Истоки элитизма в политической мысли
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Классические подходы к политической стратификации общества
Крыштановская выделяет следующие подходы:
Классы выделяются по 4ем критериям: · месту в исторически определенной системе общественного производства · по отношению к средствам производства · по роли организации труда · по способам получения и размерам доли общественного богатства Главный здесь критерий именно отношение к средствам производства.
2 основные категории классов: · Основные (онтогонистические: крестьяне, феодалы) · Неосновные (духовенство, бюргеры) Так, политическая власть буржуазии – следствие ее экономического господства.
2. Профессиональный. М. Вебер. Основная идея – социальная стратификация не сводится к одному фактору собственности. Самостоятельное значение имеет распределение власти и престижность статусность привилегий. Вебер приходит к выводу и специализации социальных ролей и политико-управленческая сфера – самостоятельная, независимая от экономики. Политика – сфера взаимодействия конкурирующих ролей (Политик и чиновник). Веблен. Снижение эффективности организации коммунизма приводит не к социализму, а к новому типу организации общества – приход к власти технических специалистов. Эти управленцы оттесняют собственников на второй план. 1940 Бернтхем «Революция менеджеров». В современном обществе власть уже перешла к управленцам. К власти приходит новый правящий класс – элита управленцев (чиновники от государства и бизнеса).
Д. Гелбрейт, Тофлер продолжили его идеи. Ключевая роль отводится знанию.
Общее с марксизмом – экономический фактор. Отличие: 1. Политика – профессиональная специфическая сфера 2. Признает множественность элит
3. Элитистский. Г. Моска, Паретто, Михельс (Острогорский в России). Экономические основания политической стратификации - вторичны. Первично политические основания. Главный критерий социального деление – распределение самостоятельной власти. Элита – это корпорация, она сильно отделена от общества.
Элитология. Элитизм. Элитаризм. Эгалитаризм.
Понятия обозначают ценностно-мировоззренческие и практико-ориентированные позиции. Элитизм. Элитаризм и Элитология, часто их смешивают.
Большинство исследований носили апологетически характер, т.е. вели к оправданию, восхвалению элит. Т.к. понятия разрабатывали сами элиты.
Элитаризм – концепция, в которой разделяется общество на массу и элиту. Это не просто данность, а ценность, важный атрибут цивилизации. Такое общество более аристократично, а значит более выживаемо. Элита – относительно закрытая группа общества, члены которой к массе относятся с презрением. Это глубоко консервативное и аристократическое мировоззрение.
Элитизм. Понятия элита и масса распространены, неравенство их нормально. Однако, далеко не все элитисты согласны с тем, что масса заслуживает презрения, а элиты самые крутые. Закрытость элиты тоже не обязательна. Но расслоение есть в любом обществе.
Элитология. Это понятие объединяет все концепции. Многие элитологи становятся элитистами, т.к. постоянное изучение феномена делает расслоение нормальным. Среди элитологов можно встретить людей с противоположной позицией – эголитаристов.
Эголитаризм – элита представляется как неправильное явление. Элита - моральный вызов обществу в ценности равенства и справедливости.
Эголитаристы за справедливость – каждый должен получать столько сколько заработал. 1. Элитаризм 2. Элитизм 3. Элитология 4. Эголитаризм
Элитология развивалась в русле социально-политической философии. Элитология - междисциплинарная: политология + социальная философия + социология + всеобщая история + социальная психология + культурология.
Элитология – наука о социальной диференцированность и стратификации. (шир.) В узком значении, элитология – наука об элитах. Объект исследования – политическая администрация и управленческие элиты.
Понятие элиты Понятие элитавосходит значению « Выбирать» с латинского. Изначально означало товары высшего качества. Значительно позже, в 18 веке, стало обозначать «знать» В 20ом веке понятие вошло в словарь социальных наук.
Элита – лица с властными полномочиями, принимающие решения. Но есть разногласия в определении рамок. В широком смысле элитой называют людей, наделенных властью. В узком - только тех, кто принимает решения в высшем эшелоне государственной власти,
Выделяют категории: - субэлиты (подгруппы) * региональные * отраслевые - супер элита (узкий круг) - оппозиционная/правящая элита - контр элита (непримиримая оппозиция)
В определении сущности элиты социологи/ политологи разделяются. Выделяют два подхода к анализу сущности элиты:
Подходы к анализу места элиты: a. Позиционный – степень влияния лица в зависимости от того какое место оно занимает системе власти. Элита – только официальные должности. НО: возможно влияние многих носит номинальный характер… b. Репутиционный анализ – основывается на мнении экспертов c. Номинальный – одни занимают место, а другие действуют. Нужно учесть, какова степень влияния на принятие решений.
Политическая элита – внутренне сплоченная социальная группа меньшинства общества, являющаяся субъектом подготовки и принятия стратегических решений, которая обладает необходимыми для этого ресурсами.
Рекрутирование элит Это процесс пополнения правящего слоя новыми людьми. Элита может быть закрытой и открытой. Закрытая элита – сомовоспрозведение или пополнение только из самых ближайших социальных групп. Открытая элита – доступна для разных групп. Политическая элита в отличие от профессиональных элитарных сообществ – является открытой,
Механизмы рекрутирования - принцип выдвижения в состав элит новых людей: ü Кровное родство ü Наследование ü Собственность ü Преданность ü Выслуга лет ü Партийная принадлежность ü Личная компетентность
Каналы рекрутирования. Социальные институты могут способствовать продвижению: ü Гос аппарат ü Органы местного самоуправления ü Армия ü Система образования ü Церковь
Патнем: «Сравнительное исследование политических элит». В разных странах по разному: 1) В парламентских системах через партии (Испания, Франция) 2) Бюрократический аппарат (Германия, США) 3) Вооруженные силы (Перу, Аргентина) и Спец службы (Израиль) 4) Система элитного образования (Великобритания) Проницаемость каналов - продвижение не только по вертикали, но и по горизонтали. Возможность прийти во власть из другой сферы. Истоки элитизма в политической мысли
1) Элитология как наука сложилась в 20 веке, но истоки элитаризма уходят в глубь веков. Внимание ей уделяли еще древнекитайские мыслители, которые пытались сконструировать нормативную модель правительства. Так основатель течения «легизм» Гоань Чжу писал о том, что закон должен стоять выше правительства, перед законом все должны быть равны и принципы управления должны носить универсальный характер. Идеальный правитель ценит законы, принципы нравственного самосовершенствования больше чем власть. Совершенный правитель должен считать улучшение жизни народа своей главной цели. Верхи заботятся о низах, низы служат верхам.
В целом характерно мнение, что упадок/процветание государства зависит от качества правителя. Лао Цзы говорил, что лучшей властитель – тот о котором знают, что он есть и все. Которого любят, тот похуже. Еще хуже, тот правитель, которого народ боится. А хуже всех, тот над которым смеются. По настоящему мудрый правитель в тени тактично правит. Но наибольшее распространение у идей Конфуция. Управлять должны благородные мужи + государь, опираясь на идею добродетели. Главное – воспитание в себе благородных качеств. Поэтому происхождение не важно, и даже простолюдины могут попасть в элиту. На руководящие посты мнению нужно выдвигать людей, обладающих знаниями. Конфуций разработал технологию отбора для обучения эффективных чиновников. Была разработана система комплексных экзаменов. И обладатели высоких и высших степеней образовывали специфическое сословие, которое имело привилегии. Т.е. нужны были некоторые собственные достижения, кроме богатства и знатности.
Важной эпохой стала и Античность. Важна фигура Гераклита. Он призирает демократию, считает, что если один лучше, то пусть правит он. Но наилучшими люди становятся не по богатству и не по происхождению – это характеристика духовного и личных качеств.
Платон выступал против участия демоса в управлении, ими руководят мнения. Государственными могут заниматься только аристократы, получившие специальное образование. Основание такой власти элиты, не ее собственные интересы, а интересы всего сообщества. Обосновывал все Платон учением о душе, она состоит из трех частей: разумной, волевой и чувственной (вожделеющей). Распространены в обществе они по разному и лишь малая часть способно подчинить себя разуму. Поэтому Платон структурирует общество по пирамиде: философы, войны, простолюдины.
В Средние века представления оказались разделены. Августин Аврелий. Разрабатывал теорию о спасении избранного меньшинства и осуждении остальных за греховную жизнь. Первая часть – праведники, именно они составляют Град Божий – они любят Бога до самоотречения. Противоположен ему Град Земной, из себялюбцев, забывших о Боге. Критерий элиты по Августину – исполнение заповедей божьих. Фома Аквинский. Все подданные должны подчиняться богоизбранным правителям. При этом подчиняться светской власти необходимо лишь в телесных действиях, во внутренних же стоит повиноваться только божеству. Посему власть правящей элиты в их глазах нивелировалась сглаживалась перед религиозной элиты, которую они и считали истинной.
Эпоха Возрождения. Пытались преодолеть разрыв между властью и элитарностью. Макиавелли выступал против феодалов, но больше боялся не их, а бунта масс. Выступает за сильную власть государя. Правитель должен быть строгим и изворотливым, нравственные качества хороши, но только когда есть от них польза государству. Делит правителей на львов и лис. Гоббс: концепция просвещённого абсолютизма, на основе договора. Руссо выступал против любой элиты. Идеал – общество из равноправных мелких собственников. Близок к идее эгалитаризма.
Ницше. Он заявлял, что в сознании современного человека Бог умер, а значит, не существует оправдания морали вне самого человека. В противовес социальным доктринам эгалитаризма Ницше формулировал концепцию сверхчеловека, который отбрасывает нормы морали и выражает волю к власти. К концу 19 – го столетия подошла к необходимости научного осмысления феномена элиты, так как философское осмысление приходило к хождению по кругу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|