Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экологическая безопасность





 

Обеспечение экологической безопасности как важнейший компонент национальной безопасности оказывает все большее влияние на благополучие

 

и здоровье населения, а также на экономическое развитие всех отраслей народного хозяйства.

 

Среди важнейших составляющих экологической безопасности страны – решение проблем внедрения новых технологий, производства экологически безопасных машин и оборудования, экологически чистых ресурсосберегающих технологий, широкое внедрение малоотходных и безотходных производств как в промышленности, так и в сельскохозяйственном производстве, на транспорте и в строительстве.

 

Каждая новая технология, каждая новая машина, каждый новый проект строительства должны быть подвергнуты не только государственной, но и независимой общественной экологической экспертизе.

 

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является создание на основе рынка экологических требований. Это значит, что при прочих равных условиях, во-первых, не получает преимущество в конкурентной борьбе продукция, имеющая худшие экологические характеристики или производимая по технологиям с относительно более вредным воздействием на окружающую среду, и, во-вторых, изымается из обращения на рынке продукция, опасная для здоровья и окружающей среды (при неприемлемом риске).

В настоящее время в целях охраны окружающей среды необходимо реализовать мероприятия, не требующие значительных капитальных вложений и материальных средств:

 

· не допустить превращения России в сырьевой придаток промышленно развитых стран;

· ввести экологические ограничения на хозяйственную деятельность, т. е. повсеместно на всех загрязняющих природу предприятиях и в организациях любых форм собственности должны быть введены ограничения годовых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ по территориям и экосистемам с учетом их поэтапного снижения и доведения в итоге до нормального уровня;



 

· обеспечить привлечение капитала (инвестиций) в природоохранные проекты, переработку промышленных и бытовых отходов.

 

Анализ состояния окружающей среды, отраженный в многочисленных

 

публикациях последних лет, показывает , что, несмотря на экологическую дестабилизацию, можно приостановить ее нарастание за счет решения наиболее эффективных проблем, связанных с сохранением окружающей среды и более рациональным использованием ресурсов.

 

В ближайшее время необходимо:

 

решить проблемы зон чрезвычайной ситуации и экологического бедствия;

предотвратить рост техногенных катастроф;

 

принять исчерпывающие меры улучшения качества среды жизнедеятельности человека.

 

При Правительстве РФ с 1997 г. функционирует совет по экологической безопасности, приоритетными направлениями работ которого являются:

 

выявление и регистрация новых потенциально опасных химических и биологических веществ, соответствующих технологий, опасных объектов промышленности, энергетики и сельского хозяйства;

 

оценка риска экологически опасных факторов для здоровья населения; оценка воздействия на окружающую среду различных видов текущей и

 

потенциальной хозяйственной или иной деятельности, а также их экологическая экспертиза;

обязательное предупреждение и информирование общественности, граждан и органов управления всех уровней о действиях, технологиях, веществах и т. п., могущих привести к деградации окружающей среды и ухудшению здоровья населения.

 

Утверждена Концепция национальной безопасности РФ, которая отражает современные взгляды и задачи, принципы, методы и механизмы обеспечения экологической безопасности (1997).

По проблеме экологической безопасности выполнялись и выполняются многие экологические программы, например:

 

государственная научно-техническая программа «Экологическая безопасность России» (1993 – 1995);

 

программы защиты окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов (1996 – 1997);

 

программы, обеспечивающие выполнение международных обязательств России;

 

программы Единой государственной автоматизированной системы контроля рационной обстановки на территории РФ, а также целевые научно-исследовательские программы, в том числе «Глобальные изменения природной среды и климата», «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф».

 

К числу прикладных программ относятся такие, как «Экологически безопасные процессы химии и химической технологии», «Ресурсосберегающие и экологически безопасные процессы горно-металлургического производства» и др.

 

Однако следует при этом отметить, что государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования является недостаточно эффективным по ряду причин. Основными из них можно назвать следующие: недостаточный объем финансирования, несовершенство законодательной базы, слабая техническая оснащенность объектов экономики, недостаточная координация деятельности природоохранных служб и других государственных органов, очень слабая укомплектованность служб специалистами-экологами, недостаточное внимание к вопросам экологии со стороны региональных администраций и выборных органов. Это значит, что существующая структура управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов требует радикального изменения, в частности, необходимо разделение функций природопользования и контроля, установление единой системы управления и координаций службами контроля, улучшение технической базы служб контроля.

В условиях структурной перестройки хозяйства разумная экологическая стратегия прежде всего предполагает разумную экологически обоснованную технологическую и техническую политику. Эту политику можно

сформулировать коротко: производить больше с минимальными затратами, т. е. сберегать ресурсы, использовать их с наибольшим эффектом, совершенствовать и быстро менять технологию. Иными словами, должна быть обеспечена стратегия превентивных экологических мер, заключающаяся во внедрении самых совершенных технологий при структурной перестройке хозяйства, обеспечивающих энерго- и ресурсосбережения, открывающая возможности совершенствования и быстрой смены технологий, минимизацию отходов. Концентрация усилий при этом должна быть направлена на развитие производства потребительских товаров и увеличение доли потребления. В целом хозяйство России должно максимально сократить энерго- и ресурсоемкость валового национального продукта и потребление энергии и ресурсов в расчете на одного жителя. Самая рыночная система и конкуренция должны способствовать реализации этой стратегии.

В этом же направлении превентивной экологической стратегии необходимо решать вопросы с продажей ресурсов за рубеж. Следует постепенно сокращать как физический объем таких продаж, так и долю ресурсов в общем экспорте. Особенно актуален вопрос передачи добычи ресурсов в руки зарубежных инвесторов. Уже сейчас отмечается совершенно явная тенденция зарубежных инвесторов вкладывать капитал в первую очередь в ресурсодобывающие отрасли, особенно в нефтегазодобычу. Такая тенденция, если она возобладает, будет способствовать еще большему сдвигу страны к экологическим проблемам третьего мира.

В русле превентивной экологической стратегии необходимо решать в переходный период и другие вопросы: вывод экологиески опасных производств из мест массового проживания населения в более отдаленные места; строительство новых объектов с экологически чистой технологией и т. п.

 

Одной из главных задач экологической стратегии на переходный период должна быть задача максимального сокращения потребления первичной биологической продукции на территории России в первую очередь за счет сокращения потребления территории и рубок леса, а также путем более интенсивного лесовосстановления, расширению площадок особо охраняемых территорий в первую очередь заповедников и национальных парков.

 

Реализация нижеизложенных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и улучшению природопользования в Российской Федерации внесет существенный вклад по предотвращению дальнейшего загрязнения окружающей среды во всех регионах страны.

 

Мероприятия предусматривают основные цели, которые должны быть поэтапно достигнуты в результате природоохранной работы:

 

· сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу более чем в 2 раза;

 

· снижение уровня загрязнения атмосферы до допустимого по санитарным нормам вначале в промышленных центрах с наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферы и городах-курортах, других населенных пунктах;

· оптимизация водопотребления в сельском и коммунальном хозяйстве;

 

· обеспечение защиты почв от эрозии за счет внедрения комплекса противоэрозийных мероприятий и равновесия между отработкой и рекультивацией земель;

· максимальное сохранение и воспроизводство лесных ресурсов, повышение биологической устойчивости лесов;

· повышение в 2–3 раза продуктивности охотничьих угодий;

· увеличение площадей заповедных территорий до оптимального уровня;

· увеличение полноты извлечения из минеральных ресурсов полезных ископаемых;

· внедрение малоотходных технологий и создание безотходных территориальных промышленных комплексов, максимальное использование отходов.

 

В настоящее время вопросы экологической безопасности актуальны для всего мирового сообщества. Ряд проблем можно и необходимо решать в пределах отдельного государства или региона, но в целом экологическая безопасность жителей земли может быть обеспечена лишь усилиями всего человечества. Россия имеет большой опыт в решении проблем защиты окружающей природной среды на основе научных подходов.

 

В нашей стране впервые для изучения экологических сообществ стали выделять специально охраняемые территории – кроме того, мы первыми стали осуществлять планирование регионального землепользования и восстановление разрушенных ландшафтов на основе экологических исследований. Сейчас этими идеями и концепциями при разработке политики в области охраняемых территорий руководствуются во многих странах.

В последние годы большие научные коллективы во всем мире занимаются анализом конкретных проблем: озонового слоя, парникового эффекта, загрязнение морей и океанов, воздушного бассейна, производства продуктов питания, а также соответствия все увеличивающихся потребностей растущего человечества уменьшению природных ресурсов планеты и других весьма важных вопросов жизнедеятельности людей, так как решение глобальных экологических проблем совершенно недостаточно осуществлять мерами локального характера (выделением дополнительных капитальных вложений на природоохранные мероприятия, введением низких платежей за загрязнение окружающей среды и пользование сырьевыми ресурсами и т. д.).

Стало очевидным, что вмешательство человека в естественные природные процессы зашли уже так далеко, что связанные с этим изменения среды могут стать необратимыми, а разрушительная деятельность и ее последствия не могут быть решены хозяйственными природоохранными

мероприятиями и вложениями капитала. Необходимо осознать, что природа

 

– это не капитал человечества, а его естественное окружение, без которого он не может жить и где он является только одним из множества элементов. Вся же природная система поддерживает стабильные условия окружающей среды, благоприятные для жизни в целом и человека в частности.

 

Характер деятельности человека определяет судьбу всех форм жизни на земле. Обществу необходимо определить разумную перспективу своего развития и будущего. Чтобы обеспечить устойчивое будущее потребуется изменить мировую экономику, демографическую политику, создать условия для формирования разумных потребностей у людей, во многом отказаться от привычного образа жизни по отношению к окружающей природной среде, при котором не всегда учитываются возможности биосферы, что порождает безответственное отношение.

 

Роль России в решении планетарных экономических проблем определяется обладанием большими по площади территориями, практически не затронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости всей биосферы в целом. В этой связи приоритетными направлениями в обеспечении экологической безопасности также следует считать дальнейшую работу по сохранению и созданию новых особо охраняемых природных территорий и международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

 

Экологическими правонарушениями называются противоправныедействия, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Экологические правонарушения подразделяются на экологическиепроступки, не относящиеся к категории общественно опасных,и экологические преступления, которые посягают на экологическуюбезопасность общества, причиняют существенный вред ОПС и здоровью человека.

 

Юридическая ответственность за экологические правонарушения, являясь одной из форм государственного принуждения, имеет основную задачу – способствовать выполнению экологических интересов общества.

Законом РФ «Об охране окружающей среды» (раздел XIV) определен ряд видов ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная, уголовная, материальная.

 

К дисциплинарным наказаниям относятся предупреждение,выговор,строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения в случае невыполнения ими своих обязанностей, которые связаны с охраной ОПС.

Административная ответственность распространяется наорганизации, предприятия, должностные лица, отдельных граждан и устанавливается, например, за порчу, повреждение, уничтожение природных

объектов , несоблюдение экологических требований при захоронении опасных отходов и т.д. В качестве мер административной ответственности наиболее часто применяются денежный штраф, изъятие орудий и средств совершения правонарушения (оружие, рыболовные снасти), конфискация незаконно добытой рыбы, дичи и т.д.

 

Уголовная ответственность, связанная с лишением свободы,конфискацией имущества, крупным денежным штрафом, определяется Уголовным кодексом РФ и наступает только по приговору суда. К особо тяжелым уголовным преступлениям относится, например, умышленное уничтожение лесных массивов путем поджога. Уголовными преступлениями считаются незаконные охота, порубка леса, а также умышленное загрязнение атмосферного воздуха и водоемов.

 

В соответствии со ст. 79 упомянутого Закона предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред ОПС, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.

 

Контрольные вопросы к лекции 6

 

7. Экологический ущерб и его виды.

 

8. Что учитывает коэффициент экологической ситуации и значимости при расчете экологического ущерба?

 

9. Принципы расчета экологического ущерба от аварии на опасном производственном объекте.

 

10. Сущность предотвращенного экологического ущерба.

 

11. Основные составляющие экологической безопасности.

 

12. Важнейшие мероприятия по природоохранной деятельности в РФ.

 

13. Ответственность за экологические правонарушения.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.