умар) спросил: “Не написать ли для тебя (письмо) [786] наместнику Куфы?” (В ответ ему Увайс) сказал: “Мне больше нравится быть среди бедных.” [787]

А на следующий год один из знатных жителей Куфы, совершивший Хадж, встретился с ‘Умаром, который стал расспрашивать его об Увайсе. (Этот человек) сказал (ему): “ (Когда я видел его в последний раз) в его доме почти ничего не было и он мало чем владел.” (Умар) сказал: “А я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увайс бин Амир из (племени) мурад и (рода) каран, болевший проказой, но (полностью) излечившийся от неё, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем. У него есть мать, по отношению к которой он проявляет почтение, а когда он клянётся Аллахом, то Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и если сможешь ты(добейся того, чтобы) он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя!” ”

А потом [788] этот человек пришёл к Увайсу и попросил его: “Попроси Аллаха, чтобы Он простил меня.” Увайс сказал ему в ответ: “Ты совершил Хадж после меня, и поэтому попроси ты, чтобы Аллах простил меня!” Этот человек спросил: “Встречался ли ты с ‘Умаром?” Увайс ответил: “Да”, - и обратился к Аллаху с мольбой о прощении для (этого человека) [789], а потом люди узнали об этом, и он ушёл оттуда своей дорогой. [790] Муслим 2542/225.

В другой версии (этого хадиса), также приводимой Муслимом, сообщается, что Усайр бин Джабир сказал: - (В своё время) к ‘Умару прибыла делегация от жителей Куфы, среди которых был один человек, часто насмехавшийся над Увайсом. ‘Умар спросил: “Есть ли здесь [791] кто-нибудь из (рода каран)?”, - а когда это человек вышел (вперёд), ‘Умар сказал: “Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, явится к вам из Йемена один человек по имени Увайс, у которого не останется в Йемене никого, кроме матери. Раньше покрывала его белизна [792], но после того, как обратился он с мольбой к Аллаху, Он избавил его от этого, если не считать (одного) места (величиной) с динар (или: … дирхем), и пусть те из вас, кто встретится с ним(просят его) чтобы он молил Аллаха о прощении для вас”.”

В третьей версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом) сообщается, что ‘Умар сказал:

- Поистине, я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, лучшим из последователей [793] будет человек по имени Увайс, у которого будет мать и которого раньше покрывала белизна, велите же ему [794], чтобы он просил Аллаха простить вас!”

373 - Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб сказал: - (В своё время) я обратился к пророку за разрешением совершить умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: “О братец, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!”, - (и эти) слова я не променял бы на (весь) мир этот!

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - Включи и нас, о братец, в свои мольбы! (Достоверный хадис, приводимый Абу Даудом и ат-Тирмизи, Да’иф Абу Дауд 322, мищка 2248.

374 - Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал: - Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто посещал Кубу [795] (добираясь туда иногда) верхом(а иногда) пешком, и совершал там молитву в два рак’ата. аль-Бухари 1194, Муслим 1399, 1399/521.

В другой версии (этого хадиса, приводимой аль-Бухари и ан-Наса’и, сообщается, что Ибн ‘Умар сказал): - Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приезжал в мечеть Кубы каждую субботу (добираясь туда иногда) верхом(а иногда) пешком.

(В этом хадисе сообщается, что) также поступал и Ибн ‘Умар.

 

Глава 46

О ДОСТОИНСТВЕ ЛЮБВИ К АЛЛАХУ, О ПОБУЖДЕНИИ К НЕЙ, О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕКУ (СЛЕДУЕТ) УВЕДОМЛЯТЬ ТОГО, КОГО ОН ЛЮБИТЬ, О ТОМ, ЧТО ОН ЛЮБИТЬ ЕГО, И О ТОМ, ЧТО ЕМУ (СЛЕДУЕТ) СКАЗАТЬ, КОГДА ОН УВЕДОМИТЬ ЕГО ОБ ЭТОМ

 

Аллах Всевышний сказал:

«Мухаммад, посланник Аллаха, и те, которые с ним, суровы по отношению к неверным и милосердны (в отношениях) между собой. Ты видишь, как они склоняются в поясных и земных поклонах в стремлении к милости и благоволению Аллаха. На лицах их - знак их(появившийся) от земных поклонов. [796] Таков пример [797] их в Торе, а в Евангелии примером их является посев, который выпустил свой росток и поддержал его, и он увеличился и выпрямился на своём стебле, приводя в восхищение сеятеля, чтобы вызвать ими [798] гнев неверных. Пообещал Аллах тем из них, кто уверовал и совершал праведные дела, прощение и великую награду». (“Победа”, 29)

Всевышний также сказал: «А те, кто имел дома (в Медине) до них и принял (новую) веру, любят переселившихся к ним …» (“Собрание”, 9)

375 - Передается от Анаса что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Сладость веры ощутит тот, в ком (соединятся) три (качества: кто) будет любить Аллаха и посланника Его больше всего остального, и будет любить (того или иного) человека только ради Аллаха и будет не желать возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, также, как не желает он быть ввергнутым в огонь. аль-Бухари 16, Муслим 43.

376 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя, юношу, росшего в поклонении Всемогущему и Великому Аллаху, человека, сердце которого подвешено в мечетях, [799] (тех двоих, которые) любят друг друга в Аллахе, встречаясь и расставаясь [800] (только) ради Него, мужчину, которого позвала (к себе пожелавшая его) знатная и красивая женщина и который сказал: “Поистине, я боюсь Аллаха!”, - того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха Всевышнего. аль-Бухари 660, Муслим 1031.

377 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: “Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!” Муслим 2566.

378 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, не войдёте вы в рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир между собой! [801] Муслим 45.

379 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- (Как-то раз) один человек (пошёл) навестить своего брата(жившего) в другом селении, а Аллах Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, которой он шёл. Когда (этот человек) подошёл к нему, (ангел) спросил: “Куда ты (идёшь)?” Он ответил: “Я хочу (навестить) своего брата(живущего) в этом селении.” Ангел спросил: “Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние(а теперь) стремишься (получить благодаря этому пользу?” Этот человек) ответил: “Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего.” (Тогда ангел) сказал: “Я же, поистине, послан к тебе Аллахом(чтобы сказать) что Аллах полюбил тебя также, как ты полюбил этого человека ради Аллаха!” Муслим 2567.

380 - Передается от аль-Бара бин ‘Азиба что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал об ансарах (следующее): - Только верующий любит их и только лицемер ненавидит их. Аллах любит того, кто любит их, а того, кто их ненавидит, Аллах ненавидит. аль-Бухари 3783, Муслим 75.

381 - Сообщается, что Му’аз сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Для любящих друг друга ради величия Моего (предназначены) минбары из света [802], и позавидуют [803] им пророки и павшие за веру!” ” (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 4312.

382 - Сообщается, что Абу Идрис аль-Хауляни, да помилует его Аллах, сказал: «Как-то раз, войдя в мечеть Дамаска, я увидел молодого человека с ослепительно белыми зубами [804], находившегося в окружении людей, которые обращались к нему, когда расходились во мнениях, и в дальнейшем опирались на то, что считал правильным он. Я стал расспрашивать о нём, и мне сказали: “Это Му’аз бин Джабаль, [805] да будет доволен им Аллах”. На следующий день я отправился в мечеть пораньше, но оказалось, что он опередил меня и уже совершал молитву [806], и я стал ждать, а когда он закончил молиться, я подошёл к нему спереди, приветствовал его и сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя ради Аллаха!” Он спросил: “Клянёшься, что ради Аллаха?”, - и я ответил: “Клянусь, что ради Аллаха!” Он ещё раз спросил: “Клянёшься, что ради Аллаха?”, - и я (снова) ответил: “Клянусь!” Тогда он потянул меня к себе за края моего плаща и сказал: “Радуйся же, ибо, поистине, я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах Всевышний сказал: “Я обязательно полюблю любящих друг друга ради Меня, встречающихся друг с другом ради Меня, посещающих друг друга ради Меня и ничего не жалеющих ради Меня!”» Малик 1779, Ахмад 22380. См. «сахихуль джами’» 4331, мищка 5011.

383 - Передается от Абу Каримы аль-Микдама бин Ма’дикариба, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек полюбит брата своего, пусть сообщит ему о том, что он любит его». (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Сильсиля сахиха 417, сахих адабуль муфрад 421, мищка 5016. сахих)

384 - Передается от Му’аза, что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) взял его за руку и сказал: «О Му’аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя и я наказываю тебе, о Му’аз, никогда не забывать говорить после каждой молитвы: “О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе”». /Аллахумма, а’инни ‘аля зикрика, уа щукрика уа хусни ‘ибадатик/. «сахих сунан Абу Дауд» 1362, «сахих сунан ан-Насаи» 1236, «сахихуль джами’» 7969.

385 - Передается от Анаса что как-то раз, когда в обществе пророка (мир ему и благословение Аллаха) находился один человек, а мимо него прошёл другой, он сказал: “О посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека)” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: “А сказал ли ты об этом ему?” Он ответил: “Нет.” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Так скажи ему!” [807], - и этот человек догнал его и сказал: “Поистине, я люблю тебя в Аллахе!”, - (на что тот) ответил ему (так): “Да полюбит тебя Аллаха, ради которого ты полюбил меня!” (Абу Дауд. Сахих Абу Дауд 4274, мищка 5017.

 

Глава 47

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...