1. Процесс создание СМК в организации. 1 балл
2. Самооценка возможностей для создания и совершенствования СМК в организации. 1 балл
Используя типовой вопросник самооценки оцените систему менеджмента качества организации, в которой Вы работаете или проходили практику.
Для оценки уровней развития (зрелости) по каждому вопросу самооценки, воспользуйтесь следующими критериями:
Название организации:_......................................................................
Адрес: ………………………………………………………………………
Основные виды выпускаемой продукции: ………………………………
Объем реализации продукции за последний год, тыс. руб. ……………..
Количество работающих, чел. ………………………………………………
Наличие сертифицированной СМК ГОСТ Р ИСО-9001:2008 …………….
|
№ п\п
| Наименование критерия
| Ваша оценка в баллах (1-5)
|
Вопрос 1:
| Менеджмент систем и процессов (4.1)
|
|
| а) Как руководство применяет процессный подход для достижения результативного и эффективного управления процессами, результатом которого является улучшение деятельности?
|
|
Вопрос 2:
| Документация (4.2)
|
|
| а) Как используются документы и записи для поддержки результативного и эффективного функционирования процессов организации?
|
|
№ п\п
| Наименование критерия
| Ваша оценка в баллах (1-5)
|
Вопрос 3:
| Ответственность руководства. Общие рекомендации (5.1)
|
|
| а) Как высшее руководство подтверждает своё лидерство, обязательства и вовлечение?
|
|
Вопрос 4:
| Потребности и ожидания заинтересованных сторон (5.2)
|
|
| а) Как организация определяет потребности и ожидания потребителей на постоянной основе?
|
|
| б) Как организация определяет потребности работников в признании, удовлетворенности работой, компетентности и развитии?
|
|
| в) Как организация принимает во внимание потенциальные выгоды от установления партнерства со своими поставщиками?
|
|
| г) Как организация определяет потребности и ожидания других заинтересованных сторон, которые могут отразиться на постановке целей?
|
|
| д) Как организация добивается учета законодательных и других обязательных требований?
|
|
Вопрос 5:
| Политика в области качества (5.3)
|
|
| а) Как политика в области качества обеспечивает понимание в организации потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон?
|
|
| б) Как политика в области качества приводит к явным и ожидаемым улучшениям?
|
|
| в) Как политика в области качества учитывает прогноз на будущее организации?
|
|
Вопрос 6:
| Планирование (5.4)
|
|
| а) Как цели преобразуют политику в области качества в измеряемые показатели?
|
|
| б) Как цели организации доводятся до каждого уровня руководства для обеспечения индивидуального вклада в их достижение?
|
|
| в) Как руководство обеспечивает наличие ресурсов, необходимых для достижения целей?
|
|
Вопрос 7:
| Ответственность, полномочия и обмен информацией (5.5)
|
|
| а) Как высшее руководство обеспечивает установление ответственности и доведение ее до сведения работников организации?
|
|
| б) Как доведенные до сведения персонала требования к качеству, цели и достижения содействуют улучшению деятельности организации?
|
|
Вопрос 8:
| Анализ со стороны руководства (5.6)
|
|
| а) Как высшее руководство обеспечивает наличие действующей входной информации для анализа со стороны руководства?
|
|
| б) Как в деятельности по анализу со стороны руководства учитывается оценка информации по улучшению результативности и эффективности процессов организации?
|
|
Вопрос 9:
| Менеджмент ресурсов. Общие рекомендации (6.1)
|
|
| а) Как высшее руководство планирует своевременное наличие ресурсов?
|
|
Вопрос 10:
| Работники (6.2)
|
|
| а) Как руководство пропагандирует участие и поддержку работников при улучшении результативности и эффективности организации?
|
|
| б) Как руководство обеспечивает адекватность уровня компетентности работников организации текущим и будущим потребностям?
|
|
Вопрос 11:
| Инфраструктура (6.3)
|
|
| а) Как руководство обеспечивает соответствие инфраструктуры задаче достижения целей организации?
|
|
| б) Как руководство рассматривает вопросы охраны окружающей среды, связанные с инфраструктурой?
|
|
Вопрос 12:
| Производственная среда (6.4)
|
|
| а) Как руководство обеспечивает, чтобы производственная среда способствовала мотивации, удовлетворенности, развитию и деятельности работников организации?
|
|
Вопрос 13:
| Информация (6.5)
|
|
| а) Как руководство обеспечивает доступность соответствующей информации для принятия решения, основанного на фактах?
|
|
№ п\п
| Наименование критерия
| Ваша оценка в баллах (1-5)
|
Вопрос 14:
| Поставщики и партнеры (6.6)
|
|
| а) Как руководство вовлекает поставщиков в определение потребностей по закупкам и в разработку совместной стратегии?
|
|
| б) Как руководство рекламирует партнерские отношения с поставщиками?
|
|
Вопрос 15:
| Природные ресурсы (6.7)
|
|
| а) Как организация обеспечивает наличие необходимых природных ресурсов для своих процессов жизненного цикла продукции?
|
|
Вопрос 16:
| Финансовые ресурсы (6.8)
|
|
| а) Как руководство планирует, обеспечивает, управляет и контролирует финансовые ресурсы, необходимые для поддержания в рабочем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента качества и обеспечения достижения целей организации?
|
|
| б) Как руководство обеспечивает осведомленность работников о связи между качеством продукции и затратами?
|
|
Вопрос 17:
| Процессы жизненного цикла продукции. Общие рекомендации (7.1)
|
|
| а) Как руководство применяет процессный подход для обеспечения результативного и эффективного функционирования процессов жизненного цикла продукции и вспомогательных процессов, а также связанной сети процессов?
|
|
Вопрос 18:
| Процессы, связанные с заинтересованными сторонами (7.2)
|
|
| а) Как руководство определяет процессы, связанные с потребителями, для рассмотрения их потребностей?
|
|
| б) Как руководство определяет процессы, связанные с другими заинтересованными сторонами, для рассмотрения их потребностей и ожиданий?
|
|
Вопрос 19:
| Проектирование и разработка (7.3)
|
|
| а) Как высшее руководство определяет процессы проектирования и разработки для обеспечения их соответствия потребностям и ожиданиям потребителей организации и других заинтересованных сторон?
|
|
| б) Как на практике осуществляется менеджмент процессов проектирования и разработки, в том числе определение требований к проектированию и разработке, и достижения запланированных выходов?
|
|
| в) Как в процессах проектирования и разработки учитывается такая деятельность, как анализ, верификация и валидация проекта и менеджмент конфигурации?
|
|
Вопрос 20:
| Закупки (7.4)
|
|
| а) Как высшее руководство определяет процессы закупок для обеспечения соответствия закупленной продукции потребностям организации?
|
|
| б) Как осуществляется менеджмент процессов закупок?
|
|
| в) Как организация обеспечивает соответствие закупленной продукции, начиная со спецификации и кончая приемкой?
|
|
Вопрос 21:
| Операции по производству и обслуживанию (7.5)
|
|
| а) Как высшее руководство обеспечивает, учитывает потребности потребителей и других заинтересованных сторон во входах процессов жизненного цикла продукции?
|
|
| б) Как осуществляется менеджмент процессов жизненного цикла от входов до выходов?
|
|
| в) Как в процессах жизненного цикла отражены такие виды деятельности, как верификация и валидация?
|
|
Вопрос 22:
| Управление устройствами для мониторинга и измерений (7.6)
|
|
| а) Как руководство управляет устройствами для мониторинга и измерений с целью получения и использования правильных данных?
|
|
Вопрос 23:
| Измерение, анализ и улучшение. Общие рекомендации (8.1)
|
|
| а) Как руководство пропагандирует важность измерения, анализа и деятельности по улучшению, чтобы обеспечивать удовлетворенность заинтересованных сторон результатами деятельности организации?
|
|
По нескольким вопросам, оцененным наименьшими баллами, предложите мероприятия по совершенствованию СМК и расскажите о них на семинаре.
Ознакомьтесь с представленной ниже информацией и ответьте на следующие вопросы.
Какие факторы, способствующие процессу улучшения СМК, по вашему мнению, выделило руководство компании? Как вы оцениваете результаты, достигнутые компанией?
В 2006 г. компания N начала работу по улучшению существующей СМК. Руководство компании определило ключевые факторы, способствующие процессу улучшения. К концу 2009 г. компания достигла следующих результатов:
- количество годной продукции, принимаемой службой контроля, возросло на всех производственных участках.
Объем годной продукции увеличился на 17 %, а прямые трудозатраты сократились на 50 %; сверхурочная работа сократилась на 91 %.
Разработайте план создания СМК в вашей организации по следующему образцу (см. таблицу).
Этап
| Наименования этапов плана
|
| Этап 1. Цели в области качества, Карта процессов, Политика в области качества
|
1.1
| Издать приказ о начале работ по внедрению СМК. Назначить Представителя руководства по качеству и менеджера по качеству. Сформировать рабочую группу.
|
1.2
| Провести обучение персонала по теме «Требования стандарта ISO 9001:2000»
|
1.3
| Определить область сертификации предприятия
|
1.4
| Составить текст Политики в области качества
|
1.5
| Составить карту процессов СМК
|
1.6
| Определить Цели в области качества для Организации
|
1.7
| Определить и наладить средства внутреннего информирования (доска качества, периодические собрания с персоналом).
|
| Этап 2.Управление документами, Управление записями
|
2.1
| Разработать процедуру управления документами СМК.
|
2.2
| Составить список имеющихся в организации внутренних правил, инструкций
|
2.3
| Составить список используемых в организации внешних нормативных и законодательных документов, стандартов.
|
2.4
| Составить процедуру управления записями
|
2.5
| Составить схему взаимодействия процессов СМК
|
| Этап 3. Описание основных и вспомогательных процессов (карта, процедуры, перечень записей СМК по процессу)
|
3.1
| Описать (документировать) взаимодействие между процессами СМК
|
3.2
| Разработать процедуры регламентирующие процессы СМК, применить их.
|
3.3
| Составить перечень выполняемых записей
|
3.4
| Установить измеримые индикаторы (показатели) качества. Определить критерии результативности процессов.
|
3.5
| Установить методы контроля продукции и процессов
|
3.6
| Определить порядок метрологического обеспечения средств измерения. Список измерительного оборудования
|
| Этап 4. Внутренние аудиты
|
4.1
| Определить группу внутренних аудиторов. Провести обучение внутренних аудиторов СМК
|
4.2
| Составить процедуру «Внутренние аудиты СМК». Матрица ответственности. Составить план внутренних аудитов СМК на текущий и следующий годы. Провести собрание с персоналом о порядке проведения внутреннего аудита СМК.
|
4.3
| Составить процедуры «Управление несоответствующей продукцией», «Корректирующие действия», «Предупреждающие действия».
|
4.4
| Определить состав, порядок сбора и анализа информации, необходимой для подтверждения пригодности СМК и для её улучшения (п.8.4).
|
4.5
| Определить методы сбора и использования информации об удовлетворенности клиентов.
|
4.6
| Провести внутренние аудиты документированных процессов СМК
|
4.7
| Выполнить анализ установленных в ходе аудитов несоответствий, выработать корректирующие действия (или коррекцию), закрыть несоответствия
|
| Этап 5. Ресурсы. Компетентность персонала. Инфраструктура. Рабочая среда
|
5.1
| Тем, у кого это не делается, начать планирование инвестиций
|
5.2
| Разработать процедуру «Управление компетентностью персонала»
|
5.3
| Определить и установить требования к компетентности персонала, деятельность которого влияет на качество продукции (как вариант – должностные инструкции)
|
5.4
| Собрать данные о компетентности персонала.
Составить план обучения / повышения компетентности персонала на текущий и следующие годы
|
5.5
| Определить состав инфраструктуры и требования к инфраструктуре.
|
5.6
| Определить требования к производственной среде. Для пещевых производств - + HACCP (ХАССП).
|
| Этап 6. Проектирование и разработка (7.3). Закупки (7.4).
|
6.1
| Принять решение о наличии деятельности по проектированию и разработке. Составить процедуру «Проектирование и разработка» или учесть требования п.7.3. в других процедурах.
|
6.2
| Составить процедуру «Управление закупками»
|
6.3
| Составить список закупаемой продукции, определить требования к закупкам, определить правила приемки закупаемой продукции. Составить список квалифицированных поставщиков
|
6.4
| Провести внутренний аудит выполнения разработки и закупок
|
| Этап 7. Введение в действие СМК
|
7.1
| Закончить формирование всех документов СМК, принять их
|
7.2
| Составить Руководство по качеству
|
7.3
| Подготовить окончательную редакцию Политики в области качества и целей в области качества
|
7.4
| Провести собрание коллектива, довести до сведения коллектива Политику и цели, объявить о введении СМК в Организации
|
7.5
| Официально ввести в действие СМК
|
| Этап 8. Подготовка к проведению анализа СМК со стороны руководства
|
7.1
| Составить процедуру «Анализ СМК со стороны руководства»
|
7.2
| Провести внутренние аудиты всех процессов, выполнить корректирующие действия
|
7.3
| Собрать данные о деятельности процессов
|
| Этап 9. Анализ СМК со стороны руководства. Выполнение улучшений
|
9.1.
| Подготовить отчет, содержащий входные данные для анализа СМК со стороны руководства
|
9.2.
| Провести первый анализ СМК со стороны руководства
|
9.3
| Подготовить отчет, содержащий результаты анализа СМК со стороны руководства
|
9.4
| Провести собрание коллектива для обсуждения результатов анализа СМК со стороны руководства
|
9.5
| Сформировать и утвердить план развития СМК на следующий год
|
9.6
| Довести результаты анализа СМК со стороны руководства до всего персонала Организации
|
| Этап 10. Контрольный Аудит СМК. Устранение несоответствий
|
10.1
| Проведение контрольного аудита
|
10.2
| Выработка корректирующих действий
|
10.3
| Внедрение корректирующих действий
|
10.4
| Анализ результативности внедрения корректирующих действий
|
10.5
| Закрытие несоответствий
|
[1] Лапидус В.А. Всеобщее качество (ТОМ) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО Типография «Новости», 2000.
[2] Салимова Т.А. Управление качеством: учеб. по специальности «Менеджмент организации». – М.: «Омега – Л», 2007. – С. 298 - 299.