Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Календарный график написания бакалаврской работы

N n\n Наименование этапа Сроки выполнения Контролируемый результат
1. Выбор и утверждение темы и научного руководителя Сентябрь Заявление на выбор темы и назначение научного руководителя
2. Составление рабочего плана работы) Сентябрь - октябрь Рабочий план, утвержденный научным руководителем
3. Написание теоретической основы (глав исследования) Ноябрь-март Готовая теоретическая часть работы
4. Оформление работы   Апрель Рабочий вариант текста дипломной работы, включающий все структурные элементы работы, представляемый научному руководителю.
5. Проведение предзащиты Май Предзащита перед комиссий кафедры
6. Исправление замечаний научного руководителя и комиссии кафедры Май Окончательный вариант текста дипломной работы, представляемый на кафедру
7. Сдача работы в ГАК   Июнь Рецензирование. Допуск работы к защите.

 

 

ПЛАН РАБОТЫ. План должен отражать основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана дипломной или курсовой работы следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде ее разделов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены (Приложение №5).

Рабочий план работы должен быть гибким. Изменения в плане работы могут быть связаны с некоторой корректировкой направления работы, необходимость в котором может возникнуть после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельные разделы, может не оказаться достаточного количества материала или, наоборот, могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес. Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем. Окончательный вариант плана утверждается научным руководителем и по существу должен представлять собой оглавление работы.

 

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ. Знакомство с литературой по теме курсовой или дипломной работы позволяет определить основные задачи исследования и методы их решения. Изучение литературы заключается в ее проработке под углом зрения выбранной темы и сопровождается аналитико-синтетической переработкой информации. Данные операции позволяют выделить основные направления, определить структуру темы, в результате создается собственное представление, как решается проблема и что необходимо сделать.

Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы выпускной квалификационной работы.

При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:

1. Начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса – монографий, сборников и журнальных статей, после этого использовать методические и инструктивные материалы.

2. Детальное изучение литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе - выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам выпускной квалификационной работы, предусмотренным планом.

3. При изучении литературы не стоит стремится освоить всю информацию, заключённую в ней, а следует отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в выпускной квалификационной работе.

4. Изучая литературные источники, следует тщательно оформлять выписки, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться.

5. Следует ориентироваться на последние данные по соответствующей проблеме, опираясь на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы; при отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним аналитически, связывать их содержание с собственной исследовательской позицией.

Затем студент должен написать первоначальный вариант текста работы, который обсуждается и согласуется с руководителем. Все этапы исследования отражаются в структуре курсовой или дипломной работы: выполнение каждой операции предполагает результат; который и фиксируется в конкретной части - во введении, разделе по истории проблеме, разделе основной части исследования.

Обсуждение наиболее проблемных вопросов выполнения научной работы возможно на индивидуальных консультациях студента и научного руководителя, график которых устанавливается кафедрой.

Работа над курсовой или дипломной работой связана с поиском документов по теме.

Тематический поиск документов осуществляется в два этапа: на первом изучается тема, на втором проводится непосредственный поиск информации.

Особое место занимают справочные издания, с них начинается знакомство с темой. При работе с ними выясняются содержательные границы темы, выдающиеся деятели, внесшие вклад в разработку проблемы, или характеристика научного учреждения, основные даты по теме (хронологические границы), место событий и т.д.

Справочные издания представляют собой большую разнообразную группу; включающую в себя:

* энциклопедии - однотомные или многотомные справочные издания, содержащие в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний или практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическим порядке;

словари, содержащие упорядоченный перечень слов, словосочетаний, фраз, терминов, знаков с краткими их характеристиками или переводом на другой язы к;

справочники, содержащие комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания, деятельности, тему и т.п.. и носящие прикладной, практический характер.

Следующий шаг - это просмотр периодических и продолжающихся изданий: газет, журналов, бюллетеней, календарей.

Особое внимание при написании работ историко-правового характера следует обратить на первоисточники: летописи, воспоминания современников, законодательные акты прошлых лет и т.д.

Большую помощь при написании работы могут оказать документы, которые содержатся в архивах. Там можно ознакомиться с материалами, отражающими опыт работы в различных сферах управленческой деятельности в крае, найти разнообразные сведения о его полезных ископаемых, водном режиме рек, данные о паводках за многие десятилетия, деревьях, произраставших в конкретных районах, сельскохозяйственных культурах, фауне и животноводстве и т.п., изучить письменные и изобразительные документы, освещающие конкретные события или определенную эпоху.

В Государственном архиве Тамбовской области имеется 3809 фондов с общим количеством дел 1092647 единиц хранения, хронологические рамки которых - вторая половина XVII в. - 1995 г. В настоящее время в архиве находятся 475 фондов, 220 000 единиц хранения дел государственных учреждений, учебных заведений, государственных и частных предприятий, учреждений религиозного культа, существовавших до марта 1918 г. на территории бывшей Тамбовской губернии.

В Центре документации новейшей истории Тамбовской области в настоящее время находится свыше 1 млн. 260 тыс. единиц хранения, запечатлевших почти вековую историю Тамбовщины, имеющих общенаучную и краеведческую ценность.

В зависимости от специфики и задач проводимого исследования у студента может возникнуть необходимость обратиться не только в тамбовские архивы, но и в другие архивы страны. Ориентиром здесь могут послужить:

а) фундаментальный справочник «Архивы России. Москва и Санкт-Петербург» (том первый - 1997 г.), дающий сведения о составе и содержании документов практически всех архивохранилищ независимо от их ведомственной принадлежности;

б) справочник «Государственные хранилища документов бывшего архивного фонда КПСС» (1998), содержащий информацию о документах федеральных и 73 региональных центров хранения документации и другие издания.

К работе в архиве студенты допускаются на основании соответствующего письма-отношения от университета.

Ориентироваться в архиве помогает справочно-поисковый аппарат. Так, в Научной библиотеке Государственного архива Тамбовской области имеются:

• универсальная систематическая картотека «Тамбовский край»;

• тематическая картотека «Краеведческие газеты»;

• тематическая картотека «Краеведческие журналы»;

• тематическая картотека «Тамбовские губернские и уездные земства»;

• фонд справочных и библиографических пособий краеведческого характера.

При работе с каталогами и картотеками необходимо четко фиксировать информацию: автора документа, его название, выходные данные, шифры. Впоследствии она потребуется при заказе литературы.

Документы, отсутствующие в фондах библиотек города, можно получить, используя услуги Межбиблиотечного абонемента или систему электронной доставки, предлагаемую крупнейшими информационными центрами страны.

МЕТОДОЛОГИЯ. Методы научного познания принято делить на всеобщие, общенаучные и специальные.

К всеобщим (или философским) методам научного познания относятся метафизика и диалектика.

Метафизика предполагает изучение предметов и явлений в статичном (неподвижном) состоянии и вне связей с другими предметами и явлениями.

Диалектика напротив, предполагает исследование изучаемых предметов и явлений в их историческом развитии, всесторонности, объективности, конкретности, полноте и взаимной связи с социально-экономическими, историческими, культурными и иными условиями жизни общества.

Общенаучные методы познания, в отличие от специальных, используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных науках.

Они обычно делят на три большие группы:

• методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение);

• методы теоретического исследования (абстрагирование, формализация);

• методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (анализ, синтез, моделирование).

Специальные методы характерны для определенных областей научного знания. В работах историко-правового характера могут быть использованы следующие специальные методы:

статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д.;

сравнительно-исторический метод, с помощью которого можно выявить общие закономерности развития государства и права у разных народов, на разных территориях и в разные исторические эпохи;

сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т.д., в целях выявлениях их общих и особенных свойств;

формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как «существенный вред», «юридическое лицо», «смягчающие вину обстоятельства» и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать правовые предписания, анализировать содержание законодательства и т.д.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ. Работа над рукописью курсовой и дипломной работ начинается с общей оценки ее содержания и построения. Следует посмотреть, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основные мысли, удалось ли отчетливо показать, что нового несет в себе работа. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения.

Текст работы должен отличаться логичностью, смысловой законченностью, целостностью и связностью. Также следует уделять серьезное внимание языку и стилю. Языковая и стилистическая культура работы позволяет судить об общей культуре ее автора.

При написании работы используют следующие варианты текстов. Тексты, излагающие ряд последовательных событий, называют повествовательными. В них порядок изложения фактов определяется их хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. Отбор событий для текста происходит на основе их продолжительности во времени и значимости для раскрытия темы.

Тексты, в которых предмет или явление раскрывается перечислением его признаков и свойств, называют описательными. В данных текстах первоначально дают общую характеристику факта, затем - отдельных его частей.

Любой текст в обязательном порядке делится на части. Такой прием называют рубрикацией текста.

Рубрикация текста работы представляет деление текста на составные части. Рубрикация отражает логику научного исследования и поэтому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац — отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац часто рассматривают как композиционный прием, который используется для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение Носило более завершенный характер. Правильная разбивка текста на абзацы существенно облегчает чтение научной работы и ее осмысление.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце колеблется от одного до пяти-шести.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В каждом абзаце надо выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста.

Делить текст на более крупные структурные части следует с учетом логических правил деления понятия. Заголовки глав и параграфов работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. В заголовок не рекомендуется включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка. Не следует включать в заголовок слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера. Нельзя включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры, химические, математические, физические и технические формулы.

Любой заголовок в тексте должен быть по возможности кратким, т.е. не должен содержать лишних слов. Однако и чрезмерная краткость его нежелательна. Чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно нежелательны заголовки, состоящие из одного слова. По такому заголовку сложно судить о теме следующего за ним текста.

Рубрикация текста часто сочетается с нумерацией - числовым или буквенным обозначением последовательности расположения его составных частей.

В настоящее время в научных и технических текстах применяется числовая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей произведения (первая ступень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) — из двух цифр, третья ступень деления — из трех цифр и т.д. Использование этой системы нумерации позволяет не употреблять слова «раздел», «глава», «параграф» и т.д.

Каждый, кто создает письменные тексты, постепенно приобретает собственный стиль изложения.

Курсовые и дипломные работы являются результатом исследовательской работы, поэтому целесообразно использовать научный стиль русского языка. Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Мысль здесь строго аргументирована, ход логических рассуждений особо акцентируется. Тексты характеризуются обобщенностью и подчеркнутой логичностью изложения. Типичными являются смысловая точность (однозначность), скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость и строгость. Образ в научной речи обычно схематизирован и обобщен.

Отвлеченность и обобщенность проявляются в научной речи и в особенностях употребления и значения категории вида глагола. Глаголы совершенного вида используются в устойчивых повторяющихся оборотах в форме будущего времени: например, докажем, что...; рассмотрим...; уравнение примет вид и т.д.

В тексте используют авторское «мы», употребляющееся для «скромности» и ради объективности изложения.

Для научной речи характерно использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания. Такая черта научной речи, как точность, выражается в употреблении терминологии, однозначных слов. Но существуют и общепринятые обороты речи, которые характерны для научных текстов.

Так, в предложениях используют специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:

• последовательность развития мысли (например, вначале, во-первых, значит, итак, прежде всего и т.п.);

• противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

• причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);

• переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти..., обратимся к...; все сказанное позволяет сделать вывод: подводя итог, следует сказать...).

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ любой исследовательской работы (курсовая работа, дипломная работа, научная статья, доклад, диссертация) является одним из важнейших этапов научно-исследовательской и творческой работы.

Рукопись курсовой и дипломной работ оформляется в соответствии с действующими стандартами. Они распространяются фактически на все элементы работы: ее рубрикацию, ссылки на литературные источники, цитирование, составление библиографических списков, оформление таблиц и иллюстративных материалов и т.д.

Данный этап работы (оформление библиографической части рукописи) включает:

· использование цитат и ссылок;

· оформление списка литературы.

Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых и достаточных для общей характеристики, идентификации и поиска документа.

Библиографические ссылки употребляют при:

· цитировании;

· заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;

· необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;

· анализе опубликованных работ.

Библиографические ссылки делятся на внутритекстовые и подстрочные. Выделяют также повторные ссылки.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами "Цит. по"; "Цит. по кн."; "Цит. по ст.".

Когда нужно подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, где подтверждается (высказывается, иллюстрируется) положение основного текста, то в таких случаях используют слова "См., например", "См., в частности".

Когда необходимо показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают "См. также".Если работа, указанная в ссылке, более подробно освещает затронутый в основном тексте предмет, пишут "Об этом подробнее см.".

Делая в работе ссылки на литературные и другие источники, необходимо соблюдать следующие обязательные требования цитирования:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, и в обязательном порядке давать соответствующие ссылки на источник. Однако, таким цитированием злоупотреблять не следует.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного - когда эта цитата представляет собой часть предложения автора работы.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят многоточие.

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...