Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Один из разворотов «Архангельского Евангелия». 1092.




31. Внутренняя сторона верхней крышки переплета «Архангельского Евангелия». 1092 г. Воспроизводится по факсимильному изданию 1912 г.

32. Берестяная грамота.

33. Миниатюра из «Мстиславова Евангелия». 1103 — 1117 гг. Со­брание Государственного Исторического музея в Москве.

34. Заставка из «Юрьевского Евангелия». 1120 — 1128 гг. Собра­ние Государственного Исторического музея в Москве. Здесь просматри­вается связь с византийской и киевской традицией.


35. Буквицы из «Юрьевского Евангелия»-. 1120 — 1128 гг. Воз­можны параллели с орнаментами на предметах материальной культу­ры Новгорода.

36. Два инициала из новгородской «Псалтири» XII в. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге.

37. Инициал из новгородского «Евангелия» начала XIII в. Собра­ние Российской Гос. библиотеки в Москве.

38. Два инициала из новгородского «Евангелия» второй половины XIII в. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щед­рина в Петербурге.

39. Три инициала из новгородского «Евангелия» 1323 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве.

40. Два инициала из новгородского «Евангелия» 1355 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве.

41. Инициал из новгородского «Требника» XIV в. Собрание Гос. Ис­торического музея в Москве.

42. Инициал из новгородского «Евангелия» 1358 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве.

43. Два инициала из новгородского «Служебника» XIV в. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге.

44. Инициал из новгородского «Евангелия» 1362 г. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге.

45.Три инициала из «Псалтири» нач. XV в. Собрание Гос. Публич­ной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге.

46.Рисунок на 7-м листе псковской рукописи «Устав». XIII в. Со­брание ГТГ, Москва.

47. Миниатюра из псковского «Евангелия» 1409 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Изображение евангелиста Луки выпол­нено в иконописной манере. Архитектурный мотив храма (образ Церк­ви) передан с использованием плетеночно-тератологического орнамента новгородского типа. 47-а. Фрагмент страницы (второй столбец 335 ли­ста) из «Толковой Палеи». 1477 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Давид и Голиаф. Н.П.Кашин в статье «Значение книги в древ­ней Руси» об этой миниатюре говорит следующее: «В миниатюре изоб­ражающей единоборство Давида с Голиафом, последний изображен дважды: один раз стоя, причем ему в лоб попадает камень, брошенный из пращи Давида; второй раз он изображен уже лежащим на земле. Для изображения полета камня художник рисует камень несколько раз (не­что вроде пунктира, где камень заменяет точку) по той кривой линии, какую камень делает в своем полете. Так думал художник победить труд-


ности, представляемые самой природой его искусства» (Книга в Рос­сии. Под редакцией В.Я.Адарюкова и А.А.Сидорова. Часть первая. М., 1924, с.49).

48. Миниатюра из «Добрилова Евангелия». 1164 г. Собрание Рос­сийской Гос. библиотеки в Москве. Евангелист Лука.

49. Миниатюра из «Добрилова Евангелия». Евангелист Марк.

50. Миниатюра из «Служебника Варлаама Хутьшского».'Конец XII — нач. XIII в. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Иоанн Златоуст.

51. Заставка из «Онежской Псалтири». 1395 г. Собрание Гос. Исто­рического музея в Москве.

52. Заставка с изображением царя Давида. «Онежская Псалтирь». 1395. Собрание Гос. Исторического музея в Москве.

53. Миниатюра из «Евангелия учительного Константина Болгарс­кого». XII в. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. На миниатю­ре изображен Борис Болгарский. Миниатюра списана с болгарского оригинала. Русский мастер прибавил надпись: «Борис Глеб» (свидетель­ство незнания не только болгарского святого, но и русских святых Бо­риса и Глеба, объединяемых им в лице одного человека).

54. Миниатюра из «Апостола» 1220 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. На миниатюре изображены апостолы Петр и Павел в предстоянии Христу или в молитве, обращенной к его образу. Изобра­жение Христа сохранилось плохо.

55. Миниатюра «Спасского Евангелия». Первая пол. XIII в. Собра­ние Ярославского музея. Другое название рукописи — «Евангелие» из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Рукопись входила в библиотеку епископа Ростовского Кирилла и, очевидно, была создана в Ростове. Сложное, взволнованное пространство композиции — свиде­тельство трудных времен, переживаемых Ростовским княжеством в момент создания этого живописного произведения.

56. Деталь миниатюры из «Спасского Евангелия» первой пол. XIII в. Собрание Ярославского музея. В изображении евангелиста Матфея об­ращает на себя внимание глубокий психологизм трактовки образа.

 

57. Миниатюра из «Хроники Георгия Амартола». Конец XIII — нач. XIV в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Спас с пред­стоящими — князем Михаилом Тверским и его матерью Оксинией.

58. Фрагмент страницы с миниатюрой из «Хроники Георгия Амартола». Конец XIII — нач. XIV в. Собрание Российской Гос. биб­лиотеки в Москве.

59.Миниатюра из «Федоровского Евангелия». 1321 — 1327 гг. Со­брание Ярославского музея. На миниатюре изображены евангелист Иоанн и его ученик Прохор. Прохор пишет под диктовку Иоанна.


60. Миниатюра из «Федоровского Евангелиям. 1321 — 1327 гг. Со­брание Ярославского музея. Изображение Федора Стратилата по поста­новке фигуры отдаленно напоминает статуи римских императоров. Его облачение позволяет судить о характере доспехов русских воинов на­чала XIII в. Декоративное обрамление фигуры Федора Стратилата (то же, что и в предыдущей миниатюре) демонстрирует народный вкус, склонность русских мастеров к узорочью. Мотивы византийских орна­ментов приобретают здесь свободную трактовку. Благодаря им, компо­зиция крепко «лежит в листе» и входит в книжное пространство как явление, хоть и родственное иконописи, но отличное от нее.

61. Русский полуустав XIV в. Пояснения Н. С. Чаева иЛ.В. Черепнина в учебнике «Русская палеография» (М., 1946).

62. Миниатюра из «Сийского Евангелия». 1339 — 1340 гг. Собра­ние Библиотеки Академии наук в Петербурге. На миниатюре представ­лена сцена «Отослания» Христом апостолов на проповедь.

63. Оклад «Евангелия Кошки». 1392г. Собрание Российской Гос. биб­лиотеки в Москве. Полное название рукописи — «Евангелие» боярина Федора Кошки.

64. Текстовая полоса с инициалами из «Евангелия Кошки». 1392 г.

 

65. Начальная текстовая полоса (с заставкой и буквицей) из «Евангелия Хитрово». 90-е гг. XIV в. Собрание Российской Гос. биб­лиотеки в Москве.

66. Миниатюра из «Евангелия Хитрово». Ангел — символ еванге­листа Матфея.

67. Миниатюра из «Евангелия Хитрово». Евангелист Иоанн дикту­ет Прохору.

68. Миниатюра из «Евангелия Хитрово». Евангелист Марк.

69. Деталь миниатюры из «Евангелия Хитрово». Евангелист Марк. 69-а. Копия 1423 г. миниатюры Феофана Грека. Фронтисписного типа миниатюра с изображением Софии Константинопольской.

70. Миниатюра из рукописи «Деяния и послания Апостолов». Пер­вая треть XV в. Собрание Гос. Русского музея в Петербурге. Апостол Павел.

71. Миниатюра из «Книги Пророков». 1489 — 1490 гг. Собрание Рос­сийской Гос. библиотеки в Москве. Пророк Захария.

72. Начальная текстовая полоса с заставкой из «Требника» XV в. Со­брание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петер­бурге. Орнамент — плетенка с элементами тератологических мотивов.

73. Начальная текстовая полоса (с заставкой, вязью и буквицей) из «Четвероевангелия» 1470-х гг. Собрание Гос. Публичной библиотекиим. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге. Орнамент заставки — плетенка.


74. Начальная текстовая полоса (с заставкой и буквицей) из руко­писи «Слово Симеона Нового Богослова». XV — нач. XVI вв. Собра­ние Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петер­бурге. Орнамент — плетенка.

75. Начальная текстовая полоса (с заставкой и вязью) из «Псалтири с восследованием». XVI в. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е. Сал­тыкова-Щедрина в Петербурге. Пример неовизантийского орнамента.

76. Южнославянский полуустав XV — XVII вв.

77. Первый лист Судебника Ивана III. 1497 г. Собрание ЦТ АДА, фонд Древлехранилища МГАМИД. Пример округлого широкого полуустава, принятого в Москве в XV в.

78. Начальная текстовая полоса из «Евангелия» XVI в. Собрание ПГАДА, рукописи МГАМИД. Пример второго тырновского почерка (на­клоненного вперед, более узкого, чем первый, довольно острого), при­нятого в Москве в ХУ1 в.

79. Фрагмент начальной полосы (с плетеночным орнаментом и вя­зью) из «Евангелия» 1499 г. Собрание Гос. Оружейной палаты в Моск­ве. Чуть более ранний пример того же почерка. Буквы полуустава уз­кие, что способствует увеличению емкости информации, заключенной в странице. Составляющие их элементы слегка прогибаются (как ма­лая часть дуги), благодаря чему в них чувствуется напряжение. Наклон букв вправо, в направлении движения глаза по строке, темперирует процесс чтения. Буквы контрастны по начертанию основных и допол­нительных штрихов, в них много острых углов. Это могло бы замед­лить чтение. Однако, благодаря наличию выносных элементов и не слишком плотному примыканию букв друг к другу, текст читается лег­ко. В этой традиции создавались некоторые шрифты московской ано­нимной типографии.

80. Миниатюра из «Евангелия» 1507 г. Собрание Гос. Публичной биб­лиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге.

81. Портретное изображение Максима Грека. Конец XVI в.

82. Автограф митрополита Макария.

83. Миниатюра из «Христианской топографии». 1520 — 1530-е гг. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Вавилонская башня.

84. Миниатюра из рукописи «Житие Николы Чудотворца». Сере­дина — вторая пол. XVI в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Мос­кве. Сцена из жития Николая Чудотворца.

85. Миниатюра из рукописи «Житие Николы Чудотворца». Се­
редина — вторая пол. XVI в. Собрание Российской Гос. библиотеки в
Москве.
Жатва.


86.Миниатюра из рукописи «Житие Николы Чудотворца». Сере­динавторая пол. XVI в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Мос­кве. Никола на море.

87. Миниатюра из «Космографии Косьмы Индикоплова». XVI в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Миниатюра иллюстри­рует текст, описывающий путешествие Косьмы (Козьмы) Индикопло­ва в Индию. Пояснительная надпись к изображению гласит: «Тамош­ний земец стреляет зверь, зовомый бобр».

88. Миниатюра из «Царственной книги» (части «Лицевого лето­писного свода»). 1560— 1570-е гг. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Прощание Ивана 111с сыном и женой.

89. Миниатюра из «Царственной книги». 1560 — 1570-е гг. Собра­ние Гос. Исторического музея в Москве. Осыпание деньгами Ивана 1У по случаю его коронации. Текст написан тырновским полууставом вто­рого типа.

90. Миниатюра из «Царственной книги». 1560 — 1570-е гг. Собра­ние Гос. Исторического музея в Москве. Расправа с Ф.С.Воронцовым.

91. Миниатюра из «Царственной книги». 1560 — 1570-е гг. Собра­ние Гос. Исторического музея в Москве. Расправа над A.M. Шуйским.

92. Фрагмент миниатюры «Лицевого летописного свода». XVI в. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Мотивы западноевропей­ской архитектуры.

93. Начальная полоса из «Годуновской Псалтири». Конец XVI в. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Почерк — тырновский по­луустав второго типа. Орнамент — «старопечатный».

94. Страница с миниатюрами из «Киевской Псалтири». 1397 г. Со­брание Государственной Публичной библиотеки в Петербурге. «Киевс­кая Псалтирь послужила образцом для подражания при создании «Го-дуновских Псалтирей».

95. Фрагмент страницы с миниатюрами на полях из «Годуновской Псалтири». Конец XVIb. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Сильное увеличение.

96. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Конец XVI — нач. XVII в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Пашущий крестьянин.

97.Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Конец XVIнач. XVII в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Битва на Куликовом поле.

98. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Конец XVIнач. XVII в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Возницы расхищают пищу, посланную князем в обитель.


 

99. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Конец XVI
нач. XVII в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Звери при­
ходят к Сергию.

100. Трубящий ангел из Апокалипсиса. Роспись «святых ворот»
Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. 1564 г.
П.А.Флорен­
ский, ученый универсального склада, предлагал разделять искусства по
видам (живопись, графика) в зависимости от того, какие средства в них
(пятно или линия) являются доминирующими при создании пласти­
ческой формы. Значение рисунка, выразительность линии в этой жи­
вописной композиции столь велики, что ее можно было бы отнести к
графике. Линия здесь выражает и предмет и пространство. Она конк­
ретна по отношению к сюжету и абстрактна, как музыка, в выражении
высокого эмоционального звучания большой темы. 1564-й год памятен
для русской культуры особенно. В этот год из Государева печатного
двора вышла первая, снабженная выходными сведениями, печатная
книга — московский первопечатный «Апостол». С этого момента в ис­
тории русского книжного искусства начинается совершенно новый пе­
риод, рассмотрению которого будет посвящена следующая глава.



 



 



 


 




 




 




 




 




 




 



 



 




 




 




 



23.


24.


АЛ

**^'*ШШ;?ъ*№0





 


 


26.



 



26.


27.





 



NN


30.



31.




 



32.



 


 



34.



 


 




36.


37.


 




 




 


40.




 





 





 



48.



49.




50.



51.





53.


52.





 





 






 



60.



 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 




 


 



 




 




 



 


Учебное издание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...