Один из разворотов «Архангельского Евангелия». 1092.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 31. Внутренняя сторона верхней крышки переплета «Архангельского Евангелия». 1092 г. Воспроизводится по факсимильному изданию 1912 г. 32. Берестяная грамота. 33. Миниатюра из «Мстиславова Евангелия». 1103 — 1117 гг. Собрание Государственного Исторического музея в Москве. 34. Заставка из «Юрьевского Евангелия». 1120 — 1128 гг. Собрание Государственного Исторического музея в Москве. Здесь просматривается связь с византийской и киевской традицией. 35. Буквицы из «Юрьевского Евангелия»-. 1120 — 1128 гг. Возможны параллели с орнаментами на предметах материальной культуры Новгорода. 36. Два инициала из новгородской «Псалтири» XII в. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге. 37. Инициал из новгородского «Евангелия» начала XIII в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. 38. Два инициала из новгородского «Евангелия» второй половины XIII в. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге. 39. Три инициала из новгородского «Евангелия» 1323 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. 40. Два инициала из новгородского «Евангелия» 1355 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. 41. Инициал из новгородского «Требника» XIV в. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. 42. Инициал из новгородского «Евангелия» 1358 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. 43. Два инициала из новгородского «Служебника» XIV в. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге. 44. Инициал из новгородского «Евангелия» 1362 г. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге. 45.Три инициала из «Псалтири» нач. XV в. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге.
46.Рисунок на 7-м листе псковской рукописи «Устав». XIII в. Собрание ГТГ, Москва. 47. Миниатюра из псковского «Евангелия» 1409 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Изображение евангелиста Луки выполнено в иконописной манере. Архитектурный мотив храма (образ Церкви) передан с использованием плетеночно-тератологического орнамента новгородского типа. 47-а. Фрагмент страницы (второй столбец 335 листа) из «Толковой Палеи». 1477 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Давид и Голиаф. Н.П.Кашин в статье «Значение книги в древней Руси» об этой миниатюре говорит следующее: «В миниатюре изображающей единоборство Давида с Голиафом, последний изображен дважды: один раз стоя, причем ему в лоб попадает камень, брошенный из пращи Давида; второй раз он изображен уже лежащим на земле. Для изображения полета камня художник рисует камень несколько раз (нечто вроде пунктира, где камень заменяет точку) по той кривой линии, какую камень делает в своем полете. Так думал художник победить труд- ности, представляемые самой природой его искусства» (Книга в России. Под редакцией В.Я.Адарюкова и А.А.Сидорова. Часть первая. М., 1924, с.49). 48. Миниатюра из «Добрилова Евангелия». 1164 г. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Евангелист Лука. 49. Миниатюра из «Добрилова Евангелия». Евангелист Марк. 50. Миниатюра из «Служебника Варлаама Хутьшского».'Конец XII — нач. XIII в. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Иоанн Златоуст. 51. Заставка из «Онежской Псалтири». 1395 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. 52. Заставка с изображением царя Давида. «Онежская Псалтирь». 1395. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. 53. Миниатюра из «Евангелия учительного Константина Болгарского». XII в. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. На миниатюре изображен Борис Болгарский. Миниатюра списана с болгарского оригинала. Русский мастер прибавил надпись: «Борис Глеб» (свидетельство незнания не только болгарского святого, но и русских святых Бориса и Глеба, объединяемых им в лице одного человека).
54. Миниатюра из «Апостола» 1220 г. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. На миниатюре изображены апостолы Петр и Павел в предстоянии Христу или в молитве, обращенной к его образу. Изображение Христа сохранилось плохо. 55. Миниатюра «Спасского Евангелия». Первая пол. XIII в. Собрание Ярославского музея. Другое название рукописи — «Евангелие» из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Рукопись входила в библиотеку епископа Ростовского Кирилла и, очевидно, была создана в Ростове. Сложное, взволнованное пространство композиции — свидетельство трудных времен, переживаемых Ростовским княжеством в момент создания этого живописного произведения. 56. Деталь миниатюры из «Спасского Евангелия» первой пол. XIII в. Собрание Ярославского музея. В изображении евангелиста Матфея обращает на себя внимание глубокий психологизм трактовки образа.
57. Миниатюра из «Хроники Георгия Амартола». Конец XIII — нач. XIV в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Спас с предстоящими — князем Михаилом Тверским и его матерью Оксинией. 58. Фрагмент страницы с миниатюрой из «Хроники Георгия Амартола». Конец XIII — нач. XIV в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. 59.Миниатюра из «Федоровского Евангелия». 1321 — 1327 гг. Собрание Ярославского музея. На миниатюре изображены евангелист Иоанн и его ученик Прохор. Прохор пишет под диктовку Иоанна. 60. Миниатюра из «Федоровского Евангелиям. 1321 — 1327 гг. Собрание Ярославского музея. Изображение Федора Стратилата по постановке фигуры отдаленно напоминает статуи римских императоров. Его облачение позволяет судить о характере доспехов русских воинов начала XIII в. Декоративное обрамление фигуры Федора Стратилата (то же, что и в предыдущей миниатюре) демонстрирует народный вкус, склонность русских мастеров к узорочью. Мотивы византийских орнаментов приобретают здесь свободную трактовку. Благодаря им, композиция крепко «лежит в листе» и входит в книжное пространство как явление, хоть и родственное иконописи, но отличное от нее.
61. Русский полуустав XIV в. Пояснения Н. С. Чаева иЛ.В. Черепнина в учебнике «Русская палеография» (М., 1946). 62. Миниатюра из «Сийского Евангелия». 1339 — 1340 гг. Собрание Библиотеки Академии наук в Петербурге. На миниатюре представлена сцена «Отослания» Христом апостолов на проповедь. 63. Оклад «Евангелия Кошки». 1392г. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Полное название рукописи — «Евангелие» боярина Федора Кошки. 64. Текстовая полоса с инициалами из «Евангелия Кошки». 1392 г.
65. Начальная текстовая полоса (с заставкой и буквицей) из «Евангелия Хитрово». 90-е гг. XIV в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. 66. Миниатюра из «Евангелия Хитрово». Ангел — символ евангелиста Матфея. 67. Миниатюра из «Евангелия Хитрово». Евангелист Иоанн диктует Прохору. 68. Миниатюра из «Евангелия Хитрово». Евангелист Марк. 69. Деталь миниатюры из «Евангелия Хитрово». Евангелист Марк. 69-а. Копия 1423 г. миниатюры Феофана Грека. Фронтисписного типа миниатюра с изображением Софии Константинопольской. 70. Миниатюра из рукописи «Деяния и послания Апостолов». Первая треть XV в. Собрание Гос. Русского музея в Петербурге. Апостол Павел. 71. Миниатюра из «Книги Пророков». 1489 — 1490 гг. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Пророк Захария. 72. Начальная текстовая полоса с заставкой из «Требника» XV в. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге. Орнамент — плетенка с элементами тератологических мотивов. 73. Начальная текстовая полоса (с заставкой, вязью и буквицей) из «Четвероевангелия» 1470-х гг. Собрание Гос. Публичной библиотекиим. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге. Орнамент заставки — плетенка. 74. Начальная текстовая полоса (с заставкой и буквицей) из рукописи «Слово Симеона Нового Богослова». XV — нач. XVI вв. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге. Орнамент — плетенка. 75. Начальная текстовая полоса (с заставкой и вязью) из «Псалтири с восследованием». XVI в. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге. Пример неовизантийского орнамента.
76. Южнославянский полуустав XV — XVII вв. 77. Первый лист Судебника Ивана III. 1497 г. Собрание ЦТ АДА, фонд Древлехранилища МГАМИД. Пример округлого широкого полуустава, принятого в Москве в XV в. 78. Начальная текстовая полоса из «Евангелия» XVI в. Собрание ПГАДА, рукописи МГАМИД. Пример второго тырновского почерка (наклоненного вперед, более узкого, чем первый, довольно острого), принятого в Москве в ХУ1 в. 79. Фрагмент начальной полосы (с плетеночным орнаментом и вязью) из «Евангелия» 1499 г. Собрание Гос. Оружейной палаты в Москве. Чуть более ранний пример того же почерка. Буквы полуустава узкие, что способствует увеличению емкости информации, заключенной в странице. Составляющие их элементы слегка прогибаются (как малая часть дуги), благодаря чему в них чувствуется напряжение. Наклон букв вправо, в направлении движения глаза по строке, темперирует процесс чтения. Буквы контрастны по начертанию основных и дополнительных штрихов, в них много острых углов. Это могло бы замедлить чтение. Однако, благодаря наличию выносных элементов и не слишком плотному примыканию букв друг к другу, текст читается легко. В этой традиции создавались некоторые шрифты московской анонимной типографии. 80. Миниатюра из «Евангелия» 1507 г. Собрание Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Петербурге. 81. Портретное изображение Максима Грека. Конец XVI в. 82. Автограф митрополита Макария. 83. Миниатюра из «Христианской топографии». 1520 — 1530-е гг. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Вавилонская башня. 84. Миниатюра из рукописи «Житие Николы Чудотворца». Середина — вторая пол. XVI в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Сцена из жития Николая Чудотворца. 85. Миниатюра из рукописи «Житие Николы Чудотворца». Се 86.Миниатюра из рукописи «Житие Николы Чудотворца». Середина — вторая пол. XVI в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Никола на море. 87. Миниатюра из «Космографии Косьмы Индикоплова». XVI в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Миниатюра иллюстрирует текст, описывающий путешествие Косьмы (Козьмы) Индикоплова в Индию. Пояснительная надпись к изображению гласит: «Тамошний земец стреляет зверь, зовомый бобр». 88. Миниатюра из «Царственной книги» (части «Лицевого летописного свода»). 1560— 1570-е гг. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Прощание Ивана 111с сыном и женой. 89. Миниатюра из «Царственной книги». 1560 — 1570-е гг. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Осыпание деньгами Ивана 1У по случаю его коронации. Текст написан тырновским полууставом второго типа.
90. Миниатюра из «Царственной книги». 1560 — 1570-е гг. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Расправа с Ф.С.Воронцовым. 91. Миниатюра из «Царственной книги». 1560 — 1570-е гг. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Расправа над A.M. Шуйским. 92. Фрагмент миниатюры «Лицевого летописного свода». XVI в. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Мотивы западноевропейской архитектуры. 93. Начальная полоса из «Годуновской Псалтири». Конец XVI в. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Почерк — тырновский полуустав второго типа. Орнамент — «старопечатный». 94. Страница с миниатюрами из «Киевской Псалтири». 1397 г. Собрание Государственной Публичной библиотеки в Петербурге. «Киевская Псалтирь послужила образцом для подражания при создании «Го-дуновских Псалтирей». 95. Фрагмент страницы с миниатюрами на полях из «Годуновской Псалтири». Конец XVIb. Собрание Гос. Исторического музея в Москве. Сильное увеличение. 96. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Конец XVI — нач. XVII в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Пашущий крестьянин. 97.Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Конец XVI — нач. XVII в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Битва на Куликовом поле. 98. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Конец XVI — нач. XVII в. Собрание Российской Гос. библиотеки в Москве. Возницы расхищают пищу, посланную князем в обитель.
99. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Конец XVI — 100. Трубящий ангел из Апокалипсиса. Роспись «святых ворот»
23. 24. АЛ **^'*ШШ;?ъ*№0
26.
26. 27.
NN 30. 31.
32.
34.
36. 37.
40.
48. 49. 50. 51. 53. 52.
60.
Учебное издание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|