Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В УСТНОЙ РЕЧИ




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Взаимосвязь организационных форм обучения глухих произношению


Учет должен быть построен таким образом, чтобы он влиял на совершенствование обучения. Поэтому формы учета должны быть разнообразны в целях разносторон­ности и объективности изучения устной речи глухих уча­щихся. Наряду с обследованием речи глухих учащихся с точки зрения произношения должны предусматриваться контрольные уроки по технике речи '.

В методической системе обучения глухих устной речи должно найти применение таких, например, средств учета произносительных навыков, как запись речи учащихся на магнитофоне.

В процессе обучения глухих устной речи должен быть систематический контроль за произношением со стороны учителя. Однако следует заметить, что наряду с внешним контролем со стороны (со стороны учителя) необходимо воспитывать у учащихся умение осуществлять самокон­троль. Без самоконтроля не может быть формирования полноценной устной речи. Система обучения должна пре­дусматривать формирование и совершенствование навы­ков самоконтроля. Чтобы осуществлять самоконтроль, глухой ребенок должен знать, правильно ли он говорит, он должен знать свои ошибки и их причины.

Формирование и совершенствование устной речи глу­хих учащихся должно осуществляться на специально подобранном речевом материале, которой должен удов­летворять определенным требованиям.

Закрепление и совершенствование произносительных навыков должно осуществляться на таком речевом мате­риале, который бы обеспечивал речевую практику уча­щихся и способствовал развитию устной речи в целом. Разумеется, что в речевом материале должен быть пред­ставлен и фонетический принцип. Обучение глухих уча­щихся устной речи должно осуществляться на материале слогов, слов, фраз, связного текста. Следует подчеркнуть, что формирование и совершенствование произноситель­ных навыков должно осуществляться преимущественно на осмысленном речевом материале — слов, фраз, связ­ного текста.

В основном периоде совершенствование произноси­тельных навыков у глухих должно проходить в условиях широкой речевой практики.

Подробнее о контрольных уроках см. ниже,


Контрольные вопросы и задания

1. Изложите характерные особенности первоначального периода
обучения глухих устной речи (произношению).

2. Изложите характерные особенности обучения глухих произ­
ношению в основном периоде.

3. Изложите основные положения, на которых строится мето­
дическая система обучения глухих устной речи в основном периоде.

4. Определите содержание различных форм организации работы
над произношением по любой теме на каждую четверть в том клас­
се, в котором вы работаете.

5. Разра-ботайте содержание заданий для самостоятельной ра­
боты над устной речью учащихся вашего класса.

ОБУЧЕНИЕГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ

ПОСТРОЕНИЕСИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В УСТНОЙ РЕЧИ

Чтобы научить глухого ребенка устной речи, в част­ности правильному произношению, мы должны прежде всего вызвать у него правильные артикуляционные дви­жения, ознакомить его с некоторыми элементами физио­логии устной речи. Как принято говорить в методической литературе, сурдопедагог должен поставить голос, рече­вое дыхание, звуки т. д.

Однако устная речь глухого будет полноценной только тогда, когда все произносительные навыки будут авто­матизированы, т. е. когда глухой ребенок научится пра­вильно произносить звуки не только при их изолирован­ном произнесении, но и в словах, фразах и речи в целом.

Каждый навык произношения того или иного элемента устной речи должен закрепляться в отдельности и в сово­купности с другими навыками. Так, например, работа по закреплению правильного произношения каждого звука должна вестись отдельно и в совокупности с другими родственными по артикуляции звуками. Больше того, произношение звуков закрепляется в совокупности с дру­гими навыками — темпом речи, словесным ударением, орфоэпией и т. д.

Формирование каждого навыка носит специфический характер, поэтому закрепление его осуществляется по своим особым правилам. Работа по одновременному за-12


>ппению нескольких произносительных навыков имеет свои"особенности по сравнению с работой над отдельны­ми 'частными сторонами устной речи.

'Как же закрепляется правильное произношение глас­ных звуков? Закрепление и совершенствование артику-1яции гласных звуков строится на основе использования определенной системы упражнений. При этом следует руководствоваться рядом положений.


 

Известно, что гласные звуки в своей артикуляции не имеют преград. Поэтому при построении упражнений, с помощью которых осуществляется закрепление их пра­вильной артикуляции, необходимо начинать с их изоли­рованного 'и протяжного произнесения:

Протяженность произнесения создает условия для длительного удержания речевых органов в необходимом положении. Тем самым создаются условия, обеспечиваю­щие неоднократность действия раздражителя, что необ­ходимо для формирования динамического стереотипа.

Разберем следующее положение, которым необходимо руководствоваться при определении системы упражнений, направленных на закрепление правильной артикуляции гласных звуков. Известно, что в изолированном виде в потоке устной речи гласные звуки встречаются довольно редко. Как правило, в устной речи они находятся в соче­таниях с различными согласными. Поэтому в системе упражнений всегда следует предусматривать отработку употребительных в речи сочетаний гласных с согласными звуками. Например, при отработке гласного звука а мож­но взять такие употребительные сочетания с согласными:

папапа сасаса татата какака

палка санки Таня фуражка

При отработке гласного звука о берутся такие, на­пример, сочетания:

почта Толя соль кошка

попопо .. тотото .. сососо .. кококо .


В устной речи гласные звуки могут находиться в раз­личных позициях по отношению к согласным звукам.

Так, например, гласный звук может предшествовать согласному звуку: ап(аптека), ал(Алтай), ат(атака) и др. Во всех случаях мы имеем гласный звук а в начале слова.

В других словах гласный звук может следовать за согласным, например: па(парта), ла(лампа), са(санки). Наконец, гласные звуки могут находиться в позиции между согласными, например: вас (василек), мае (мас­ло), пал(палка), шаш(шашки).

При составлении упражнений для закрепления пра­вильного произношения гласных звуков следует исходить из того, что гласные звуки должны отрабатываться в раз­личных позициях по отношению к согласным звукам: перед согласным звуком—an, после согласного звука — па; между согласными звуками — пап.

В устной речи гласные звуки встречаются в ударной и безударной позициях. В ударных позициях гласные зву­ки свою артикуляцию не меняют, а в безударной позиции их артикуляция может меняться, например, гласные мо­гут редуцироваться.

При построении упражнений, направленных на за­крепление артикуляции гласных, необходимо предусмат­ривать отработку гласных и в ударных и в безударных позициях, например:

папа—парта, палка папа — вода, луна папапа— упала, устала

Исключение представляет отработка гласного звука О, закрепление которого нужно проводить только в ударной позиции, так как в безударном положении звук о произ­носится как а1. Это правило орфоэпии о произношении безударного О как а глухие учащиеся должны соблю­дать в устной речи.

Закрепление и совершенствование правильного произ­ношения гласных звуков должно предусматривать выра-

1 Мы опускаем произношение звука О как ъ в заударных пози-"циях, так как к речи глухих это требование не ставится.


ботку у глухих учащихся умений дифференцировать близкие по артикуляции гласные звуки. Поэтому необ­ходимо давать упражнения, направленные на отработку гласных по линии дифференциации их с родственными по артикуляции гласными звуками. Упражнения на диффе­ренциацию должны предусматривать выработку у уча­щихся умений дифференцировать гласные звуки по дви­жению языка в глубь рта и по подъему языка.

По движению языка в глубь рта гласные должны диф­ференцироваться следующим образом: а —у, у — а; а __ о, У о; о - а, и— ы; о — у, ы — и.

По подъему языка гласные должны дифференциро­ваться следующим образом: a — и, и — э; a — а, э а;

э — и.

При определении последовательности упражнений, направленных на отработку гласных звуков, необходимо исходить из того, что первоначально должны формиро­ваться грубые дифференцировки, а затем более тонкие. Так, например, если речь идет о дифференциации по дви­жению языка в глубь рта, то первоначально необходимо формировать умения различать звуки ау, где движе­ние языка в глубь рта выражено более ярко, потом -а—о, где движение языка в глубь рта выражено менее ярко. Точно так же и ib отношении подъема языка: пер­воначально следует давать дифференциации звуков а — и, и — а, где подъем языка выражен более ярко, а затем — и—э, э—и, а- э, э- а, где разница в подъ­еме языка менее значительна.

Таковы основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при определении системы упражне­ний, направленных на закрепление артикуляции гласных звуков.

На основе знания построения системы упражнений для закрепления в речи глухих правильного произноше­ния гласных звуков учитель может изготовить специаль­ные наглядные пособия, используя для этой цели речевой материал учащихся своего класса. Ниже приводятся образцы пособий для работы над гласными звуками в речи глухих учащихся.

" ^/i 11 jj n v^fjjwi a оия должны быть красочно оформленными.

1 Такие пособия могут быть изготовлены в условиях школы и использоваться при фронтальной и индивидуальной работе. Посо-


Звук и

17 i

Рис. 1.

1. Длительное изолированное произношение звука а\

а

2. Отработка звука а в сочетании с различными со­
гласными:

па... парта, палка, папка

а са... санки, сахар, самолёт, Саша

а а

за... забор, ваза, коза, заяц, вокзал

а жа... жаба, лужа, кожа, пожар

а а

ва... вагон, вата, сова, корова ка... каша, камень, шкаф, шапка

3. Отработка звука а в разных позициях: в начале
слова (слога), в конце слова (слога), между согласными
звуками:

ап... апельсин, аптека, апрель па... липа, лупа пал... упал, пакет

4. Отработка звука а в ударной и безударной пози­
циях •„


папа... палка, ванна нана... луна, весна бабаба... бабочка, ласточка

5 Дифференциация звука а с другими гласными:

а) по подъему языка:

аю- Валя — Нина, ландыш— лилия, Лара —Лида а ^ э— азбука — этаж, адрес — эхо

б) по движению языка в глубь рта:

а

а у — комар — муха, рама — руки а -— о — тачка — точка, таз — нос

Звук о

Рис. 2.

1. Длительное изолированное произнесение звука о:

о

2. Отработка звука о в сочетании с различными со­
гласными:

т

по... поле, полка, поезд, почта, пол со... сода, сок, соль, со [л] нце, насос зо... золото, зонтик, Зоя

т до... дом, доктор, гудок, дождь

и та

го... горы, голубь, город, погода, иголка

ро... Рома, горох, ме,тро^Р6за;: ., эцТг .

Заказ 706


3. Отработка звука о в разных позициях в начале
слова (слога), в конце слова (слога) и между согласны­
ми звуками:

оп... опера, опыт, осень, озеро по... повар, полка, пончик, кошка

а топ... тополь, топор

4. Отработка звука О в ударной позиции1:

к т

дом, волк, боты, стол, кошка, подвиг, лошадь

к к творог, пирог

5. Дифференциация звука О с другими гласными
звуками:

по движению языка в глубь рта:

О —а — дом — дача, полка — палка О — у— соль — сумка, поле — пуля

Звук у

Рис. 3.

1. Длительное изолированное произнесение звука У'

у

1 При закреплении артикуляции звука о берется только ударная позиция звука, так как в безударной позиции по правилам орфоэпии о произносится как а; в предударном слоге в остальных случаях происходит редукция.


2 Отработка звука у в сочетании с различными со­гласными:

пу... пушка, пуговица

су... сухарь, суп, сумка

ту... туман, тулуп, тужурка, туча

лу... лужа, лук, луна

зу... зубы, мазут, зубр

бу... бусы, азбука, буря, буква

3. Отработка звука у в разных позициях: в начале
слова (слога), в конце слова (слога) и между согласны­
ми звуками:

а

уп... упал, утка, суп, купить, покупки пу... пушка, пурга, путь пус... пустил, капуста, кусок

4. Отработка звука у в ударной и безударной пози­
циях:

пупу... пуля, пух, утка, туча, буря, зубы, луна пупу... тулуп, укроп, устала, клоун пупупу... капуста, катушка, ватрушка

5. Дифференциация звука у с другими гласными зву­
ками:

по движению языка в глубь рта:

У — а — утка — акация, шуба — шапка

У — О— лужа — ложка, суп — соль, пушка — кошка


Рис. 4.

Звук и

2*


Звук э (е)

1. Длительное изолированное произнесение звука

и

2. Отработка звука и в сочетании с различными со­
гласными:

би... бинт, кабина ги... гиря, ноги ки... кино, килограмм ли... лимон, улица ни... книга, Нина си... сирень, сироп

3. Отработка звука и в разных позициях: в начале
слова (слога), в конце слова (слога), между согласными'
звуками:

ни, ин, нин — нитки, сани, книги, инженер, магазин, Нина

а

пи, ип, пир — пила, спина, липа, грипп, пироги

к си, ис, сир — сила, васильки, испуг, рис, кассир

ли, ил, лил — лиса, блины, качели, лилия

ги, гир — гитара, сапоги, игрушка, тигр, игла, снегирь

4. Отработка звука и в ударной и безударной пози­
циях:

тити ... иней, картинки, магазин нинйни ... граница, равнина, чернила

5. Дифференциация звука и с другими гласными
звуками:

а) по подъему языка:

и —а, и — э — Ира — Аня, письмо — пальто, иней — эхо

б) по движению языка в глубь рта:

» — ы — мишка — мышка, бить — быть, мир — сыр


Рис. 5.

1. Длительное изолированное произнесение звука э:

э

2. Отработка звука Э в сочетании с различными со­
гласными:

не... песок, копейка те... тело, учитель ле... лес, клей ре... река, берег ве... вечер, цветы ме... месяц, камень

3. Отработка звука э в разных позициях: в начале
слова (слога), в конце слова (слога), между согласными

звуками:

пе, еп, пеп — пень, капель, кепка, репа

т

те, ет, тет — метель, рассвет, тетрадь •ie, ем, мет — мешок, ремень, убираем, метро, сантиметр •• Отработка звука э в ударной и безударной пози­циях:

лёле... лента, лебедь лелё... билет, балет, поле

а лёлеле... лезвие, лёс[т]ница, котлеты


5. Дифференциация звука э с другими гласными звуками:

по подъему языка:

э а — Эмма — Аня э — и — лес — лиса

Звук ы

Рис. 6.

1. Длительное произнесение изолированного звука ы:

ы

2. Отработка звука ы в сочетании с различными со­
гласными:

бы... был, губы лы... лыжи, полы ды... дыня, сады

а пы... пыль, копыта

3. Отработка звука ы в разных позициях — в конце
слова (слога), между согласными звуками1:

а а

•сы, фы, зы — осы, шкафы, пароходы, паровозы рын — рынок, рыбак, сыр, сын, рысь, крыса

4. Отработка звука ы в ударной и безударной пози­циях:

1 При закреплении артикуляции звука ы позиция в начале сло­ва не отрабатывается, так как в современном русском языке нет слов, начинающихся на Ы.


дыды... дыня, сады, ландыш

а быбыбы... быстрые, события, сугробы

5 Дифференциация звука ы с другими гласными

явуками:

" " по движению языка в глубь рта: bi — и лиса — лыжи, мыло — милый, мышка — мишка

Рассмотрим методические указания, которые необхо­димо выполнять при проведении системы упражнений, направленных на закрепление правильного произноше­ния гласных звуков в устной речи.

В начале работы по автоматизации того или иного гласного звука нельзя одновременно применять все типы упражнений. Сначала каждое упражнение отрабаты­вается отдельно. В третьем упражнении (см. образцы по­собия по произношению гласных звуков) целесообразно брать для отработки постепенно каждую позицию в от­дельности (перед согласным, после гласного, между со­гласными). Иначе говоря, на первых ступенях автомати­зации каждый тип упражнения должен отрабатываться в какой-то определенный промежуток времени, опреде­ляющийся степенью трудности артикуляции звука, инди­видуальными особенностями ученика. В дальнейшем, когда работа приобретает тренировочный характер, мож­но предлагать учащимся сразу все упражнения.

Упражнения, направленные на дифференциацию гласных звуков, всегда даются в конце: они завершают работу по закреплению правильного произношения. Та­кое место упражнений по дифференциации гласных зву­ков определяется тем, что они связаны с выработкой бо­лее тонких дифференцировок.

Завершая работу по автоматизации гласных звуков, необходимо предусматривать повторение всех типов упражнений. Последовательность их должна строиться по принципу от более легкого к более трудному.

Упражнения должны проводиться на разнообразном речевом материале —слогов, слов, фраз, связного текста.

Каждый тип упражнений должен проводиться с ис­пользованием разнообразных видов работ, предусматри­вающих не только чтение, но и самостоятельную речь учащихся.


Если упражнение дается впервые, то оно выполняется при замедленном темпе речи. При этом гласный звук произносится протяжно и утрированно, например:

По мере автоматизации произношения упражнения выполняются в обычном темпе.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7