Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 11. Мозг йогина. Ученый и монах




Глава 11. Мозг йогина

 

* * *

 

На крутых холмах над деревней Маклеод-Гандж, расположившейся на хребтах Гималаев, вы можете случайно набрести на маленькую хижину или удаленное пристанище в пещерах, где проживают тибетские йогины во время длительных одиночных ретритов. Весной 1992 года отважная группа ученых, среди которых был Ричи и Клифф Сарон, отправилась в эти хижины и пещеры, чтобы проанализировать активность мозга живущих там йогинов.

Трехдневное путешествие привело их в Маклеод-Гандж — поселение у подножия Гималаев и резиденцию Далай-ламы и тибетского правительства в изгнании. Там ученые обосновались в гостинице, принадлежащей брату Далай-ламы, живущему неподалеку. Несколько комнат было выделено под распаковку и установку оборудования для дальнейшего размещения его в рюкзаки, чтобы взять в горные жилища.

В те дни для подобного анализа мозга требовался набор из ЭЭГ-электродов и усилителей, компьютерных мониторов, оборудования для видеозаписи, аккумуляторов и генераторов. Все оборудование, гораздо более объемное, чем сегодня, весило не один десяток килограммов. Путешествуя с этими приборами, упакованными в тяжелые защитные чехлы, исследователи напоминали сумасшедшую рок-группу. Дорога, по которой следовало идти, была неизвестна: для ретритов йогины выбирают самые отдаленные места, которые только могут найти. Поэтому с огромными усилиями и помощью нескольких носильщиков ученые потащили свои приборы для измерений к йогинам.

Далай-лама указал на этих йогинов как на мастеров лоджонга — метода систематической тренировки ума. По его мнению, они были идеальными объектами для исследования. Далай-лама написал письмо, в котором призывал йогинов к сотрудничеству, и даже отправил личного посланника, монаха из своего офиса, подтвердить просьбу высочайшего уровня, чтобы йогины согласились принять участие в эксперименте.

Прибыв в обитель йогина, ученые показывали ему письма и с помощью переводчика просили разрешения изучить мозг йогина, пока он медитирует.

Ответ каждого йогина был одним и тем же: нет.

Разумеется, все они были невероятно дружелюбны и милы. Некоторые предложили обучить ученых тем самым практикам, которые они хотели изучить. Кто-то сказал, что подумает над предложением. Но ни один не дал согласие сделать это сразу же.

Возможно, часть опрошенных была наслышана о другом йогине, которого схожее письмо Далай-ламы убедило приостановить свой ретрит и отправиться в университет в далекой Америке, чтобы продемонстрировать свою способность повышать температуру тела по желанию. Йогин умер вскоре после возвращения, и по горному склону расползлись слухи о том, что эксперимент сыграл свою роль.

Для большинства йогинов наука была неизвестной системой знаний: ни один из них не догадывался о ее роли в современной западной культуре. Более того, из восьми йогинов, которых команда встретила в своей экспедиции, лишь один видел настоящий компьютер до прибытия Ричи и его команды.

Несколько йогинов предусмотрительно заявили, что не знают, что именно измеряют эти странные машины. Если показатели окажутся не связанными с тем, что они делали, или если их мозг не оправдает научных ожиданий, кому-то может показаться, что их методы бесполезны. Это может оттолкнуть людей от вступления на тот же путь.

Независимо от причин научная экспедиция не дала никаких результатов.

Несмотря на неудачную попытку установления сотрудничества, не говоря уже о получении данных, и несмотря на бесполезность в краткосрочном плане, проект оказался поучительным, послужив началом крутой кривой обучения. Во-первых, лучше приглашать исследуемых к оборудованию, особенно в хорошо оборудованную лабораторию по изучению мозга, — если это возможно.

Во-вторых, исследование таких мастеров сопряжено с уникальными сложностями с учетом их редкости, их намеренной удаленности и незнанием или отсутствием у них интереса к научной деятельности. И хотя мастерство йогинов в этом внутреннем совершенствовании находится на уровне мировых спортивных достижений, в этом «спорте» чем больше вы развиваетесь, тем меньше вас волнуют рейтинги, не говоря уже о социальном статусе, богатстве или славе.

Список безразличий включает любую личную гордость за научные показатели, которые отражают ваши внутренние достижения. Все, что имело значение для йогинов, — то, как результаты их деятельности воздействуют на других людей: в лучшую или худшую сторону.

Перспективы научного исследования были смутными.

 

Ученый и монах

 

Знакомьтесь, Матье Рикар, чей диплом в области молекулярной генетики Института Пастера во Франции получен под руководством Франсуа Жакоба, впоследствии удостоенного Нобелевской премии по медицине[263]. Будучи постдоком, Матье оставил свою многообещающую карьеру в области биологии, чтобы стать монахом: после этого на протяжении десятилетий он жил в ретритных центрах, монастырях и уединенных хижинах.

Матье был нашим старым другом. Вместе с нами он участвовал в диалогах между Далай-ламой и различными группами ученых, организованных Институтом ума и жизни. Там Матье выражал буддийскую точку зрения по любой обсуждаемой теме[264]. Возможно, вы помните, что во время диалога по деструктивным эмоциям Далай-лама призвал Ричи тщательно изучить медитацию и извлечь то, что окажется полезным для остального мира.

Призыв к действию Далай-ламы тронул Матье так же сильно, как и Ричи, пробудив в уме монаха (к его удивлению) долгое время не используемые научные знания. Матье стал первым монахом, который прибыл в лабораторию Ричи для исследования, провел несколько дней в роли участника эксперимента и коллеги по составлению методики обновленных условий участия для йогинов. Матье Рикар стал соавтором главной научной статьи, объясняющей первые открытия с участием йогинов[265].

Бо льшую часть времени, проведенного Матье в качестве монаха в Непале и Бутане, он был личным помощником Дилго Кхьенце Ринпоче, одного из самых почитаемых мастеров тибетской медитации прошлого века[266]. Многие уважаемые ламы среди тех, кто жил в изгнании из Тибета, включая Далай-ламу, лично обращались к Дилго Кхьенце за наставлениями.

Это привело к тому, что Матье оказался в самом центре огромной сети в мире тибетской медитации. Он знал, кого предложить в качестве потенциальных участников исследования и, возможно, самое главное — пользовался доверием этих экспертов в медитации. Участие Матье оказало решающее воздействие на привлечение этих труднодостижимых мастеров.

Матье мог убедить их в наличии веской причины проехать половину земного шара, чтобы оказаться в университете в Мэдисоне — месте, которое многие тибетские ламы и йогины не только не видели, но о котором и не слышали. Кроме того, им придется смириться со странной едой и привычками западной культуры.

Конечно, некоторые из привлеченных йогинов учились на Западе и были знакомы с его культурными нормами. Но помимо путешествия в экзотические земли предстояли странные — в глазах йогина — ритуалы ученых, абсолютно инопланетные занятия. Для тех, кто больше знаком с гималайскими хижинами, чем с современным миром, ничто не попадало под привычный образ жизни.

Заверение Матье, что их усилия принесут пользу, стало ключевым фактором для начала сотрудничества. Для этих йогинов «польза» не означала, что участие даст личную выгоду — сделает знаменитыми или удовлетворит чувство гордости. Скорее понималась помощь другим людям. Как уяснил Матье, их мотивацией служило сострадание, а не личные интересы.

Матье подчеркнул мотивацию ученых, посвятивших себя этому делу и верящих в то, что, если наука докажет эффективность практик йогинов, это поможет продвинуть внедрение практик в западную культуру.

Убедительные заверения Матье сыграли свою роль и привели 21 самого опытного йогина в лабораторию Ричи для исследований мозга. В это число вошло семь жителей Запада, которые прошли как минимум один трехлетний ретрит во Франции в центре, находящемся в департаменте Дордонь, где Матье практиковал сам. Кроме того, 14 тибетских мастеров прибыли в Висконсин из Индии или Непала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...