Согласных звуков в устной речи
Работа над согласными звуками при обучении глухих произношению начинается со знакомства учащихся с артикуляцией того или иного звука. Это знакомство начинается с того момента, когда на основании применения аналитико-синтетического метода в обучении из речевого материала будет выделен отдельный звук, произношением которого должен овладеть глухой учащийся. Просто знакомство с артикуляцией, или, как принято говорить, постановка звука, не обеспечивает активного использования данного звука в устной речи. Для того чтобы звук был введен в речь, кроме постановки его, необходимо проводить определенную работу не только по закреплению артикуляции нового звука при его изолированном произнесении, но и отработку всех сочетаний, которые имеют место в речевом потоке. Закрепление и усовершенствование артикуляции вновь поставленного звука должно осуществляться в процессе упражнений, проводимых по определенной системе. Подбор упражнений для закрепления правильной артикуляции того или иного звука строится на определенных положениях. Можно выделить общие положения, на основе «оторых определяются упражнения для всех согласных звуков речи. Но в то же время артикуляция различных согласных звуков имеет свои особенности. Эти особенности артикуляции в каждом отдельном случае необходимо учитывать при определении содержания и последовательности упражнений по закреплению и совершенствованию произношения определенного согласного звука. 1 Имеется в виду автоматизация гласного звука а, Согласные звуки в речевом потоке могут встречаться в различных позициях: в начале слова (слога), в середине слова (слога) и в конце слова (слога). Это необходимо учитывать при составлении системы упражнений на закрепление правильного произнесения звука в слове. Глухие согласные надо отрабатывать во всех трех позициях. Например, для закрепления в речи правильного произношения звука п следует предусматривать позиции:
па — палка, почка апа — упал, апельсин ап — сноп, укроп. Для звонких согласных необходимо предусматривать две позиции — в начале слова и в середине слова. Третья позиция — положение звука на конце слова (слога) — на звонкие согласные не распространяется, так как по законам русской орфоэпии звонкие согласные звуки ш с к и,а конце слов произносятся как глухие: нож, глаз, пирог. Например, для закрепления в речи правильного произнесения звука б следует предусматривать позиции: аба — абажур, табуретка ба — банка, булка В устной речи согласные звуки встречаются в сочетаниях с различными гласными, например, согласный звук с в речи встречается в сочетаниях с гласными а, О, у, и, ы\ Саша, солнце, сумка, сила, усы и т. д. Известно, что артикуляция согласного звука претерпевает некоторые изменения в зависимости от последующего гласного. Так, например, при изолированном произнесении звуков п, б, м язык находится в спокойном состоянии, при сочетании этих согласных с гласными О. у, и, э и ы язык, губы, расстояние между резцами занимают положение последующего гласного. Для пояснения сказанного приведем профили артикуляции названных согласных звуков при произнесении их в изолированном виде и в сочетаниях с различными гласными (см. рисунки на стр. 26). Обучаясь произношению, глухие учащиеся должны упражняться в умении изменять артикуляцию согласного звука в зависимости от последующего гласного. Поэтому при построении системы упражнений необходимо преду- 26 Рис. 7. Артикуляция звука п при изолированном произнесении звука.
Рис. 9. Артикуляция звука б при изолированном произнесении звука. м Рис. 11. Артикуляция звука м при изолированном произнесении звука. Рис. 8. Артикуляция звука П при произнесения слога по.
Рис. 10. Артикуляция звука б" при произнесении слога би.
Рис. 12. Артикуляция звука м при произнесении слога му. сматривать сочетание согласных звуков с различными гласными звуками. Сначала необходимо проводить закрепление артикуляции согласных звуков в сочетаниях с такими гласными, которые не требуют смягчения предшествующего согласного звука, т. е. первоначально согласные звуки отрабатываются в сочетании с гласными а, О, у (па, та, по, то, пу, ту], а затем в сочетаниях с'гласными», Э (пи, ти, пе, те]. Заметим, что для отработки берутся такие сочетания, которые наиболее употребительны в речи. Звуки, которые з русском языке всегда являются твердыми (ш, ж, ц), не отрабатываются в сочетании с гласными, которые требуют смягчения предшествующего согласного звука (например, с гласным звуком и). Известно, что в русском языке согласные звуки встречаются в различных сочетаниях не только с гласными, но и с согласными звуками. Так, например, звук с в речи встречается в следующих наиболее употребительных сочетаниях: спи — спит, спасибо, успел ста — устал, стакан, остановка с/со — сколько, скажи, осколок ели — слива, ослабела, слагаемое При закреплении артикуляции того или иного согласного звука в систему упражнений необходимо включить упражнения, направленные на отработку произношения наиболее употребительных в речи сочетаний данного согласного с другими согласными звуками. Известно, что многие звуки очень близки по своей артикуляции. Так, например, глухие согласные отличаются от парных звонких главным образом положением голосовых связок. Все же остальные главные элементы артикуляции совпадают (положение губ, различных частей языка, положение мягкого нёба, а также расстояние между резцами). Приведем для сравнения профили артикуляции парных звонких и глухих согласных звуков, (см. рисунки на стр. 28). Близкими по артикуляции являются парные твердые и мягкие, свистящие и шипя-Щие, слитные и щелевые и другие согласные звуки.
В устной речи глухих одни звуки могут заменяться .ругими, близкими по артикуляции. В связи с этим в си- 'еме упражнений, осуществляемых с целью закрепления
Рис. 16. правильного произношения согласных звуков, -необходимо предусматривать упражнения, направленные на дифференциацию близких по артикуляции звуков. Работу по дифференциации согласных звуков необходимо проводить ло линии отработки у учащихся умений различать согласные звуки по звонкости и глухости (я —б, тп—д, к — г и др.), по твердости и мягкости (п—пь, б—бь, т—пгь и т. д.). Глухие учащиеся часто заменяют одни звуки другими. Так, например, в их устной речи часто вместо звуков с, ч, ц, ш произносится звук т (призубный сигматизм),! вместо звука м — звук б (закрытая гнусавость); вместо звука л — звук н (открытая гнусавость) и т. д. В связи с этим при закреплении артикуляции этих звуков необходимо предусматривать такие дифференцировкй; I са — та — санки — кататься ча — та — чашка — тарелка ца — та — цапля — Таня ша — та — шапка — танк ма — ба — малина — банан ла — на — ландыш — нарцисс Все типы упражнений по закреплению правильного произношения согласных в устной речи должны располагаться в определенной последовательности в общей системе упражнений. При определении последовательности типов упражнений необходимо исходить из того, чтобы они располагались по принципу от более грубых к более тонким дифференцировкам. Как указывалось выше, согласные звуки в речи встречаются в самых разнообразных позициях — в начале слова, в середине и в конце. Согласные звуки встречаются в устной речи в различных сочетаниях с гласными и согласными звуками. Таким образом, звук в речи встречается в различных позициях и в разнообразных фонетических условиях. Не все позиции звука, в которых он встречается в устной речи, представляют собой одинаковую степень трудности с точки зрения произношения данного звука. Для ряда согласных звуков наиболее легкой позицией и наиболее благоприятным фонетическим условием, способствующим правильному произношению звука, является прямой слог, для других — обратный слог, для третьих — положение согласного звука между гласными.
Рассмотрим позиции для различных согласных звуков с точки зрения степени трудности для произношения в различных фонетических условиях. Наиболее легкой позицией для произношения звука является изолированное произношение, так как в этих условиях все внимание ребенка сосредоточено на артикуляции только одного изучаемого звука; при таких условиях все его силы мобилизуются на правильное произнесение данного звука. Поэтому многие согласные звуки целесообразно начинать отрабатывать при их изолированном произнесении. ->днако это положение не распространяется на все согласные звуки без исключения. Согласные звуки, которые сущности своей артикуляции являются мгновенными, взрывными (п, б, т, д, к, г), нецелесообразно предла- гать для изолированного их произнесения, так как этс может привести к искажению артикуляции отрабатывае-мого звука. Не рекомендуется также произносить в изо, лированном виде такие звуки, как л, X. При артикуляции звуков л, х наблюдается сильный подъем языка (спинки — при произнесении х и корня — при произнесении л). Изолированно звук обычно произносится длительно с той целью, чтобы дольше держать органы речи в необход^ мом правильном положении. Длительное произнесение звука в какой-то степени обеспечивает неоднократность действия раздражителя, а это очень важно для образования прочных навыков. При произнесении звуков л и х, где имеет место сильный подъем языка, изолированное произнесение создает неблагоприятные условия для правильной артикуляции: при длительном произнесенш| ослабевает степень подъема корня языка при л и спинкн языка при х. В результате звук л заменяется звуком э а звук х — простым выдохом. Таким образом, при выборе звуков для изолирован! ного произношения необходимо учитывать особенност| их артикуляции. Все глухие согласные, как уже было сказано, должны] отрабатываться в трех позициях — в начале слова, в середине и в конце. Однако для отдельных согласных эти позиции представляют собой различные степени трудности. Из физиологии речи известно, что в момент начала! произнесения (слова, фразы), как правило, происходит! более интенсивная работа артикуляционного аппарата! Отсюда можно считать, что наиболее легкими, наиболее; благоприятными фонетическими условиями для произно] шения напряженных по артикуляции звуков будет пря-| мой слог. Прямой слог создает благоприятные фонетически! условия для правильного произношения взрывных со-] гласных звуков (п, т, к).
Для согласных звуков, которые можно произносить' протяжно, наиболее благоприятной позицией, т. е. болев легкой для произношения, будет обратный слог (аш, аа и др.). По закону ассимиляции согласный звук, находяс между гласными, уподобляется гласным звукам, т. озвончается. Таким образом, этот закон ассимиляци , данном случае создает благоприятные фонетические усаовия для звонких согласных звуков. Поэтому наиболее легкой позицией для звонких согласных звуков будет позиция между гласными: аба, аза, ада, ажа, ага, ава и т. д. Степень трудности позиции звука определяется также и особенностями глухих учащихся с точки зрения овладения произношением данного звука. Например, звук м глухие учащиеся склонны заменять звуком б в начале и в середине слов; как правило, звук м произносится верно в конце слов. Поэтому наиболее легкой позицией для звука м будет его изолированное произнесение и произнесение в обратном слоге. Другой пример: звук ц глухие учащиеся часто заменяют в начале слова звуком т. Это понятно с точки зрения физиологии. Ведь в начале слова всегда имеет место более напряженная артикуляция. При произнесении звука ц в начале слова один из компонентов этого звука, а именно тот компонент, который связан с напряженностью артикуляции — звук т, в силу физиологических условий, вытесняет второй компонент звука ц — звук с. На основании сказанного следует, что позиция прямого слога для звука ц является более трудной позицией, а наиболее легкой позицией являются обратный слог и позиция звука ц между гласными: ац, аца. Закрепляя правильное произношение согласных звуков в сочетании с различными гласными, небезразлично, с каких именно сочетаний с гласными надо начинать работу. Здесь необходимо напомнить, что последующий гласный всегда влияет на артикуляцию предшествующего согласного звука. Соблюдая принцип от более легкого к более трудному, первоначально необходимо брать для сочетания с согласными такие гласные, которые благоприятно влияют на артикуляцию предшествующего согласного. Так, например, закрепление артикуляции звука л целесообразно начинать в составе слога лу, так как при произнесении гласного звука у корень языка поднят, как и при звуке л. В данном случае гласный звук у будет благоприятно влиять на артикуляцию звука л. Гласный звук а такого положительного влияния на звук л не оказывает (ла — лампа), так как при произнесении гласно-> звука а корень языка опущен. Следовательно, в сочетании ла звук л будет находиться в более трудных фо- нетических условиях, в более трудной позиции для произношения. Отработка произношения согласных звуков в сочетаниях с другими согласными вызывает у глухих учащихся больше трудностей, чем отработка сочетания согласных с гласными. Следовательно, данная позиция звука должна отрабатываться позже. Трудность этой позиции обусловлена особенностями глухих учащихся в овладении произношением. Известно, что сочетание согласных глухие дети склонны произносить с призвуками. Система упражнений по закреплению правильной артикуляции того или иного согласного звука должна заканчиваться упражнениями на выработку умений учащимися дифференцировать родственные по артикуляции согласные звуки. Работа над дифференциацией согласных звуков в устной речи глухих должна протекать по различным направлениям. Прежде всего необходимо предусмотреть упражнения, направленные на дифференциацию согласных звуков по звонкости и глухости и по твердости и мягкости. Эти упражнения отпадают в отношении тех согласных звуков, которые не имеют парных звонких и парных мягких звуков. Звуки м, н, л, р не имеют парных глухих согласных. При отработке звуков х, ц, ч, щ не предусматривается дифференциация по звонкости и глухости. Для звуков ж, ш, ч, ц не предусматривается дифференциация по твердости и мягкости, так как звуки ш, ж, ц всегда твердые, а звук Ч —всегда мягкий. Не дифференцируются также по твердости и мягкости в закрытом слоге звуки х, К: ак — акь, ах — ахь, так как в русском языке нет слов, где бы встречались эти мягкие согласные в закрытом слоге. Закрепляя правильную артикуляцию звуков, необходимо предусматривать упражнения, направленные на дифференциацию отрабатываемого согласного звука от тех звуков, которые появляются в речи глухих в качестве замены. Так, например, глухие учащиеся склонны заменять носовые звуки (м, н) ротовыми (б, ft, д, т), свистящие (с, 3, ц) —шипящими (ш, у/с, ч); аффрикаты глухие учащиеся склонны заменять составляющими их компонентами, например, звук ц в речи глухих часто заменяется либо звуком с, либо звуком т, звук ч часто заменяется звуками ш или т. Поэтому в системе упраж- нений всегда надо предусматривать такую дифференциацию: м — б, м~п, н — д, н — т, с — ш, з — ж, ц—ч, ц —с, ц —т, ч — ш> ч— т. Таковы основные положения, руководствуясь которыми необходимо строить систему упражнений по закреплению правильной артикуляции согласных звуков. Для конкретизации изложенной выше работы по закреплению правильного произношения в речи согласных звуков мы приводим таблицы, отображающие систему работы над отдельными согласными звуками (см. таблицы на стр. 34—39). Предложенные нами упражнения могут дать положительные результаты, если при осуществлении будут соблюдены определенные методические требования. Каждый тип упражнений, каждая позиция звука должна отрабатываться на разном речевом материале (слогов, слов, фраз, текста). Каждая позиция звука должна быть закреплена. Пе При выполнении упражнений необходимо использовать разнообразные виды работы: чтение речевого материала, называние картинок, игра в лото, в вертолину. При выполнении упражнений необходимо использовать различные виды речевой деятельности — чтение, различного рода самостоятельные высказывания, рассказывание и т. д. При этом подбор конкретного речевого материала проводится с учетом возрастных особенностей учащихся и программных требований. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы 1- Каковы основные принципы построения системы упражнений Для закрепления iB речи глухих гласных и согласных звуков? 2. Составьте таблицы для работы над звуками речи с учащимися 3. Составьте задания для самостоятельной работы учащихся 3 Заказ 706 33 Таблица 1
Продолжение
ски правильно произносить речевой материал и в пр| цессе обучения глухих устной речи дать им знание пр| вил орфоэпии и научить сознательно применять эти пр| 1 вила в устной речи. Первоначально учащиеся чисто практически овлад! вают нормами произношения тех слов и оборотов реч! которые предусмотрены программным материалом. Толш ко с IV класса учащиеся начинают изучать правила о! фоэпии и у детей вырабатываются навыки сознательно! применения этих правил в своей речи. Таковы основнш моменты содержания обучения глухих нормам орфоэпи! Кратко остановимся на методических приемах обуч! ния глухих орфоэпии. На первых порах обучения, когда учащиеся чист] практически овладевают нормами орфоэпии, любое на вое слово должно войти в устную речь учащихся, дол жно быть раскрыто детям не только со стороны его зна чения, но и со стороны звучания. Поэтому это слово ела дует записать с надстрочными знаками, отображающим! его литературное произношение. При обучении норма! орфоэпии используются различные надстрочные знак! могут быть использованы надстрочные буквы, которь! соответствуют произносимому звуку в данном слов! а п ш например: сова, хлеб, варежка. Как орфоэпический на! строчный знак используется и черточка: сова, хлеб, ва режка. Могут использоваться скобки: лес [т]ница, со [л] hj це, здра [в] ствуй. Применение того или иного орфоэпического знак! определяется степенью знакомства со словом. Когда реч| идет о новых словах, а также о словах, которые толы| что входят в словарный запас учащихся, используете^ надстрочный знак в виде буквы. По мере введения слов! в речь учащихся в качестве надстрочного знака начиная употребляться черточка, затем слова пишутся без вся кого надстрочного знака. Непроизносимые согласные принято выделять скоа кой: со[л]нце, лес[т]ница, здра[в]ствуйте. Обучение орфоэпии осуществляется на уроках по тех; пике речи во время речевых зарядок, на уроках по дрщ гим учебным предметам, во внеклассное время. Должя широко использоваться и такая организационная форма 42 как самостоятельная работа учащихся. В меньшей степени работа над орфоэпией ведется на индивидуальных занятиях. Чтобы правильно организовать обучение глухих нормам орфоэпии, сурдопедагог должен прежде всего знать состояние речи своих учащихся с точки зрения соблюдения ими норм орфоэпии. Для этого на всех годах обучения при обследовании речи учащихся в содержание обследования включается раздел «Орфоэпия». Приведем образцы заданий и речевого материала, по которым можно изучать состояния орфоэпической стороны устной речи глухого ребенка. После того как состояние орфоэпических навыков глухих учащихся выяснено, сурдопедагог может правильно организовывать обучение. В процессе обучения глухих.нормам орфоэпии необходимо использовать различные виды работ. Приведем некоторые из них. Распространенным видом работы при формировании правильного орфоэпического произношения является чтение речевого материала. Материал считывается с доски, с плакатов, карточек. Первоначально используется надстрочный знак в виде буквенного обозначения, а потом в виде черточки. Если учащиеся находятся на стадии окончательной автоматизации того или иного орфоэпического навыка, то для чтения предлагается ненотированный речевой материал. Применяется такой вид работы, как называние конкретных предметов и картинок. На картинках могут быть изображены ситуация, отдельные конкретные предметы, действия. Так, например, для формирования у учащихся умений правильно произносить звонкие согласные на конце слова можно использовать слова нож, хлеб, город, а также картинки с их изображением. Первоначально, когда учащиеся только овладевают данным словом, предъявление картинок и предметов сопровождается йотированной подписью, затем учащимся предлагается называть картинки и предметы. При обучении глухих нормам орфоэпии применяется Расстановка учащимися надстрочных знаков в словах, записанных на доске или в тетради по технике речи. Например, учитель пишет на доске слово
Сл О Продолжение
1 Ответы учащихся дают возможность установить правильность произнесения слов кого, что, чтобы. а сова. Вызванный ученик ставит надстрочный знак (сова) и произносит это слово орфоэпически правильно. По мере того как учащиеся начинают изучать правила орфоэпии, данный вид работы несколько усложняется: учащийся должен не только записать надстрочный знак, отображающий орфоэпическое произношение слова, но и объяснить, почему так надо говорить. Например, учитель записывает на доске слова кружка, ложка, сказка и обращается к классу с заданиями: надписать соответствующий знак, обозначающий орфоэпическое произношение слова, произнести правильно эти слова, объяснить, почему так надо говорить. В связи с первым заданием ученик должен в каждом слове проставить надстрочный знак в виде буквенного обозначения, который отображает орфоэпическое произношение слов (кружка, ш ложка), в связи со вторым заданием—орфоэпически правильно произнести перечисленные слова, наконец должен дать объяснение: «Эти слова так надо говорить потому, что звонкие согласные звуки перед глухими согласными звуками надо говорить как глухие». 54 Широко используется и такой вид работы, как п р и-д v м ы в а н и е учащимися примеров на то или иное правило орфоэпии. Например, учитель может дать детям такое задание: «Придумайте слова, где есть безударное О, скажите правильно эти слова». «Придумайте предложения, в которых есть слова с двойными согласными звуками, скажите правильно эти слова». При работе над орфоэпией рекомендуется использовать всевозможные таблицы, которые учащиеся могут читать. В процессе работы над орфоэпией необходимо использовать такие виды работы, которые непосредственно связаны с речевой практикой ребенка. С этой целью рекомендуется: а) широко использовать диалогическую речь. При этом необходимо содержание вопросов и ответов на них связывать с нормами орфоэпического произношения, т. е. в вопросах и ответах должны содержаться слова на то или иное правило орфоэпии. Диалоги могут быть между учителем и учащимися, а также между самими учащимися. Приведем пример: — Мама, где молоко? — На столе. - На столе нет. — Тогда посмотри в холодильнике. — В холодильнике тоже нет. — А, вспомнила, я поставила его на окно'. В целях совершенствования орфоэпических навыков в устной речи глухих необходимо использовать разного рода самостоятельные высказывания учащихся (поручения, приказания, сообщения и т. д.). Большое место должно быть отведено такому виду работы (особенно на старших годах обучения), как самостоятельное рассказывание: о прочитанной книге, о просмотренной кинокартине, по заданной теме или по картине и т. д. Использование данного вида работы, как правило, преследует цель полной автоматизации ряда орфоэпических навыков. Необходимо также организовывать речевые игры. В качестве примера можно привести игру в лото, составленную на то или иное правило орфоэпии.
1 Речевс Дарного о v Таковы основные виды работы, которые необходим использовать в процессе обучения глухих нормам орфо! эпии. Рассмотрим.примерные уроки по технике речи, содер! жанием которых является работа над орфоэпией. УРОК (V КЛАСС) Т е м а. Работа над орфоэпией. Цель. Знакомство учащихся с правилом о произноЯ шении двойных.согласных. План урока 1. Упражнения на ускорение темпа речи и соблюде-1 2. Повторение специфических терминов и оборотов! 3. Повторение правил орфоэпии (о произношении! 4. Знакомство учащихся с правилом о произношении! 5. Запись учащимися в тетради правила по технике! 6. Чтение с доски предложений со словами, в которых | 7. Домашнее задание. 8. Итог урока. Ход урока 1. Первое упражнение, которое учитель предлагает выполнить учащимся на данном уроке, имеет целью выработать навыки одновременного соблюдения ускоренного темпа и логического ударения. Вид работы, который используется в данном случае, — диалог учителя с учащимися по материалам сюжетной картины. На доске вывешивается картина «Из леса домой» (работа с данной картиной велась накануне на уроке по развитию речи). Учитель задает учащимся вопросы, отвечая на которые дети должны соблюдать ускоренный темп и делать логические ударения. — Куда ходили дети? 56
— Дети ходили в лес. — Что несет Зина? —- Зина несет корзинку. — Кого несет Саша? — Саша несет зайку. Ответы учащихся оцениваются положительно в том случае, если учащиеся одновременно соблюдают в своей речи и логическое ударение и ускоренный темп речи. 2. Следующий этап урока отводится на повторение с------, м------, а------, л__ _, а учащиеся произносят звуки под его дирижирование. Согласно графическому обозначению звук произносится долго. Затем на доске делается такая запись: с, м, а, л Соответственно графическому обозначению под дирижирование учителя звуки произносятся кратко. Затем учитель ставит вопросы, учащиеся отвечают: - Одинаково или нет мы произносили звуки в пер - Нет, не одинаково. - Как мы говорили звуки в первый раз? - Мы говорили долго. - Как мы говорили звуки во второй раз? - Мы говорили кратко. После ответов на поставленные вопросы учитель делает обобщение: «Звуки можно говорить долго, можно говорить кратко». Обобщение проговаривается хором. 3. Затем повторяются ранее изученные правила орфо перечислить, какие правила произношения знают уча] щиеся. Дети перечисляют все те правила орфоэпии, кото! рые они ранее изучали. Получив ответ, учитель сообщаея о том, что сегодня будет изучаться новое правило о,про! пзношении звуков. 4. На доске записывается и прочитывается хором слово класс. Учитель задает детям вопросы, ученики отвечают. - Какой это звук? (Показывает первое с.) — Это звуке1;. — Какой это звук? (Показывает второе с в слова — iB слове класс два согласных звука с.
— Как стоят звуки в слове класс? — Они стоят рядом. — Как можно назвать эти звуки? Ответить на последний вопрос дети иногда затруд-j няются. Тогда учитель продолжает запись на доске:! ее — двойные согласные звуки. Аналогичная работа проводится со словами вверхум ванна. В результате запись на доске имеет следующий! вид: класс — ее — двойные согласные звуки; ванна — нн — двойные согласные звуки; вверху — ев — двойные согласные звуки. Обобщение учителя: «Когда два одинаковых соглас-| ных звука находятся рядом, они называются двойными! согласными». Вверху доски учитель пишет заголовок: «Двойные со-1 гласные звуки». Учитель в записанных на доске словах_над двойными* согласными звуками ставит черточки: класс, ванна, ввер-Ш ху, а затем задает вопрос, который записывает на доске, а дети проговаривают хором: «Как надо говорить двойные согласные звуки?» Ответ на поставленный вопрос дается не сразу. Первоначально учитель предлагает задание: «Иди к доске Ц покажи (в смысле: напиши надстрочный знак), как надо говорить эти слова». Вызванный ученик делает соответ-| с — я— в— ствующую надстрочную запись: класс, ванна, вверху. 58 После того как это задание выполнено, учитель задает вопросы: «Как надо говорить это с? (Указывает на с —в слове класс.) Как надо говорить это я? (Указы-вает на и—в слове ванна.) Как надо говорить это в? (Указывает на в — в слове вверху)». Дети отвечают, что \ эти звуки надо говорить долго. После этого еще раз читается хором записанный на доске вопрос: «Как надо говорить двойные согласные звуки?» Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать ответ: «Двойные согласные звуки надо говорить как один долгий звук». Ответ записывается на доске и обводится рамкой. Учитель сообщает, что это новое правило. 5. Дети еще раз прочитывают правило хором, затем 6. Закрепление знания правила учитель осуществляет /•> ___ gb____ i, О строчных знаков: пассажиры, в вагон. Затем задается вопрос: «Почему так надо говорить?» После ответа на вопрос ученик должен прочитать все предложение, соблюдая правильное произношение двойных согласных звуков. Аналогичным образом проводят работу со вторым предложением: Саша ел хлеб с супом. 7. На дом дается задание — выучить правило и напи 8. В итоге урока учитель фиксирует внимание детей УРОК (V КЛАСС) Тема. Работа над орфоэпией. Цель. Тренировка учащихся в умении применять в речи правило о произношении двойных согласных. План урока I. Упражнение в соблюдении логического ударения при ускоренном темпе речи, 2. Упражнение на развитие правильного речевого дь| 3. Проверка домашнего задания. 4. Составление предложений по 'Картинкам. 5. Вставка пропущенных букв в словах предложений] 6. Диалог учителя с учащимися. 7. Домашнее задание. 8. Итог урока. Ход урока 1. В процессе обучения глухих учащихся устной речи] наибольшую трудность для учащихся представляет одно! временное выполнение ими нескольких требовании к устной речи, — например, глухим учащимся бываЯ трудно при произнесении слова хорошо сказать все зву-1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|