Формы организации работы над произношением
УРОК ПО ТЕХНИКЕ РЕЧИ ' Обучение глухих детей произношению осуществляется в различных формах, но основной является урок по технике речи. Его содержанием может быть работа над звуками.речи, над голосом, над речевым дыханием, орфоэпией, словесным и логическим ударением и т. д. Основная цель уроков по технике речи—совершенствование и автоматизация произносительных навыков. Можно выделить следующие основные типы уроков1: объяснение нового материала, смешанный тип, тренировочный контрольный урок. Каждый тип урока имеет определенную структуру. Основными структурными элементами урока, посвященного объяснению нового материала, являются: а) голосовые и дыхательные упражнения2; б) повторение ранее пройденного материала; в) объяснение нового материала; г) закрепление вновь полученных знаний и навыков. Основными структурными элементами урока смешанного типа являются: а) голосовые и дыхательные упражнения; б) повторение и закрепление ранее пройденного; в) объяснение нового материала; г) закрепление вновь полученных знаний и навыков и совершенствование ранее усвоенных. 1 В литературе и практике примят термин «урок по технике 2 Данный структурный элемент в уроках разного типа может Основными структурными элементами урока тренировочного типа являются: а) голосовые и дыхательные упражнения; б) тренировочные упражнения.
Основными элементами урока контрольного типа: а) голосовые и дыхательные упражнения; б) контрольные упражнения. На уроках объяснения нового повторяется именно тот материал, который помогает учащимся усвоить новое. Новый материал дается в соответствии с программными требованиями. Учитель должен использовать урок такого типа для того, чтобы дать учащимся усвоить возможно большее количество материала. На уроках смешанного типа структурный элемент — повторение и закрепление ранее пройденного материала — отличается от подобного структурного элемента на уроках объяснения нового. Это отличие состоит в том, что наряду с повторением материала, который помогает учащимся усвоить новое, здесь предусматривается также закрепление ранее полученных произносительных навыков, которые могут не иметь прямого отношения к усваиваемому новому материалу. На уроках смешанного типа объем нового относительно сокращается и. вместе с тем отбирается более легкий для усвоения материал. На уроках тренировочного типа оба этих структурных элемента должны быть представлены в виде ряда тренировочных упражнений, соответствующих содержанию урока. Наконец, мы выделяем контрольные уроки. Контрольные уроки должны проводиться не реже одного раза в четверть. Содержанием их может быть тот или иной раздел программы, например: звуки речи, темп речи, словесное ударение и т. д. В содержание контрольных уроков можно включать одновременно один или несколько разделов программы. Контрольные уроки могут проводиться не только в устной, но и в письменной форме. Уроки по технике речи существенно отличаются от других уроков. Поэтому мы сочли необходимым осветить их характерные особенности. При построении и проведении уроков по технике речи нужно учитывать не только общие требования, но и те, которые обусловлены спецификой предмета (обучение произношению),
ты 1. Индивидуальные занятия как форма организации работы имеют определенные задачи, содержание и методику. Главной целью этих занятий является формирование и коррекция трудноусваиваемых произносительных навыков. Кроме того, с нашей точки зрения, в задачу индивидуальных занятий необходимо включать подготовку учащихся к восприятию материалов предстоящего урока и закрепление материала пройденного урока по технике речи. Это необходимо для того, чтобы к уроку по технике речи все учащиеся были бы подготовлены более или менее одинаково. Содержание индивидуальных занятий определяется программными требованиями и особенностями произносительной стороны речи учащегося. Следовательно, сюда может входить работа над любой стороной произношения — работа над голосом, над дыханием, над орфоэпией, над темпом речи, над звуками речи. По каждому разделу обучения произношению берется то содержание, которое предусмотрено программными требованиями применительно к данному классу. Однако те или иные особенности произношения учащихся приводят к тому, что дети иногда забывают программный материал предыдущих лет обучения. Тогда и он может стать содержанием индивидуальных занятий. Следует отметить, что по каждому разделу в содер-1 жание работы на индивидуальных занятиях может включаться первичная работа над произносительными навыками. Однако основу содержания работы все же составляет коррекция произношения. Вместе с тем следует заметить, что на индивидуальных занятиях, как правило, осуществляется коррекция трудноисправляемых дефектов речи глухих, например: коррекция бокового сигма-тизма, закрытой или открытой гнусавости, фальцета и других. Легко устраняемые дефекты не являются основной частью содержания работы на индивидуальных занятиях, эти дефекты обычно корригируются на уроках и во внеклассное время. Кроме того, в содержание индивидуальных занятий включается и материал урока по технике речи. Содержание индивидуальных занятий в первую очередь зависит от результатов обследования речи глухого
1 См. «Программы для восьмилетней школы глухих детей». Учпедгиз, 1962. ребенка в начале учебного года. Каждый учитель обязан в начале учебного года обследовать всех учащихся класса и составить характеристику устной речи (в отношении произношения) каждого из учеников. Речь учащихся должна быть изучена всесторонне (состояние звуков речи, голоса, речевого дыхания, умение соблюдать словесное и логическое ударение, нормы орфоэпии, темп речи). По каждому классу обследование определяется программными требованиями. Остановимся на организации индивидуальных занятий. Вначале рассмотрим вопрос о том, как целесообразнее организовывать индивидуальные занятия в младших классах школы для глухих. Известно, что по учебному плану в приготовительном классе для индивидуальных занятий отводится 6 часов в неделю в первом полугодии, начиная со второго полугодия и во всех последующих классах по четвертый включительно— 4 часа в неделю. В старших классах учебный план предусматривает 2 часа в неделю. При организации индивидуальных занятий прежде всего необходимо исходить из того, чтобы между заня-• тиями не было длительных промежутков. Поэтому в первых четырех классах их надо проводить не реже, чем через один-два дня. В старших классах промежутки между занятиями можно увеличить до двух-трех дней. После того как учитель проверит состояние устной речи учащихся, ему нужно решить, кто из детей нуждается в индивидуальных занятиях. При организации индивидуальных занятий в приготовительном классе следует учитывать тот факт, что эти дети еще не имеют произносительных навыков и, как правило, находятся в сравнительно одинаковом положении, так как их речь в первой четверти и даже в первом полугодии еще мало индивидуализирована (имеются в виду глухие дети, не обучавшиеся устной речи в дошкольном возрасте). Учащиеся приготовительного класса в первом полугодии еще не располагают большим запасом слов. Поэтому в этот период времени с каждым из учеников необходимо заниматься не менее двух-трех раз в неделю.
Приведем график индивидуальных занятий в приготовительном классе с двенадцатью учениками. Вместо фамилий детей для краткости обозначения мы поставим номера — 1 —12.
С каждым из учащихся приготовительном класса занимаются не более 10 минут, так как эта работа вызывает у глухих м'ного трудно"! стей, требует большого^ нервного напряжения..) В старших классах,! где на индивидуальные' занятия отводится 4 часа в неделю, эта работа органи-1 зуется следующим образом. Прежде всего 'необходимо руководствоваться положением, что каждый ученик в| течение учебного года обязательно должен тфойти определенный курс индивидуальных занятий. Этот курс-занятий разные учащиеся проходят в разное время I одни учащиеся в первую четверть, другие — во вторую! третьи — в третью, четвертые — в четвертую. Слабые ученики могут заниматься весь год. Время, отведенное на курс индивидуальных занятий,! будет для разных учащихся различным. Некоторые из них занимаются полтора месяца, другие — два, третьи — четыре и т. д. Все будет зависеть от состояния навыков произношения данного ученика. Организуя индивидуальные занятия, необходимо создать условия, при которых учащиеся, не выделен-1 ные в данный период времени для систематических инди-1 видуальных занятий, могли бы получить от учителя необ-| ходимую помощь. Индивидуальные занятия в первых четырех классах целесообразно организовать так: для систематической работы в каждой четверти выделяется 3—4 ученикаJ с каждым из которых работа проводится два раза в неделю по 15 минут, на каждое занятие берется два ученика и на них тратится 30 минут из 45. Оставшиеся от урока 15 минут отводятся для индивидуальных занятий с теми учащимися, которые нуждаются в экстренной помощи. Так, например, если учитель предусмотрел, что в первой четверти он будет заниматься с четырьмя уче-1 пиками (Бахарев, Синицина, Любимова, Николаев), но на одном из уроков обнаружил, что у Сергеева появился] фальцет, он начинает с ним индивидуальные занятия с „цел ью- коррекции этого дефекта. 94 Организацию индивидуальных занятий в первых четы рех классах представим в виде графика (на данный пе риод времени выделено четыре ученика
1 В данную графу записываются фамилии учащихся, которым срочно требуется оказать помощь в работе над произношением.
Индивидуальные занятия должны проводиться в определенных условиях: они должны проходить в комнате, в которой в этот момент находится только 2—3 ученика и учитель. После того как 'Сурдопедагог выяснит состояние речи учащихся, О'Н составляет план работы по коррекции произношения в целом. В общем плане работы должны быть предусмотрены два момента — во-первых, в нем должно быть отображено, какой дефект корригируется в первую очередь, и, во-вторых, над коррекцией каких дефектов можно работать параллельно. Затем следует уточнить ход работы по исправлению каждого дефекта в отдельности. Поэтому учитель должен составить еще планы работы по коррекции отдельных дефектов речи. Что'бы составить общий план работы, необходимо руководствоваться определенными положениями. Прежде всего устраняются такие дефекты, которые сильно влияют на внятность речи глухого ребенка. К числу таких дефектов следует отнести фальцет, открытую гнусавость, закрытую гнусавость, сигматизмы, сона.нтность и др. При коррекции звуков речи нужно иметь в виду, что в первую очередь исправляются дефекты в произношении основных звуков' речи. Наконец, следует отметить, 1 Имеются в виду 17 основных звуков по системе сокращенных фонем (см. работы Ф. Ф. Pay и Н, Ф. Слезина в списке литературы в конце книги). что в первую очередь корригируются легко устранимые дефекты произношения, к их числу можно отнести коррекцию гласного звука а, если он заменяется гласным звуком 3, и др. Для одновременной работы берется коррекция таких дефектов, которые по своей сущности резко отличаются друг от друга. Кроме того, одновременно должны исправляться такие дефекты речи, устранение которых требует использования сходных методических приемов. Так, например, можно работать над фальцетом вместе с выработкой правильного речевого дыхания. Это допустимо потому, что и в том и другом случае одним из приемов коррекции] является протяжность произнесения. Приведем еще один пример одновременного устранения нескольких дефектов речи. Работу над словесным ударением целесообразно объединить с выработкой звучности голоса, так как в обоих случаях общим методическим приемом является указание на наличие вибрации голосовых связок и протяжность звучания. При коррекции звуков речи для параллельной работы рекомендуется выбирать те звуки, которые находятся в разных родственных группах. Известно, что согласные звуки делятся на следующие родственные по артикуляции группы: первая группа — смычные согласные: м — п — б; н — т — д] к — г; вторая группа — фрикативные согласные: ф — в; с— з; ш — ж\ х — и; третья группа — аффрикаты: ц — ч — Щ] четвертая группа — сопоры: р — л, Значит, для параллельной работы можно выделить, например, звуки б, 3, ч, р, так как они находятся в разных родственных группах, и не рекомендуется одновременно работать, например, над звуками ж, х, с, ш, так как они находятся в одной родственной группе. Однако это не значит, что никогда нельзя вести параллельной работы над звуками с и ш. Но работать над ними параллельно можно только тогда, когда стоит задача сформировать у глухих умение дифференцировать эти звуки. Если же ученик произносит звуки с и ш плохо, то одновременно корригировать их нельзя. Таковы основные положения, которыми необходимо 96
руководствоваться при составлении общего плана работы с глухими учащимися. Для конкретизации изложенных положений приведем образцы планов, показывающих ход работы над коррекцией устной речи в целом. Допустим, что после обследования речи ученика К. выявлены следующие дефекты: ук — сонантное, б —звучит как п, ш — как с (свистящий сигматизм), р — мягкое, открытая гнусавость (на все гласные), ц — боковой сигматизм, закрытая гнусавость. Все эти дефекты не могут исправляться одновременно, поэтому необходимо определить, что исправлять в первую очередь и над чем можно работать параллельно. Руководствуясь изложенными положениями, при составлении общего плана необходимо рассуждать так: в первую очередь следует устранять дефекты, сильно влияющие на внятность речи. Но у ученика К. много таких дефектов. Чтобы определить, с чего начать работу по коррекции, мы должны посмотреть, какие из дефектно произносимых звуков являются основными. Из звуков с, ц, ш, л основными являются звуки с, ш, х- Таким образом, коррекция звука Ц пока в план работы не включается. Далее мы видим, что звуки с, ш, х находятся в одной родственной группе, следовательно, параллельно над их корригированием работать нельзя. В связи с тем что постановка звуков ш и х строится на базе звука с, становится ясным, что прежде всего нужно исправить произношение звука с. Следовательно, в пункте первом общего плана будет стоять: коррекция звука с. Далее встает задача подобрать еще один-два дефекта, которые могут корригироваться параллельно со звуком с. Сильно влияет на внятность речи открытая и закрытая гнусавость. Для параллельной работы над звуком с могут быть взяты оба эти дефекта. Для того чтобы определить, какой вид гнусавости надо устранять в первую очередь, необходимо проанализировать их влияние на внятность произношения. Открытая гнусавость у ученика К. связана с неправильным произношением всех гласных звуков. Разумеется, что это очень снижает внятность речи глухого. Поэтому в пункте первом общего плана «Работа над звуком с» необходимо поставить: «Корригирование открытой гнусавости». Наконец, в первый пункт плана для параллельной работы целесообразно включить исправление звука р 7 Заказ 706 97 (произносится мягко), так как это легко устранимый дефект и звук р не находится в одной родственной группе со звуком с. При дальнейшем планировании работы необходимо руководствоваться высказанными соображениями. Поэтому общий план коррекции произношения ученика К. выглядит примерно так: 1. Коррекция произношения звука с, открытой гну 2. Коррекция произношения звуков ш, б. 3. Коррекция произношения звука ук, исправление 4. Коррекция произношения звука х. 5. Коррекция произношения звука Ц, Контрольные вопросы и задания 1. Какими положениями необходимо руководствоваться при пла 2. Составьте график индивидуальных занятий для учащихся ва 3. Обследуйте речь учащихся вашего класса. Составьте на каж
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|