Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О неприхотливости, скромности, умеренности в расходах на пропитание и (прочих) тратах и порицании обращений с просьбами (к людям) без крайней необходимости)




 

Аллах Всевышний сказал: «Нет на земле ни одного живого существа(обеспечение) пропитанием которого не взял бы на Себя Аллах …» (“Худ”, 6)

Всевышний также сказал: «(Расходуйте свои средства) на бедняков, которые (не сходят) с пути Аллаха и не могут (свободно) передвигаться по земле. [1054] Невежественный считает, что они ни в чём не нуждаются, так как (эти люди проявляют) скромность, ты же узнаешь их по их приметам: они не просят людей, приставая (к ним)». (“Корова”, 273)

Всевышний также сказал: «…и те, которые, расходуя, не расточительствуют и не скупятся, а проявляют (умеренность, не впадая в) такие крайности…» (“Различение”, 67)

Всевышний также сказал: «И Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня». (Рассеивающие, 56 – 57)

Что касается хадисов(относящихся к данной главе), то большинство из них уже было приведено в двух предыдущих главах, а к тем, что ещё не приводились (относятся следующие):

522 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Не обилие имущества приносит богатство, (истинным) богатством является богатство души. аль-Бухари 6446, Муслим 1051.

523 - Передается от ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-’Аса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Преуспеет тот человек, который примет ислам, получит в удел то, что окажется для него достаточным, и, по воле Аллаха, будет довольствоваться тем, что Он дарует ему. [1055] Муслим 1054.

524 - Сообщается, что Хаким бин Хизам сказал: - (Однажды) я попросил (что-то) у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и он дал мне это, потом я (снова) обратился к нему с просьбой и он дал мне (то, что я просил), потом я (снова) обратился к нему с просьбой и он дал мне (то, что я просил), а потом он сказал: “О Хаким, поистине, это имущество (подобно) зелёному и сладкому (плоду): оно становится благословенным для того, кто берёт его, будучи щедрым, а для того, кто берёт его(подчиняясь желаниям своей) души [1056], благословенным оно не станет, и уподобится он (человеку), который ест, но не насыщается. (Запомни, что) высшая рука лучше низшей.” [1057]

Хаким сказал: - Тогда я сказал: “О посланник Аллаха, клянусь Тем, кто направил тебя с истиной, после тебя я ни у кого ничего не возьму, пока не покину этот мир!”

(Сообщается, что) потом [1058] Абу Бакр призывал Хакима к себе(чтобы тот взял полагающуюся ему часть военной добычи), однако он отказался принять от него это. А затем его призывал к себе ‘Умар чтобы дать ему (что-то), но он отказался принимать что-либо и от него, и тогда ‘Умар сказал: “О мусульмане, призываю вас в свидетели, что я предлагаю Хакиму полагающуюся ему долю от этой добычи, а он отказывается брать её.” И после посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Хаким так и не взял ничего ни у кого из людей до самой своей смерти. аль-Бухари 1472, Муслим 1035.

525 - Передается от Абу Бурды, что Абу Муса аль-Аш’ари сказал: - (Однажды) шестеро из нас [1059] выступили в поход вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и у нас был только один верблюд, на котором мы ехали по очереди. Из-за этого подошвы наших ног стёрлись и я (тоже) стёр себе ноги и (даже) лишился ногтей. Мы обматывали себе ноги тряпками, и (по этой причине этот поход) был назван “Зат ар-рика’”. [1060]

Абу Бурда сказал: - И Абу Муса, передавший мне этот хадис, потом пожалел (о том, сделал) и сказал: “Я делал (это) не для того, чтобы (потом) рассказывать об этом!”, - и было похоже на то, что он не хотел, чтобы я хоть что-то рассказывал (другим) о его делах. аль-Бухари 4128, Муслим 1816.

526 - Передается от ‘Амра бин Таглиба что однажды, когда посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) доставили деньги (или: …пленных), он разделил это, дав что-то одним людям и ничего не дав другим. А (потом) до него дошло, что те, кому он ничего не дал, упрекают (его), и тогда он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, а потом сказал: - А затем: клянусь Аллахом, я действительно даю (что-то одному) человеку и обделяю другого, однако обделяемого мной я люблю больше того, кому даю! Даю же я (что-то тем) людям, в сердцах которых вижу недостаток терпения и беспокойство /халь’/, иных же я вверяю богатству и благу, вложенным Аллахом в сердца их, и среди них - ‘Амр бин Таглиб.

(Амр бин Таглиб сказал): - И клянусь Аллахом, не променял бы я эти слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) даже на красных верблюдов! [1061] аль-Бухари 923, 7535.

“Халь’” означает “крайняя степень озабоченности”. Говорят также, что это - “беспокойство”.

527 - Передается от Хакима бин Хизама что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Высшая рука лучше руки низшей [1062]. Начинай с тех, кого ты (обязан) содержать, а лучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка. Тому, кто сам стремится к отказу от (просьб), Аллах даст возможность (ни о чём не просить других), а обходящегося (дарованным ему Аллахом) Аллах избавит (от необходимости во всём прочем) аль-Бухари 1427, Муслим 1034. Здесь приводится версия аль-Бухари, версия же Муслима короче)

528 - Передается от Абу ‘Абд ар-Рахмана Му’авийи бин Абу Суфьяна Сахра бин Харба что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Не будьте (слишком) настойчивы в просьбах, ибо, клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас своими просьбами вынудит меня дать ему то, чего я давать не желаю, не будет для него благословенным то, что я ему дам! Муслим 1038.

529 - Сообщается, что Абу ‘Абд ар-Рахман Ауф бин Малик аль-Ашджа’и сказал:

- Однажды, когда мы в количестве девяти (или: … восьми; или: … семи) человек сидели в обществе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) он обратился к нам со словами: “Не принесёте ли вы клятву посланнику Аллаха?” А мы только недавно давали ему клятву [1063] и (поэтому) сказали: “Мы ведь уже присягнули тебе, о посланник Аллаха!” (Однако) потом он (снова) спросил: “Не принесёте ли вы клятву посланнику Аллаха?” Тогда мы (стали) протягивать к нему руки, восклицая: “Мы ведь уже присягнули тебе, о посланник Аллаха, так в чём же (ещё) нам поклясться?” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “В том, что будете поклоняться только Аллаху и ничему иному наряду с Ним, (станете совершать) пять молитв, слушать и повиноваться [1064] ”, - после чего шёпотом [1065] добавил: “А (также) в том, что ни о чём не станете просить людей!”, - и (потом) я видел, как некоторых из слышавших эти слова, роняли плети, [1066] однако они никого не просили подавать их им. Муслим 1043.

530 - Передается от Ибн ‘Умара что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Любой из вас, кто будет беспрестанно обращаться с просьбами [1067] (к людям), встретит Аллаха(не имея) ни единого кусочка плоти на своём лице. [1068] аль-Бухари 1474, Муслим 1040.

531 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар сказал: - Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует(который произносил проповедь) с минбара, упомянул о милостыне и стремлении к воздержанию [1069], сказав: “Высшая рука лучше руки низшей. Высшая рука (это рука) расходующая, а низшая - (рука) просящая.” аль-Бухари 1429, Муслим 1033.

532 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, обращающийся к людям с просьбами с целью увеличения (своего достояния [1070]) просит (для себя) раскалённых углей [1071]: пусть же старается он получить поменьше или побольше! [1072] Муслим 1041.

533 - Передается от Самуры бин Джундуба что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, просьба (подобна) царапине, которую человек сам же оставляет у себя на лице [1073], если только не обращается он с просьбой к правителю [1074] или не может не просить о чём-либо. (ат-Тирмизи, сказавший: “ Хороший достоверный хадис.” Сахихуль джами’ 1947, сахих ат-Тирмизи 548)

534 - Передается от Ибн Мас’уда что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Никогда не избавиться от нужды тому, кто, испытывая её, станет обращаться за помощью к людям, тому же, кто обратится к Аллаху, Он рано или поздно пошлёт (его) удел. (Абу Дауд, ат-Тирмизи Сахихуль джами’ 6040, сахих Абу Дауд 1448.

535 - Сообщается, что Саубан сказал: - (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “Кто поручится мне за то, что ни о чём не станет просить людей [1075] (чтобы) я поручился ему за (то, что наградой за это ему послужит) рай?”, - и я сказал: “Я!”

И (впоследствии) он (действительно) никого ни о чём не просил. (Абу Дауд. Сахихуль джами’ 6604, сахих Абу Дауд 1446.

536 - Сообщается, что Абу Бишр Кабиса бин аль-Мухарик сказал:

- (В своё время) я взял на себя обязательства по выплате выкупа, [1076] а (потом) пришёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой (помочь мне выплатить его) Он сказал: “Поживи (здесь), пока нам не доставят садаку, и тогда мы велим (выдать) тебе (то, о чём ты просишь)”, - а потом он сказал (мне): “О Кабиса, поистине, лишь троим позволено обращаться с (подобными) просьбами [1077], а именно: человеку, взявшему на себя обязательства по выплате выкупа, - такому можно просить, чтобы (уплатить долг), после чего он (должен будет) воздержаться [1078]; человеку, которого постигло какое-нибудь бедствие, погубившее его имущество, - такому можно просить, чтобы получить средства к жизни; и, наконец, человеку, который впадёт в (такую) бедность, что трое разумных (людей) из числа его соплеменников скажут: “Такой-то обеднел (до крайности)!”, - такому можно просить, чтобы получить средства к жизни, что же касается всех остальных просьб, то они запретны, а получивший что-нибудь в результате обращений с такими просьбами получил нечто запретное!” Муслим 1044.

537 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой (еды) или один-два финика, - (истинно) беден не имеющий того, что избавило бы его (от необходимости просить других), но другие об этом не догадываются и поэтому не подают ему, сам же он не обращается с просьбами к людям. аль-Бухари 1479, Муслим 1039.

 

Глава 58
О ПОЗВОЛИТЕЛЬНОСТИ БРАТЬ (ТО, ЧТО ДОСТАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКУ) БЕЗ ПРОСЬБ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...