Создание и развитие парового флота.
Зарождение парового флота в мире относится к началу XIX в. Отечественная наука и конструкторско-техническая мысль были подготовлены к строительству паровых судов на российских судостроительных заводах. Первое российское паровое судно - пассажирская барка "Елизавета" - открыла в 1815 г. и первую в стране пароходную линию Санкт-Петербург-Кронштадт. Установленная на барке паровая машина Уатта мощностью в 16 л.с. позволяла развивать судну скорость На Черном море эру парового флота открыл пароходный бот "Везувий", совершивший 25 сентября 1820 г. свое первое плавание из Николаева в Херсон. В 30-х годах XIX в. в европейских странах и США начали строиться паровые корабли с лопастными гребными колесами и парусным вооружением, получившие название пароходофрегатов. С появлением гребных винтов стали создаваться винтовые корабли различных классов (парусно-паровые линейные корабли, фрегаты, корветы и др.). Поразительно, что Морское военное ведомство России не спешило начинать паровое военное кораблестроение в широком масштабе. К строительству паровых кораблей страна приступила только во второй четверти XIX в. Так, в 1838 г. на воду был спущен первый пароходофрегат "Богатырь", построенный на Ижорском заводе (мощность двигателя 240 л.с.). В 1836 - 1850 гг. на Петербургских верфях было построено 7 колесных пароходофрегатов и один винтовой. В Николаеве строились небольшие военные пароходы с мощностью машин, не превышавшей 80-120 л.с. К началу Крымской войны Россия намного отставала от Англии и Франции в развитии военного парового флота. Она не имела ни одного парового линейного корабля, в то время как английский флот насчитывал 21, а французский 20 кораблей этого класса.
Развитие парового броненосного флота в России в 60–70-е годы XIX в. характеризовалось не только постройкой броненосных кораблей береговой обороны и первого в мире мореходного броненосца «Петр Великий», но и созданием крейсерских сил. Большим толчком к возрождению идеи крейсерских действий и развитию крейсерских сил в русском флоте послужили успешные действия на морских коммуникациях вспомогательного крейсера южан «Алабама», получившего за два года 68 призов, и поход двух русских крейсерских эскадр в Америку в период Гражданской войны в США (1861–1865). В 1863 г., когда в связи с польским народным восстанием обострилась политическая обстановка в Европе, царское правительство по рекомендации управляющего Морским министерством адмирала Н. К. Краббе направило в Северную Америку две крейсерские эскадры: одну [436] (три фрегата, два корвета, клипер — вес паровые) под командованием контр-адмирала С. С. Лесовского — в Нью-Йорк, другую (четыре корвета и два клипера) под командованием контр-адмирала А. А. Попова — в Сан-Франциско. Посылая эскадры в порты северян, русское правительство преследовало двоякую цель: с одной стороны, оказать помощь Северным штатам в борьбе против южан, с другой — использовать корабли для нарушения английских и французских коммуникаций в Атлантическом и Тихом океанах в случае нападения Англии и Франции на Россию{15}. Появление русских эскадр в Нью-Йорке и Сан-Франциско осенью 1863 г. было с огромной радостью встречено северянами и явилось полной неожиданностью для Англии и Франции. Переход кораблей эскадры С. С. Лесовского из Кронштадта и Средиземного моря, а эскадры А. А. Попова с Дальнего Востока в порты Северной Америки был проведен настолько скрытно, что англичане и французы узнали об их прибытии в Нью-Йорк и Сан-Франциско только из сообщений американских газет. Это была одна из наиболее смелых и хорошо организованных демонстраций русского флота, повлиявших на изменение британской и французской политики в отношении не только России, но и США. Английское правительство, сознавая огромную важность для Великобритании коммуникаций в Атлантическом и Тихом океанах и опасаясь их нарушения русскими крейсерами, отказалось от вооруженной интервенции против северян и вооруженного выступления против России на стороне польских повстанцев. Франция также отказалась от намерения применить вооруженные силы. Блестяще выполнив поставленную задачу, крейсерские эскадры через год благополучно вернулись в Россию.
Благодаря этой успешной демонстративной акции в России возродилась идея постройки кораблей для крейсерских действий, но на новой технической основе. Первыми русскими кораблями крейсерского типа были паровые винтовые клиперы и корветы с деревянными небронированными корпусами, на которых наряду с паровой машиной имелось и парусное оснащение, обеспечивавшее возможность длительного пребывания в море без пополнения запасов топлива. В 1860–1864 гг. на судостроительных верфях Санкт-Петербурга были построены четыре клипера и два корвета. Клиперы имели водоизмещение 1585,7 т, вооружение — три 152-мм орудия и несколько малокалиберных пушек, скорость до 13 уз. Водоизмещение корветов составляло 2156–2217 т, вооружение — четыре 152-мм нарезных орудия и несколько скорострельных малокалиберных орудий, скорость — 11–12 узлов. Существенный недостаток этих кораблей — отсутствие брони и, следовательно, неспособность вести бой даже с небольшими броненосными кораблями. Поэтому в 70-е годы перешли к постройке крейсеров с бронированной палубой, защищавшей корабль от снарядов при ведении боя на больших дистанциях, наиболее вероятных при действиях на морских коммуникациях. Но и бронепалубные крейсеры имели весьма существенный недостаток — отсутствие бортовой брони, что лишало их возможности вести борьбу с броненосными кораблями. В связи с этим возникла необходимость в таких крейсерах, которые, с одной стороны, обладали бы большим радиусом действия и могли успешно выполнять задачи на морских и океанских коммуникациях, а с другой — имели бы сильное артиллерийское вооружение и хорошее бронирование, обеспечивающие возможность действовать совместно с эскадренными броненосцами. Корабли, отвечающие данным требованиям, получили наименование броненосных крейсеров и впервые были созданы в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|