I . Этапы музейного проектирования.
Методические рекомендации по разработке научного проекта экспозиций Составитель: н.с. научно-методического отдела Центрального музея Великой Отечественной войны Лабзина Н.А. Зав. отделом: Горбунова С.И. М., 2001 Введение При всем многообразии подходов к созданию музейных экспозиций этот процесс подчиняется определенным правилам, от выполнения которых во многом зависит успех работы. Прежде всего, они состоят в установлении последовательности проведения комплексов работ и хода проектирования экспозиции, что воплощается в разработке типовых документов. При определении последовательности проведения работы (от планирования, научного проектирования, разработки художественного проекта до технического проекта, исполнения и популяризации экспозиции) создатели экспозиции, руководство музея осваивают и утверждают порядок «технологии производства». Это позволяет представить процесс в целом, сосредоточить внимание на тех участках, от которых зависит его своевременное завершение, и координировать усилия соответствующих отделов музея. В ходе проектирования экспозиции создаётся комплекс документов, последовательно развивающих и уточняющих её содержание. Введение в практику работы музея унифицированных форм этих документов позволит повысить их научный и содержательный уровень, облегчит процесс их составления, что, несомненно, приведет к экономии времени и средств. Всё вышеизложенное в основных моментах определено в утверждённом Министерством культуры РСФСР 12 мая 1985 г. "Порядке организации работы музеев, творческих коллективов художников и художественно-производственных организаций по научному и архитектурно-художественному проектированию, оформлению и монтажу, оценке и открытию экспозиций и выставок музеев местного подчинения (кроме художественных)».
В данных методических рекомендациях подробно рассматривается методика работы по научному проектированию экспозиций музея. Музейная экспозиция является основной формой музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественного решения. Таким образом, построение экспозиции на основе научной концепции - это первый принцип, лежащий в основе экспозиции. Он включает в себя, прежде всего, понятие историзма. Историзм - правдивое отражение истории, показ каждого события или явления в неразрывной связи с другими событиями, ясное представление о его причинах и следствиях. Построение экспозиции должно вестись на научной основе с учетом последних исследований учёных-историков, проведения собственной научно-исследовательской работы, в т.ч. по музееведческим проблемам, и путём расширения источниковой базы. В научной концепции должны быть продуманы и объём, логика подачи, система экспонатов. Исходя из сущности музея и специфической особенности экспозиции, второй, важнейший принцип построения экспозиции - принцип предметности. Задача экспозиционера - показать посетителю на подлинных материалах фондов музея, что запечатлелось и дошло до нас в памятниках материальной и духовной культуры. Экспонирование подлинных исторических памятников истории и культуры рождает у посетителей чувство сопричастности прошедшему, даёт возможность ощутить особенности эпохи. Только музейный предмет (экспонат) является доказательством, удостоверением исторического факта.
Третий принцип - коммуникативность - требует от экспозиции быть доходчивой и универсальной, т.е. учитывать восприятие самых разных групп посетителей, различных по возрасту, образованию, социальному положению, стремиться к многоплановой подаче экспозиционного материала. Отсюда высокие требования в настоящее время предъявляются к информационному оформлению экспозиции. Необходимо тщательно разрабатывать аннотационные тексты, этикетаж, внедрять аудио и компьютерную технику. Практикой работы музея должна быть разработка каталогов, различного вида путеводителей, рассчитанных на разный возрастной состав посетителей, В связи с тем, что научное проектирование является только одним из этапов музейного проектирования экспозиций в целом, первый раздел рекомендаций посвящён характеристике этих этапов, последовательности их проведения. Таким образом, определяется место и роль научного проектирования в этом процессе. Последующие разделы рекомендаций раскрывают методику работы и структуру проектных документов, которые, по сложившейся практике отечественных музеев, относят к научному проектированию экспозиции. Методические рекомендации составлены на основе опыта работы ЦМ ВОВ 1941-1945 гг., других музеев, теоретических достижений современного музееведения. Подробные сведения о современном подходе к проектированию экспозиции можно найти в специальной литературе, которая была использована автором. I. Этапы музейного проектирования. Подготовка музейной экспозиции проходит несколько стадий: проектирование, осуществление и популяризация экспозиции. Проект экспозиции - её образ, который даст наглядное представление о сё содержании и облике. Создание новых экспозиций или реэкспозиция начинается с оформления планового задания в годовом плане работы музея и в планах соответствующих отделов, где фиксируются: - тема экспозиции; - ответственные исполнители (экспозиционные отделы) или авторский коллектив, ориентирующийся в проблематике темы, имеющий общее представление о фондах музея, знакомый с основными положениями методики экспозиционной работы; - очередность проведения работы; - сроки создания экспозиции.
Проектирование музейной экспозиции состоит из трёх взаимосвязанных элементо в: научного, художественного и технического проектирования. Научное проектирование выполняется в несколько этапов, каждому из которых соответствует комплект определенной документации. Научное проектирование на каждом этапе органично связано с разработкой художественного проекта, а именно, совокупности архитектурно-художественных решений, что предполагает совместную работу экспозиционера и художника. I этап - разработка научной концепции (НК), краткой тематической структуры, как её составной части На основе НК разрабатывается архитектурно-художественная концепция генеральное архитектурно-художественное решение экспозиции). В архитектурно-художественной концепции определяются основные художественные принципы построения конкретной музейной экспозиции. Архитектурно-художественная концепция может быть представлена в эскизах, макетах и иных формах и сопровождается пояснительной запиской, в которой сформулированы основные архитектурно-художественные принципы раскрытия идей но-научного содержания экспозиции. II этап - создание расширенной (развёрнутой) тематической структуры (тематико-структурного плана) - тематической разработки экспозиции, детализированной до уровня отдельных тематических комплексов. Одновременно разрабатывается план дополнительного комплектования. На основании её художник создает эскизный проект - расширенную архитектурно-художественную концепцию детализированную до уровня локальных тем, включая детальную проработку пространственного и цветового решения. Ш_этап - создается тематико-экспозиционный план (ТЭП) - итоговый документ разработки научного и художественного проектирования экспозиции. На основе ТЭПа (за пределами научного и художественного проектов) осуществляется техническое и рабочее проектирование в организации, ведущей оформительскую работу в музее или силами музея в соответствии с существующей практикой. Технический проект включает монтажные листы, выполненные в масштабе, с точным обозначением размещения и размеров оборудования, экспонатов, текстов, технических устройств и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|