П. Разработка научной концепции
Разработка НК является первым и важнейшим этапом проектирования, на котором выбирается и обосновывается тема и главная идея экспозиции, определяется сё целенаправленность, общая тематическая структура и принцип построения крупных разделов и комплексов экспозиции. Написанию НК предшествует исследовательская работа, которая заключается в глубоком изучении темы на основе: - изучения исторического периода жизни общества, которому посвящен музей на основе исторической литературы, архивных материалов, публикаций в периодических изданиях; - изучения предметной основы предстоящей экспозиции; фондовых собраний, коллекций вещевых и документальных памятников истории: параллельно с НК экспозиции разрабатываются документы об обеспеченности ее источниками, а также конкретные программы тематического и целевого комплектования; - анализа существующих в стране и за рубежом музейных экспозиций однопрофильных музеев по данной или сходной тематике, их структуры и принципов построения. Содержание научной концепции НК дает первое, самое общее представление о будущей экспозиции. 1. Формулируется своеобразная и оригинальная идея музейного показа определенного исторического события - замысел, содержание, основной смысловой стержень будущей экспозиции. 2. Определяются цели и задачи - обоснование работы, ответ на вопрос «зачем и для кого создаётся экспозиция?» (характеристика места новой экспозиции в системе экспозиций музея в целом и в системе военно-исторических музеев страны; культурно-образовательный потенциал данной экспозиции). 3. Краткая историческая справка по теме экспозиции с выявлением основных этапов и главных действующих лиц.
Экспозиционное решение: 4. Обоснование краткой тематической структуры экспозиции, намечаются её основные разделы, темы, подтемы в виде развёрнутого плана, но без указания экспонатов. 5. Обоснование принципов (подходов) построения экспозиции. В экспозиционной практике, в зависимости от целенаправленности, характера и специфики экспозиции, используются основные принципы её построения. * Хронологический (историко-хронологический) принцип - традиционный; подавляющее большинство исторических экспозиций построены именно по хронологическому принципу, который предполагает группировку и интерпретацию экспозиционных материалов в соответствии с принятой в исторической науке хронологией процессов и явлений и отражает события, явления исторического процесса во временной последовательности его развития. * Проблемный принцип применяется когда необходимо всесторонне раскрыть какие-либо проблемы, имеющие основополагающее значение для освещения тех или иных событий и явлений исторического процесса. Эти проблемы могут быть ведущими концептуальными элементами для определенного раздела и темы экспозиции, или «сквозными» для всей создаваемой экспозиции. Хронологическая последовательность изложения материала если и соблюдается, то носит второстепенный характер, В качестве примера можно вспомнить нашу выставку «Женская военная судьба» или выставку «Военнопленные» Дома истории Федеративной республики Германия. * Их сочетание - проблемно-хронологический принцип. В экспозиции, построенной по хронологическому принципу, есть разделы или темы, посвященные какой-либо проблеме. Например, в нашей военно-исторической экспозиции есть темы: Русская православная церковь в годы войны, Медицина и медицинские работники в годы войны и др. 6. Выбор экспозиционных методов. Положение и роль музейного предмета в экспозиции определяет методы её создания, которые заключаются в научно обоснованной системе группировки и организации музейных предметов.
- Комплексно-тематический метод. Данный метод базируется на научной методологии. Несмотря на все коллизии его практического применения, он был и остаётся надёжным средством адекватного восприятия музейными средствами фактов, явлений и процессов исторического прошлого и современности, по сей день является наиболее оптимальным для построения экспозиций. Особенностью его является то, что он предполагает отражение в исторических процессов и явлений при помощи тематических комплексов, включающих разнообразные виды музейных памятников: вещественных, документальных и изобразительных, объединённых единым замыслом. Основное -объединяющая экспозицию идея. Неправильное использование этого метода иногда приводит к показу исторических явлений повествовательно, книжно. Стремление проиллюстрировать все выявленные исторической наукой аспекты, явления и процессы приводит к перенасыщению экспозиции воспроизведениями музейных предметов и малоценными вспомогательными материалами. В результате роль музейного предмета сводится к простой иллюстрации или элементу схемы. При этом пропадает существенная разность между подлинным музейным памятником и его воспроизведением-копией. Всё это дало повод критикам комплексно-тематического метода переименовать его в иллюстративный. Именно при понимании комплексно-тематического метода как иллюстративного неизмеримо возрастает роль художника: он становится не только оформителем, но даже автором экспозиции. Комплексно-тематический метод новаторы предлагают заменить образно-художественным. Проблема в том, что под предлогом замены одного метода другим из экспозиции вытесняется наука. Научная продуманность заменяется художественно-оформительским изыском. Дизайн берёт верх над наукой. Сам музейный предмет и его комплексы из источника знаний, впечатлений, чувств превращается в элемент оформления. Иными словами, музейный предмет из солиста превращается в статиста или, того хуже, в декорацию. Ярким примером последовательного воплощения в жизнь данного подхода является экспозиция музея В.В.Маяковского в Москве. Сознательный отказ от серьёзной научно-концептуальной проработки экспозиционного замысла, пренебрежительное отношение к музейным предметам как носителям информации привели в результате к созданию экспозиции, имеющей мало общего как с эпохой, так и с биографией самого Маяковского: получилось изображение некоего абстрактного поэта на фоне столь же абстрактно отражённой исторической действительности.
Наряду с основным комплексно-тематическим методом существуют и другие методы. - Коллекционный (систематический) метод особенно подходит для демонстрации однородных музейных предметов (коллекций) в соответствии с классификацией профильной науки или принятой в музее. Это может быть показ в основной экспозиции, построенной по комплексно-тематическому методу, коллекции, например, фронтовых писем или открыток военного времени (здесь музейный предмет является целью исследования в экспозиции). Большой интересной коллекции может быть посвящена выставка. - Ансамблевый метод используется при создании экспозиции, выраженной, главным образом, в интерьере. Цель ее - сохранение или воссоздание на документальной основе подлинной среды бытования данного музейного предмета, связанного с историческими событиями, жизнью и деятельностью какого-либо исторического лица (их называют в музейном обиходе «жизненные комплексы»). Здесь используются разнородные музейные предметы, которые являются инструментом для создания образа экспозиции (например, рабочий кабинет маршала в экспозиции выставок Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., посвященных юбилеям выдающихся военачальников; или ряд сооружений в экспозиции Военно-Морского флота и в экспозиции военно-инженерных сооружений). 7. Даётся характеристика экспозиционной площади. 8. Анализ и характеристика предметной базы экспозиции: наличие фондовых собраний, коллекций по теме, указываются возможные источники целевого комплектования основного и вспомогательного фонда в плане предстоящей экспозиции.
По возможности указываются ведущие экспонаты (или комплексы), экспонаты повышенной аттрактивности, а также крупногабаритные экспонаты. 9. Определение основных требований к архитектурно-художественным решениям (замысел экспозиционера). Совместно с художником решаются вопросы о художественном образе будущей экспозиции: облике демонстрационного зала, его доминанте, характере оформления, освещения, возможность введения декоративных элементов, особые меры для обеспечения сохранности экспонатов и др. Намечается позальное размещение экспонатов. Намечаются технические средства и устройства (кино-, полиэкран, голография и др.). 10. Прилагается список использованной литературы. Научная концепция экспозиции обсуждается на Научно-методическом и Учёном советах музея; научная концепция выставки обсуждается на Научно-методическом совете и утверждается директором музея. (Форма титульного листа НК в Приложении 1).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|