В 2003 г. создано 68,7 га новых посадок вдоль железнодорожных путей на протяжении 21,1 км. На территориях железнодорожных станций посажено 19,3 тыс. деревьев и 16,2 тыс. кустарников.
Практически на всех шпалопропиточных заводах применялся нефтяной антисептик ЖТК IV класса опасности, не содержащий фенола. Такая технология пропитки позволяет снизить в 2–3 раза выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, поскольку отсутствуют летучие соединения типа нафталина, составляющего до 90% выбросов загрязняющих веществ при использовании традиционного антисептика – каменноугольного масла. В путь уложено 3,5 млн. шт. деревянных шпал, пропитанных ЖТК. На сети железных дорог для обеспечения экологической безопасности, исключения бактериального загрязнения железнодорожного полотна и прилегающих территорий фекальной микрофлорой и гельминтами продолжалась работа по оснащению вагонов пассажирских поездов экологически чистыми туалетными комплексами отечественного производства. В 2003 г. в вагонах пассажирских поездов смонтировано 232 туалетных комплекса типа “Экотол-В”. В 2003 г. в ОАО “ РЖД ” продолжалась работа по снижению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве источников сырья и вторичных материалов. В течение года образовалось 2066,6 тыс. т отходов производства и потребления различных классов опасности, что на 368,6 тыс. т, или на 21,2% больше, чем в 2002 г. Увеличение количества отходов вызвано ростом объемов производства, а также включением новых видов отходов производства и потребления в результате проведения инвентаризации источников образования отходов в связи с работами по лицензированию деятельности в области обращения с опасными отходами. Наибольшее количество отходов относится к IV (малоопасные) и V (практически не опасные) классам опасности.
В 2003 г. использовано 443,1 тыс. т и обезврежено 13,7 тыс. т отходов производства и потребления; передано другим предприятиям для использования, обезвреживания, хранения, захоронения 1501,3 тыс. т; наличие на конец года – 169,3 тыс. т. За отчетный год доля использования и обезвреживания отходов составила 20,6%, что выше на 4,0% по сравнению с предыдущим годом. Важную роль в обеспечении экологической безопасности на железнодорожном транспорте играет внедрение научно-технических разработок природоохранной направленности в отрасли. В 2003 г. в области охраны атмосферного воздуха были использованы такие новейшие установки и технологии, как: - газолучистое оборудование для отопления помещений, позволяющее снизить выбросы вредных веществ в атмосферу в 2–2,5 раза по сравнению с традиционными технологиями; – акустические горелки для котлов котельных, обеспечивающие снижение потребления топочного мазута и выбросов углекислого газа, сажи, оксидов азота на 80–90%; – водомазутные эмульсии в качестве топлива в котельных, обеспечивающие экономию топлива до 10%, снижение выбросов оксидов азота и сажи на 30–90%; – модульные котельные контейнерного типа, процессы горения в которых автоматизированы в зависимости от температуры наружного воздуха, за счет чего обеспечивается экономия природного топлива и сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу; – дробеструйные камеры для очистки и удаления старого покрытия вагонов перед окрашиванием пассажирских вагонов, применение которых полностью исключает выбросы вредных веществ в атмосферу; – камеры наружной окраски вагонов, оснащенные системой гидрофильтров для улавливания аэрозолей красок и растворителей, с оборотным водоснабжением и локальной очисткой стоков; – ионно-плазменное напыление и полимерное покрытие деталей подвижного состава, обеспечивающие снижение вредных выбросов в атмосферу;
– технология использования энергии сверхвысокой частоты взамен острого пара для разогрева вязких и застывших остатков тяжелых фракций нефтепродуктов в цистернах на промывочно-пропарочных станциях, значительно сокращающая вредные выбросы в атмосферу. В области рационального использования и охраны водных ресурсов нашли применение: – автоматическая система Дергачева для заполнения водой пассажирских вагонов, обеспечивающая экономию воды; – фильтрующие материалы и сорбенты для доочистки сточных вод; – аэрогидрокавитационные устройства для локальных очистных сооружений, повышающие эффективность очистки сточных вод без значительных капитальных вложений; – флотационные малогабаритные установки для очистки сточных и ливневых вод от нефтепродуктов, масел, жиров, взвешенных веществ; – малоотходная технология отмывки внутренних поверхностей цистерн, мойки колесных пар и других деталей подвижного состава с применением моющих средств “ОБИС”. В отрасли внедрены в практику такие эффективные технологии в области обращения с отходами производства и потребления, как: – термическое обезвреживание отходов (деревянных шпал, негодных к повторной укладке в путь, осадков биологических очистных сооружений, моечных машин и флотаторов, масляных фильтров, отходов химчисток и др.) на экологически чистых установках с очисткой газовых выбросов и утилизацией полученного тепла; – регенерация отработанных масел и мазок; – обезвреживание биопрепаратами и препаратами, содержащими известь, грунтов, загрязненных нефтепродуктами; - сортировка и брикетирование твердых бытовых отходов с последующей реализацией как вторичного сырья. Источники литературы: 1. Е. А. Дмитриева http://cito-web.yspu.yar.ru/link1/metod/met20/node3.html 2. http://ru.wikipedia.org 3. «Оценка и прогнозирование рисков природных катастроф на территории России» В.И. Осипова, директора института геоэкологии РАН, 2004 г. 4. Экологческая программа МПС (ОАО «РЖД») на период 2001 – 2006.
Заключение Изучение лекционного материала по дисциплине «Экология» является обязательной составной частью освоения дисциплины и служит базой для самостоятельной внеаудиторной работы и успешного освоения материала практических и лабораторных занятий по дисциплине.
Успешное освоение дисциплины позволит студенту в полном объеме освоить последующие дисциплины учебного плана,в соответствии с ФГОС ВО по специальности 23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»(уровень специалитета), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации на основании учебного плана по специальности 23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», специализации - 1 «Строительство магистральных железных дорог».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|