Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Создание системы менеджмента качества на предприятии




Цели и задачи изучения темы: Изучить порядок разработки и внедрения СМК в организации. Рассмотреть практические вопросы распределения обязанностей и ответственности в системе менеджмента качества, проведения аудита и сертификации. На практических примерах оценить возможности создания и направления совершенствования СМК в организации.

Вопросы для обсуждения:

1. Процесс создание СМК в организации. 1 балл

2. Самооценка возможностей для создания и совершенствования СМК в организации. 1 балл

Практическое задание 1. Самооценка СМК в организации. 3 балла

Используя типовой вопросник самооценки оцените систему менеджмента качества организации, в которой Вы работаете или проходили практику.

Для оценки уровней развития (зрелости) по каждому вопросу самооценки, воспользуйтесь следующими критериями:

Уровень развития (в баллах) Характеристика уровня Пояснения
  Нет формализованного подхода Систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые
  Подход, основанный на реакции на проблемы Систематический подход, основанный на возникшей проблеме или коррекции; наличие минимальных данных о результатах улучшения
  Устоявшийся формализованный системный подход Систематический процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии; наличие данных о соответствии целям и существовании тенденций улучшения
  Акцент на постоянное улучшение Применение процесса улучшения; хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения
  Лучшие показатели в классе деятельности Значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении с продемонстрированными достижениями

Анкета самооценки [3]:

 

Название организации:_...................................................................... Адрес: ……………………………………………………………………… Основные виды выпускаемой продукции: ……………………………… Объем реализации продукции за последний год, тыс. руб. …………….. Количество работающих, чел. ……………………………………………… Наличие сертифицированной СМК ГОСТ Р ИСО-9001:2008 …………….  
№ п\п Наименование критерия Ваша оценка в баллах (1-5)
Вопрос 1: Менеджмент систем и процессов (4.1)  
  а) Как руководство применяет процессный подход для достижения результативного и эффективного управления процессами, результатом которого является улучшение деятельности?  
Вопрос 2: Документация (4.2)  
  а) Как используются документы и записи для поддержки результативного и эффективного функционирования процессов организации?  
№ п\п Наименование критерия Ваша оценка в баллах (1-5)
Вопрос 3: Ответственность руководства. Общие рекомендации (5.1)  
  а) Как высшее руководство подтверждает своё лидерство, обязательства и вовлечение?  
Вопрос 4: Потребности и ожидания заинтересованных сторон (5.2)  
  а) Как организация определяет потребности и ожидания потребителей на постоянной основе?  
  б) Как организация определяет потребности работников в признании, удовлетворенности работой, компетентности и развитии?  
  в) Как организация принимает во внимание потенциальные выгоды от установления партнерства со своими поставщиками?  
  г) Как организация определяет потребности и ожидания других заинтересованных сторон, которые могут отразиться на постановке целей?  
  д) Как организация добивается учета законодательных и других обязательных требований?  
Вопрос 5: Политика в области качества (5.3)  
  а) Как политика в области качества обеспечивает понимание в организации потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон?  
  б) Как политика в области качества приводит к явным и ожидаемым улучшениям?  
  в) Как политика в области качества учитывает прогноз на будущее организации?  
Вопрос 6: Планирование (5.4)  
  а) Как цели преобразуют политику в области качества в измеряемые показатели?  
  б) Как цели организации доводятся до каждого уровня руководства для обеспечения индивидуального вклада в их достижение?  
  в) Как руководство обеспечивает наличие ресурсов, необходимых для достижения целей?  
Вопрос 7: Ответственность, полномочия и обмен информацией (5.5)  
  а) Как высшее руководство обеспечивает установление ответственности и доведение ее до сведения работников организации?  
  б) Как доведенные до сведения персонала требования к качеству, цели и достижения содействуют улучшению деятельности организации?  
Вопрос 8: Анализ со стороны руководства (5.6)  
  а) Как высшее руководство обеспечивает наличие действующей входной информации для анализа со стороны руководства?  
  б) Как в деятельности по анализу со стороны руководства учитывается оценка информации по улучшению результативности и эффективности процессов организации?  
Вопрос 9: Менеджмент ресурсов. Общие рекомендации (6.1)  
  а) Как высшее руководство планирует своевременное наличие ресурсов?  
Вопрос 10: Работники (6.2)  
  а) Как руководство пропагандирует участие и поддержку работников при улучшении результативности и эффективности организации?  
  б) Как руководство обеспечивает адекватность уровня компетентности работников организации текущим и будущим потребностям?  
Вопрос 11: Инфраструктура (6.3)  
  а) Как руководство обеспечивает соответствие инфраструктуры задаче достижения целей организации?  
  б) Как руководство рассматривает вопросы охраны окружающей среды, связанные с инфраструктурой?  
Вопрос 12: Производственная среда (6.4)  
  а) Как руководство обеспечивает, чтобы производственная среда способствовала мотивации, удовлетворенности, развитию и деятельности работников организации?  
Вопрос 13: Информация (6.5)  
  а) Как руководство обеспечивает доступность соответствующей информации для принятия решения, основанного на фактах?  
№ п\п Наименование критерия Ваша оценка в баллах (1-5)
Вопрос 14: Поставщики и партнеры (6.6)  
  а) Как руководство вовлекает поставщиков в определение потребностей по закупкам и в разработку совместной стратегии?  
  б) Как руководство рекламирует партнерские отношения с поставщиками?  
Вопрос 15: Природные ресурсы (6.7)  
  а) Как организация обеспечивает наличие необходимых природных ресурсов для своих процессов жизненного цикла продукции?  
Вопрос 16: Финансовые ресурсы (6.8)  
  а) Как руководство планирует, обеспечивает, управляет и контролирует финансовые ресурсы, необходимые для поддержания в рабочем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента качества и обеспечения достижения целей организации?  
  б) Как руководство обеспечивает осведомленность работников о связи между качеством продукции и затратами?  
Вопрос 17: Процессы жизненного цикла продукции. Общие рекомендации (7.1)  
  а) Как руководство применяет процессный подход для обеспечения результативного и эффективного функционирования процессов жизненного цикла продукции и вспомогательных процессов, а также связанной сети процессов?  
Вопрос 18: Процессы, связанные с заинтересованными сторонами (7.2)  
  а) Как руководство определяет процессы, связанные с потребителями, для рассмотрения их потребностей?  
  б) Как руководство определяет процессы, связанные с другими заинтересованными сторонами, для рассмотрения их потребностей и ожиданий?  
Вопрос 19: Проектирование и разработка (7.3)  
  а) Как высшее руководство определяет процессы проектирования и разработки для обеспечения их соответствия потребностям и ожиданиям потребителей организации и других заинтересованных сторон?  
  б) Как на практике осуществляется менеджмент процессов проектирования и разработки, в том числе определение требований к проектированию и разработке, и достижения запланированных выходов?  
  в) Как в процессах проектирования и разработки учитывается такая деятельность, как анализ, верификация и валидация проекта и менеджмент конфигурации?  
Вопрос 20: Закупки (7.4)  
  а) Как высшее руководство определяет процессы закупок для обеспечения соответствия закупленной продукции потребностям организации?    
  б) Как осуществляется менеджмент процессов закупок?  
  в) Как организация обеспечивает соответствие закупленной продукции, начиная со спецификации и кончая приемкой?  
Вопрос 21: Операции по производству и обслуживанию (7.5)  
  а) Как высшее руководство обеспечивает, учитывает потребности потребителей и других заинтересованных сторон во входах процессов жизненного цикла продукции?  
  б) Как осуществляется менеджмент процессов жизненного цикла от входов до выходов?  
  в) Как в процессах жизненного цикла отражены такие виды деятельности, как верификация и валидация?  
Вопрос 22: Управление устройствами для мониторинга и измерений (7.6)  
  а) Как руководство управляет устройствами для мониторинга и измерений с целью получения и использования правильных данных?  
Вопрос 23: Измерение, анализ и улучшение. Общие рекомендации (8.1)  
  а) Как руководство пропагандирует важность измерения, анализа и деятельности по улучшению, чтобы обеспечивать удовлетворенность заинтересованных сторон результатами деятельности организации?  

 

№ п\п Наименование критерия Ваша оценка в баллах (1-5)
Вопрос 24: Измерение и мониторинг (8.2)  
  а) Как руководство обеспечивает сбор данных, касающихся потребителей, для анализа с целью получения информации для улучшений?  
  б) Как руководство обеспечивает сбор данных от других заинтересованных сторон для анализа и возможных улучшений?  
  в) Как организация использует самооценку системы менеджмента качества для улучшения результативности и эффективности деятельности организации в целом?  
Вопрос 25: Управление несоответствиями (8.3)  
  а) Как организация управляет несоответствиями процессов и продукции?  
  б) Как организация анализирует несоответствия для извлечения уроков и улучшения процессов и продукции?  
Вопрос 26: Анализ данных (8.4)  
  а) Как организация анализирует данные с целью оценки своей деятельности и определения областей для улучшения?  
Вопрос 27: Улучшение (8.5)  
  а) Как организация использует корректирующие действия для оценивания и устранения зафиксированных проблем, влияющих на ее деятельность?  
  б) Как организация использует предупреждающие действия для предотвращения потерь?  
  в) Как руководство обеспечивает применение систематических методов и средств улучшения с целью совершенствования деятельности организации?  

 

По нескольким вопросам, оцененным наименьшими баллами, предложите мероприятия по совершенствованию СМК и расскажите о них на семинаре.

 

Практическое задание 2. Эффективность СМК 2 балла

Ознакомьтесь с представленной ниже информацией и ответьте на следующие вопросы.

Какие факторы, способствующие процессу улучшения СМК, по вашему мнению, выделило руководство компании? Как вы оцениваете результаты, достигнутые компанией?

В 2006 г. компания N начала работу по улучшению существующей СМК. Руководство компании определило ключевые фак­торы, способствующие процессу улучшения. К концу 2009 г. компания достигла следующих результатов:

- издержки, связанные с низким качеством, сократились на 44 %;

- производительность труда выросла на 8 %;

- объем реализации продукции увеличился на 27 %;

- производственный брак сократился до 0,1 %;

- стоимость отгружаемой продукции повысилась на 36 %;

- число работающих в 11 подразделениях сократилось на 30 %;

- налогооблагаемая прибыль выросла на 124 %;

- количество годной продукции, принимаемой службой контроля, возросло на всех производственных участках.

Объем годной продукции увеличился на 17 %, а прямые трудозатраты сократились на 50 %; сверхурочная работа сократилась на 91 %.

Практическое задание 3. План внедрения СМК в организации. 3 балла

Разработайте план создания СМК в вашей организации по следующему образцу (см. таблицу).


Таблица - Примерный план разработки и внедрения СМК предприятия

Этап Наименования этапов плана
  Этап 1. Цели в области качества, Карта процессов, Политика в области качества
1.1 Издать приказ о начале работ по внедрению СМК. Назначить Представителя руководства по качеству и менеджера по качеству. Сформировать рабочую группу.
1.2 Провести обучение персонала по теме «Требования стандарта ISO 9001:2000»
1.3 Определить область сертификации предприятия
1.4 Составить текст Политики в области качества
1.5 Составить карту процессов СМК
1.6 Определить Цели в области качества для Организации
1.7 Определить и наладить средства внутреннего информирования (доска качества, периодические собрания с персоналом).
  Этап 2.Управление документами, Управление записями
2.1 Разработать процедуру управления документами СМК.
2.2 Составить список имеющихся в организации внутренних правил, инструкций
2.3 Составить список используемых в организации внешних нормативных и законодательных документов, стандартов.
2.4 Составить процедуру управления записями
2.5 Составить схему взаимодействия процессов СМК
  Этап 3. Описание основных и вспомогательных процессов (карта, процедуры, перечень записей СМК по процессу)
3.1 Описать (документировать) взаимодействие между процессами СМК
3.2 Разработать процедуры регламентирующие процессы СМК, применить их.
3.3 Составить перечень выполняемых записей
3.4 Установить измеримые индикаторы (показатели) качества. Определить критерии результативности процессов.
3.5 Установить методы контроля продукции и процессов
3.6 Определить порядок метрологического обеспечения средств измерения. Список измерительного оборудования
  Этап 4. Внутренние аудиты
4.1 Определить группу внутренних аудиторов. Провести обучение внутренних аудиторов СМК
4.2 Составить процедуру «Внутренние аудиты СМК». Матрица ответственности. Составить план внутренних аудитов СМК на текущий и следующий годы. Провести собрание с персоналом о порядке проведения внутреннего аудита СМК.
4.3 Составить процедуры «Управление несоответствующей продукцией», «Корректирующие действия», «Предупреждающие действия».
4.4 Определить состав, порядок сбора и анализа информации, необходимой для подтверждения пригодности СМК и для её улучшения (п.8.4).
4.5 Определить методы сбора и использования информации об удовлетворенности клиентов.
4.6 Провести внутренние аудиты документированных процессов СМК
4.7 Выполнить анализ установленных в ходе аудитов несоответствий, выработать корректирующие действия (или коррекцию), закрыть несоответствия
  Этап 5. Ресурсы. Компетентность персонала. Инфраструктура. Рабочая среда
5.1 Тем, у кого это не делается, начать планирование инвестиций
5.2 Разработать процедуру «Управление компетентностью персонала»
5.3 Определить и установить требования к компетентности персонала, деятельность которого влияет на качество продукции (как вариант – должностные инструкции)
5.4 Собрать данные о компетентности персонала. Составить план обучения / повышения компетентности персонала на текущий и следующие годы
5.5 Определить состав инфраструктуры и требования к инфраструктуре.
5.6 Определить требования к производственной среде. Для пещевых производств - + HACCP (ХАССП).
  Этап 6. Проектирование и разработка (7.3). Закупки (7.4).
6.1 Принять решение о наличии деятельности по проектированию и разработке. Составить процедуру «Проектирование и разработка» или учесть требования п.7.3. в других процедурах.
6.2 Составить процедуру «Управление закупками»
6.3 Составить список закупаемой продукции, определить требования к закупкам, определить правила приемки закупаемой продукции. Составить список квалифицированных поставщиков
6.4 Провести внутренний аудит выполнения разработки и закупок
  Этап 7. Введение в действие СМК
7.1 Закончить формирование всех документов СМК, принять их
7.2 Составить Руководство по качеству
7.3 Подготовить окончательную редакцию Политики в области качества и целей в области качества
7.4 Провести собрание коллектива, довести до сведения коллектива Политику и цели, объявить о введении СМК в Организации
7.5 Официально ввести в действие СМК
  Этап 8. Подготовка к проведению анализа СМК со стороны руководства
7.1 Составить процедуру «Анализ СМК со стороны руководства»
7.2 Провести внутренние аудиты всех процессов, выполнить корректирующие действия
7.3 Собрать данные о деятельности процессов
  Этап 9. Анализ СМК со стороны руководства. Выполнение улучшений
9.1. Подготовить отчет, содержащий входные данные для анализа СМК со стороны руководства
9.2. Провести первый анализ СМК со стороны руководства
9.3 Подготовить отчет, содержащий результаты анализа СМК со стороны руководства
9.4 Провести собрание коллектива для обсуждения результатов анализа СМК со стороны руководства
9.5 Сформировать и утвердить план развития СМК на следующий год
9.6 Довести результаты анализа СМК со стороны руководства до всего персонала Организации
  Этап 10. Контрольный Аудит СМК. Устранение несоответствий
10.1 Проведение контрольного аудита
10.2 Выработка корректирующих действий
10.3 Внедрение корректирующих действий
10.4 Анализ результативности внедрения корректирующих действий
10.5 Закрытие несоответствий

 

 


[1] Лапидус В.А. Всеобщее качество (ТОМ) в российских ком­паниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО Типог­рафия «Новости», 2000.

 

[2] Салимова Т.А. Управление качеством: учеб. по специальности «Менеджмент организации». – М.: «Омега – Л», 2007. – С. 298 - 299.

[3] Приложения А.3.к ГОСТ Р ИСО 9004:2001

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...