Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V . Особенности научного проектирования временных экспозиций (выставок)

Подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную работу музея, по имеются отдельные специфичные моменты в научном проектировании выставок.

Выставочная деятельность имеет, во многом, эмпирический характер.

Выставки - временные экспозиции; это качество имеет ряд преимуществ. Выставки посвящаются актуальным вопросам современности - крупным политическим событиям, юбилеям (том числе и в жизни самого музея), информации о текущем моменте. Они повышают доступность, общественную значимость музейных коллекций (выставки фондов), оперативно вводят в оборот научные достижения музея (выставки новых поступлений, демонстрации реставрационных работ). Одним словом, выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по поставленной теме. А в отдельных случаях тема может выйти даже за пределы профиля музея.

Временность выставок отражается на составе экспонатов. Здесь могут быть показаны музейные предметы, обычно не подлежащие экспонированию в целях обеспечения их сохранности. Для более полного и всестороннего раскрытия темы или исследования проблемы музей может привлекать экспонаты из частных коллекций, из других музеев и профильных организаций.

Актуальность, а иногда и злободневность тематики выставок предъявляют особые требования к их архитектурно-художественному решению. В создании выставок важно учитывать не только современный уровень развития музееведения, психологии и социологии, но и современный уровень экспозиционного дизайна и возможность использования новых технологии.

В планировании выставочной деятельности важно учитывать социально-демографические характер потенциальной музейной аудитории, со пожелания и предложения.

Выставки - своего рода полигоны, где испытываются те новшества, которые затем могут быть использованы для совершенствования стационарной экспозиции.

Создание экспозиции - коллективная творческая работа (как создание спектакля или кинофильма), в которой экспозиционер участвует, конечно, в качестве главного режиссера, но для успеха дела важно и мастерство художника-экспозиционера, который органически сочетает предметность и достоверность с образностью и эмоциональностью создаваемой экспозиции, и активное участие сотрудников фондовых отделов, которые помогают выявить нужный материал, консультируют научных сотрудников и художников, участвуют в дополнительном сборе материалов.

Список использованной литературы

1. Годунова Л.Н. Научно-методическая работа в музее: Метод. пособие /Центр. музей современной истории России. М., 1990

2. Дружинин Н.М. Музейное дело // Избранные труды. М., l988.

3. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997.

4. Методические рекомендации по разработке научной концепции стационарной экспозиции музея. Политехнический музей. М., 1994.

5. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие / Под ред. К.Г.Левыкина, В.Хербста. М., 1988.

6. Музей в современном мире: традиционализм и новаторство / Труды ГИМ. Вып. 104. М.., 1999.

7. Музейное дело. История XX века в музейных экспозициях. Сб. науч. тр. Вып. 22. М., 1995.

8. Музейное дело в СССР: Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции: Сб. науч. тр. / Центр. музей Революции СССР. М., 1982.

9. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. / Центр. музей Революции СССР. М., 1986.

10. Организация работы над музейной экспозицией: Метод. рекомендации / Гос. Исторический музей. М., 1986.

11. Особенности построения экспозиции: Метод. разработка / Гос. Политехнический музей. М., 1993.

12. Проблемы и практический опыт музеев в современных экономических условиях. / Материалы заседания Южного филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев РФ. Краснодар - Тамань, 2000.

 

Приложение 1

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

«УТВЕРЖДАЮ»                                                   «СОГЛАСОВАНО»

Директор музея                                    Зам. директора по научной работе

 

___________________                                   ____________________

«____»_________20 г.                                    «___» ____________20 г.

 

 

НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

экспозиции музея

 

на тему _______________________________

 

Автор разработки _________________

_________________________________

 

Зав. отделом ______________________

Научный консультант:

__________________________________

__________________________________

Приложение 2

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

РАСШИРЕННАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОЗИЦИИ

НА ТЕМУ _________________________________________________

 

Экспозиционная площадь                                   Автор разработки ____________

___________ кв.м                                           ____________________________

 

№ п/п Наименование разделов и тем Краткое содержание тем и подтем Наименование экспонатов Наличие фонда, источники дополнительного комплектования Примечание
1 2 3 4 5 6
I. Предвоенный период ОБРАЗЕЦ   Причины возникновения Второй мировой войны ЗАПОЛНЕНИЯ:   - Карта изменения границ государств в Европе в итоге 1-й Мировой войны. 1923 г. (Копия) - Д.Л.Джордж, Ж.В.Клемансо, В.Т.Вильсон после подписания Версальского мирного договора 28.06.1919 г. Фото (копия). Сектор письменных источников и редкой книги.   Сектор кино-фотоматериалов.  

 

Приложение 3

Примерная форма ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПЛАНА:

1. Титульный лист (название музея, экспозиционного отдела, номер зала, площадь зала в квадратных метрах, название темы, автор или авторский коллектив, дата составления плана).

2. Оглавление (перечень разделов и тем с указанием страниц плана).

3. Введение.

4. Содержание экспозиции. Дается по следующей схеме:

Тематическая структура Ведущие тексты Названия комплексов, входящих в тему или подтему Перечень экспозиционных материалов, входящих в комплекс Сведения о характере экспозиционных материалов Примечания (связаны с художественным проектированием)
Указываются точно сформулированные названия разделов и тем; возможно краткое раскрытие идейного содержания каждой темы Выписываются полностью с указанием на источник Дается сквозная нумерация комплексов в зале Перечисляются в соответствии с развертыванием темы. Даются основные сведения об экспонатах Указывается: подлинник, воспроизведение, научная реконструкция, вспомогательный материал; инвентарный номер музея или место хранения подлинника, взятого или воспроизведенного из другого хранилища Указываются композиционные и оформительские решения

 

Сведения по каждому экспозиционному комплексу отделяются друг от друга чертой.

Для выставок, реэкспозиции отдельных тематических комплексов основой экспозиции может быть использована упрощенная схема:

 

Название раздела, темы, подтемы, комплекса Перечень экспозиционных материалов по комплексам с их краткой характеристикой и инвентарными номерами Примечания
     

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...