Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Эволюция концепций управления качеством




Тема 2: Оценка качества

Задание 1. Подготовить 5-10 критериев оценки качества товара (групповая работа, 2-3 студента) – дома составить список критериев по какому-либо конкретному товару. На занятии определяется адекватность критериев в ходе совместного обсуждения. 5 баллов

В зависимости от характеризуемых свойств показатели качества делятся на: показатели назначения; показатели надежности; эргономические показатели; эстетические показатели; показатели безопасности; экологические показатели; показатели технологичности; показатели транспортабельности; показатели стандартизации и унификации; патентно-правовые показатели; экономические показатели.

Показатели транспортабельности, стандартизации и унификации, а также патентно-правовые и экономические показатели не являются показателями качества. Но они оказывают значительное влияние на потребительские свойства. Например, стандартные размеры бытовой техники способствуют удобству пользования и размещения ее в квартирах

 

Задание 2. В ходе занятия подготовить список 5-10 критериев оценки качества одного из образовательных процессов. Охарактеризовать полученный список. 5 баллов

Органолептический метод основывается на использовании информации, получаемой с помощью органов чувств человека (зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса). Органолептический метод простой, всегда используется первым, часто исключает необходимость использования измерительного метода как более дорогого, требует малых затрат времени. Кроме доступности и простоты этот метод незаменим при оценке таких показателей качества, как запах, вкус. К его недостаткам можно отнести субъективность. Очевидно, что точность и достоверность значений показателей качества, определяемых данным методом, зависит от способностей, квалификации, навыков и индивидуальных особенностей лиц, определяющих показатели качества.

Экспертный метод определения показателей качества основан на учете мнений специалистов-экспертов. Например, решения различных советов, конференций, совещаний, комиссий, а также экзаменаторов при оценке знаний учащихся и т. п. Результаты экспертной оценки имеют элементы неопределенности и необоснованности. Достоверность результатов оценки зависит от компетентности и квалификации экспертов.

Социологический метод основывается на сборе и анализе мнений потребителей. Для получения достоверных результатов требуется научно обоснованная система опроса потребителей, а также использование методов математической статистики для сбора и обработки информации. Социологические методы широко используют на стадии выполнения маркетинговых исследований, при изучении спроса.

Тема 3. Эволюция концепций управления качеством

 

 

Цели и задачи изучения темы:

Познакомиться с этапами становления и развития современного менеджмента качества. Изучить основные концепции: контроля качества, статистического управления (контроля) качества, всеобщего управления качеством и всеобщего менеджмента качества. На примере эволюции концепций обсудить развитие представлений об управлении качеством.

Вопросы для обсуждения:

1. Отличия современной концепции всеобщего менеджмента качества TQM от других, более ранних концепций управления качеством. 2 балла

 

Всеобщее управление качеством — это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом

Основными целями TQM являются:

  • ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей
  • возведение качества в ранг цели предпринимательства
  • оптимальное использование всех ресурсов организации

принципы:

Управление качеством — это динамично развивающаяся концепция. На сегодня существует несколько основных «школ» ТQМ (японская, американская, европейская). Возможно, поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ. Основными же признаны следующие восемь:

1. Ориентация организации на потребителя.

2. Роль руководства.

3. Вовлечение сотрудников.

4. Процессный подход.

5. Системный подход к управлению.

6. Постоянное совершенствование.

7. Принятие решений, основанное на фактах.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Если мы будем внедрять TQM в практику своей деятельности, какие преимущества это нам даст?

Практика показывает, что квалифицированное использование методологии ТQМ обеспечивает организации следующие преимущества:

  • Увеличение прибыли
  • Обеспечение экономической устойчивости фирмы и рационального использования всех видов ресурсов
  • Улучшение имиджа и репутации фирмы
  • Повышение качества управленческих решений
  • Внедрение новейших достижений
  • Увеличение производительности труда
  • Повышение качества и конкурентоспособности продукции
  • Рост степени удовлетворенности клиентов

2. Роль стандартов ИСО серии 9000 в становлении менеджмента качества. 2 балла

В стандарте ИСО 9000:2005[4] «система менеджмента качества — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству». Дополнительно в определении даны ссылки на входящие термины: «система менеджмента — это система для разработки политики и целей и достижения этих целей», и «система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов».

Система менеджмента качества на современном уровне развития представляет собой идеологию управления организацией, а не просто организационно техническую систему или набор взаимосвязанных управленческих методов и технологий. В основе любой идеологии лежат постулаты или принципы, от которых эта идеология отталкивается. Именно на основе таких принципов строится вся теоретическая и практическая база. Стандарты ИСО серии 9000 являются практической базой идеологии менеджмента качества. Поэтому в стандарте ИСО 9000:2005 кроме терминов и определений даются основные принципы менеджмента качества, на основе которых построены требования системы качества и методы реализации этих требований.

3. Тенденции современного развития систем менеджмента качества. 2 балла

Имеют место по крайней мере две формы и две модели интеграции.

Модели:

· тип 1.1 -интеграция систем менеджмента на основе модели последовательного включения требований стандартов на разные системы менеджмента,

· тип 1.2 - интеграция систем менеджмента на основе модели параллельного включения требований стандартов на разные системы менеджмента,

· тип 2 - интеграция на основе модели совершенствования организационно-технологической зрелости процессов и предприятия.

Формы интеграции:

· Интеграция по признаку расширения областей менеджмента,

· Интеграция от общего к частному по признаку детализации требований (отраслевые требования и диверсификация),

· Вертикальная интеграция внутри корпораций,

· Горизонтальная интеграция с поставщиками и потребителями.

 

В постиндустриальном мире одно предприятие не может обеспечивать весь производственный цикл от сырья до готового изделия. На каждом технологическом этапе должно быть как минимум два независимых поставщика. В этом случае конкуренция способствует появлению новых технологий и сокращает затраты. Еще одним фактором, на который необходимо обратить внимание, является развернутая компания по созданию крупных корпоративных структур. "В России - мода на госкорпорации. В прошлом году создана Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), на днях торжественно учреждена судостроительная корпорация с главным офисом в Петербурге.... Это реакция на печальные события первой половины девяностых годов прошлого века, когда усилиями приватизиторов шли на слом научно-производственные объединения, бывшие в советское время флагманами экономики" ("Невское время". 29 марта 2007./ Иван Дмитриев/).

Теперь стало очевидным, что российский гражданский авиапром снова начнет учиться делать самолеты, вернет себе отечественный рынок, захваченный корпорациями Боинг и Эрбас, а судостроители построят для России новый морской флот только при условии аккумулирования в сверхкрупных госкорпорациях. разрозненных прежде сил при безусловной государственной поддержке. И вопросы современного менеджмента, соответствующего передовым международным стандартам, в этих условиях приобретают чрезвычайно важное значение.

 

Какие проблемы в этой области возникают при формировании корпораций и организации их взаимодействия с другими участниками глобальных проектов новых гражданских самолетов, других перспективных изделий авиационной техники?

Первая проблема – выравнивание уровня систем менеджмента, существующих на включенных в корпорации предприятий.

Вторая проблема – повышение качества менеджмента за счет повышения уровня организационно-технологической зрелости управленческих и производственных процессов на каждом из входящих в корпорацию предприятий, и, как следствие, повышение уровня зрелости корпорации вцелом.

Третья проблема – изменение политики предприятий-разработчиков финальных изделий (ФИ) во взаимоотношениях с поставщиками комплектующих изделий и материалов (КИМ), направленной на участие в адекватном развитии поставщиков и их систем менеджмента. Такая форма взаимоотношений с поставщиками широко применяется в мировой практике, имеются примеры и в РФ, но для большинства отечественных предприятий еще не стало нормой. При этом конечно следует учитывать, что "…в постиндустриальном мире одно предприятие не может обеспечивать весь производственный цикл от сырья до готового изделия. На каждом технологическом этапе должно быть как минимум два независимых поставщика. В этом случае конкуренция способствует появлению новых технологий и сокращает затраты. Но мировая экономика сейчас движется по пути консолидации активов от добычи сырья до продажи готовой продукции, и внутри этой цепочки о конкуренции не может быть и речи." (Гудок. 30.03.2007. /Елена ПОПОВА/).

Если оценивать современное состояние решения указанных проблем, то можно отметить следующее.

1.Выравниванию уровня систем менеджмента предприятий, входящих в корпорации, безусловно, способствуют:

· создание на этих предприятиях современных систем менеджмента качества, удовлетворяющих требованиями стандартов серии ИСО 9000 в редакции 2000 года, ГОСТ РВ 15.002-2003,

· сертификация на соответствие указанным требованиям,

· непрерывное их совершенствование (по ИСО 9004:2000),

· интеграция с системами экологического менеджмента, менеджмента безопасных условий труда и т.д.

 

Практическое задание 1. Расчет численности контролеров. 2 балла

Определите число контролеров для обслуживания контрольных пунктов окончательной приемки деталей по следующим исходным данным.

Годовая программа деталей Na=500 тыс. шт., NБ=750 тыс. шт., NВ=135 тыс. шт., NГ=600 тыс. шт.

Средняя трудоемкость поверки одной детали (tкн) соответственно составляет: 0,5; 1,0; 1,5; 1,0 мин.

Выборочность контроля (Рв) по наименованиям деталей: по детали А - 15 %;
Б - 10%; В - 20%; Г - 10%.

Число контрольных промеров на одну деталь (Пкз): по А - 3; Б - 2; В - 2; Г - 3.

Годовой эффективный фонд времени работы одного контролера Fэ=1835 ч.

Варианты заданий:

№ п/п Годовая программа, Nj (тыс. шт.)
Образец Первая буква фамилии студента
А, Б, В, Г, Д Е, Ж, З, И, К, Л М, Н, О, П, Р, С Т, У, Ф, Х, Ц, Ч Ш, Щ, Э, Ю, Я
А            
Б            
В            
Г            

 

Образец решения.

Определим численность контролеров Чк по формуле:

где:

Nj - программа выпуска деталей (изделий) i-го наименования в плановый период, шт.;

tкн - норма времени на проверку одной детали, мин;

Рв - процент выборочности при контроле деталей;

Пкз - число контрольных промеров на одну деталь;

Fэ - эффектный фонд времени работы одного контролера в плановый период, ч;

j = 1, 2,..., k - число наименований детале-операций, на которых производится контроль.

Численность контролеров:

Чк= = =4,75~5 чел.

 

ОТВЕТ (столбец с буквой О):

(112 500 000+600 000+300 000+2 100 000)/110 100= 1049,04632

Чк= 10.49 = 11 чек (буква О)

 

Практическое задание 2. Ситуационная задача[1] 2 балла

Приведем несколько цитат Акио Морита, совладельца и пре­зидента компании Sony:

 

«Никакие теория, программа или правительственная полити­ка не могут сделать предприятие успешным: это могут сделать только люди».

Эта цитата верна так как программа или правительственная политика не в силах заставить работать предприятие если того не желают люди, работающие на этом предприятии. Все зависит от целеустремленности менеджеров и их подчиненных.

«Самая важная задача японского менеджера состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, соз­дать отношение к корпорации, как к родной семье, сформиро­вать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба».

Эта цитата так же верна, если у менеджера будут напряжённые отношения с работниками, то от работника вряд ли можно будет ожидать качественного выполнения заданий. Так же у менеджера и работника должна быть сформирована единая цель «одна судьба», это приведет к ускорению её достижения.

«...Как бы вы ни были хороши или удачливы и как бы вы ни были умны и ловки, ваше дело и его судьба находится в руках тех людей, которых вы нанимаете».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...