Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема политической власти бюрократии в творчестве Вебера. Теория плебисцитарной бюрократии.




 

 

Рациональной тип бюрократии носит идеальный характер. В реальности чиновники не желают быть только орудием и средством. Чиновники стремиться влиять на политику. Вебер в своей работе «Политика как призвание и профессия» провел по разным полюсам понятия чиновник и политик.

Чиновник – выполняет инструкции, спущенные сверху. Чиновник не определяет курс, значит не несет за него личной ответственности.

Политик – должен заниматься Целеполаганием, нести ответственность за деятельность. Качества политического лидера могут сформироваться у политика только с необходимостью постоянно принимать ответственность, решения, рисковать.

Многие черты современного процесса ХХ век провоцируют укрепление чиновничества, т.к они:

· Компетентны

· Организованы

· Корпоративно солидарны.

Минусы бюрократии в том, что она не умеет принимать ответственных решений, но тянется к власти.

 

В Германии у бюрократии не было сильного противовеса. Даже монарх не может ее ограничить, т.к. зависит от нее в информационно отношении.

Рейхсканцлер несет ответственность только перед Государем, а не перед парламентом. Но в отношениях монарха с бюрократией монарх бессилен.

 

Россия.

После 1905 года складывается мнимый конституционализм. На смену монархии приходят чиновники.

Бюрократия тянется к политике, будучи неготовой к этому и следовательно, проблема ограничения власти бюрократии.

 

СПОСОБ – концепция плебисцитарной бюрократии.

Акцент делается на институты представительной власти. Парламентская система наилучшее средство развития общества и обуздания бюрократии. Но чтобы парламент смог контролировать бюрократию он должен обладать властью.

Мнимый конституционализм – партии не имеют власти, парламент не дает выдвигаться достойным лидерам.

 

По Веберу, роль масс в политическом процессе сводится к избранию лидера.

Следственно в государстве систему бюрократического управления нужно дополнять элементами плебисцитарным лидером, который избран всем народом:

  • Имел бы собственный источник легитимности
  • Обращался бы напрямую к народу

В глазах граждан легитимность плебисцитарного лидера зависит от успеха его деятельности.

В силу харизматичности политик должен привлекать своих сторонников.

Именно плебисцитарного лидера Вебер рассматривал в качестве главного противовеса усиливающейся бюрократии.

Противоречивый характер теории Вебера основан на историческом опыте Германии.

Опасность для демократических институтов может исходить не только от бюрократии, но и от самого плебисцитарного лидера (может проводить не демократическую политику).

 

Критика классической теории бюрократии

 

Осознание ограниченности Веберовской трактовки бюрократии актуализирует проблему с новой силой. Направления критики:

· Подвергалась сомнению дихотомия между политикой и государственной службой.

Внесли вклад Саймон, Фридрих, Даль. Если политика – формирование и организация определенного курса, то в этом случае ее очень сложно вычленить из государственной службы. Для чиновника здесь слишком много точек соприкосновения с политической сферой.

Подчеркивается, что чиновники даже в рамках своих стандартных компетенций имеют большую долю свободы в интерпретации тех законов, которые они воплощают в жизнь. Кроме этого они обладают большой свободой в определении того когда, как и в какой мере реализовывать законы и политические решения. Внутри рамок у чиновников много свободы. Как они станут действовать – определяет их политические ориентации.

· Утверждение того, что бюрократия - наиболее рациональная форма управления и вследствие этого обладает наивысшей степенью эффективности.

Оспаривали - Мертон, Парсонс, Голднер и т.д. Полагали, что Вебер переоценил бюрократию и не предусмотрел разного рода дисфункций. Они искажаются и начинают вредить организации.

Так Мертон писал о дисфункции «подмене цели» - нормы и правила, в соответствии с которыми действует бюрократия, превращаются из средств в самоцель. Это в том случае, когда бюрократ начинает защищать себя, выгораживать результаты своей деятельности. С этой точки зрения один и тот же структурный элемент может иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Функциональные: предсказуемость, но дисфункционально – косность и неспособность приспосабливаться к меняющимся условиям.

 

Эти два основных направления заставили пересмотреть проблематику государственной службы. Начинают появляться совершенно иные подходы к управлению.

 

Основные подходы к анализу государственного управления во второй половине 20го века

Функциональное описание границ применения бюрократического управления.

Бернс выделяет 2 типа организаций:

Механические. Тип возможен стабильной обстановке.

· Иерархичность

· Нисходящий поток инструкций

· Восходящий поток инфы

· Лояльность подчинение

· Четкая регламентация

 

Органические. Для нестабильного окружения

· деформализация функций

· вертикальные и горизонтальные отношения

· участие, а не контроль

· советы, а не указы

 

Шмидт и Трайбер сравнивают Веберовский и современный:

 

Классическая Политическая  
Ориентация на общее благо, на общий интерес Ориентация на различные политические группы интересы и ценности
Вопросы должны решаться политически нейтрально Путем переговоров с достижением компромисса.
Парламент, партии как излишние и опасные Эти структуры нужны не только для выработки решений, но и реализации
Участие масс в политике не желательно Эта активность нормальна и с ней нужно работать
Не склонна взаимодействовать с политикой Взаимодействует очень и очень интенсивно
Выдерживает элитную солидарность. Чиновники элита Элитная солидарность не слишком интенсивна.
Ориентирована на процедурный способ деятельности Ориентирована на программные и проблемные методы
   

 

Теория неформальной организации Саймон и Селзник.

Внутри формальной организации всегда есть неформальные группы. – специфическая субкультура, которая оказывает влияние на формальные структуры.

2 фактора возникновения субкультуры:

1) Организация использует индивида как средство

2) Формальная организация встроена в среду, и взаимодействует с другими организациями

 

Бихефиорализм. Дуглас Мак Грегор.

Положения X

· Средний служащий не любит работать и стремится избежать труда.

· Вследствие этого их надо принуждать, контролировать, угрожать.

· Стремиться избежать ответственности, предпочитает больше всего безопасность собственную.

Положения Y

· Средний служащий способен себя контролировать.

· Усилия достижению вознаграждению

· Надо мотивировать

· Интеллектуальные способности не достаточно используется

 

Системный подход Истон, Алмонд.

Подчеркивание взаимосвязи между организацией и внешней средой. Извне поступают требования и выдают в окружающую среду рекомендации к деятельности. Если смотреть на бюрократию как на систему, для нее внешней средой будет не только общество, но и законодательная власть, группы интересов.

На выходе – дифференцированные ответы на социальные запросы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...