V . Особенности научного проектирования временных экспозиций (выставок)
Подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную работу музея, по имеются отдельные специфичные моменты в научном проектировании выставок. Выставочная деятельность имеет, во многом, эмпирический характер. Выставки - временные экспозиции; это качество имеет ряд преимуществ. Выставки посвящаются актуальным вопросам современности - крупным политическим событиям, юбилеям (том числе и в жизни самого музея), информации о текущем моменте. Они повышают доступность, общественную значимость музейных коллекций (выставки фондов), оперативно вводят в оборот научные достижения музея (выставки новых поступлений, демонстрации реставрационных работ). Одним словом, выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по поставленной теме. А в отдельных случаях тема может выйти даже за пределы профиля музея. Временность выставок отражается на составе экспонатов. Здесь могут быть показаны музейные предметы, обычно не подлежащие экспонированию в целях обеспечения их сохранности. Для более полного и всестороннего раскрытия темы или исследования проблемы музей может привлекать экспонаты из частных коллекций, из других музеев и профильных организаций. Актуальность, а иногда и злободневность тематики выставок предъявляют особые требования к их архитектурно-художественному решению. В создании выставок важно учитывать не только современный уровень развития музееведения, психологии и социологии, но и современный уровень экспозиционного дизайна и возможность использования новых технологии. В планировании выставочной деятельности важно учитывать социально-демографические характер потенциальной музейной аудитории, со пожелания и предложения.
Выставки - своего рода полигоны, где испытываются те новшества, которые затем могут быть использованы для совершенствования стационарной экспозиции. Создание экспозиции - коллективная творческая работа (как создание спектакля или кинофильма), в которой экспозиционер участвует, конечно, в качестве главного режиссера, но для успеха дела важно и мастерство художника-экспозиционера, который органически сочетает предметность и достоверность с образностью и эмоциональностью создаваемой экспозиции, и активное участие сотрудников фондовых отделов, которые помогают выявить нужный материал, консультируют научных сотрудников и художников, участвуют в дополнительном сборе материалов. Список использованной литературы 1. Годунова Л.Н. Научно-методическая работа в музее: Метод. пособие /Центр. музей современной истории России. М., 1990 2. Дружинин Н.М. Музейное дело // Избранные труды. М., l988. 3. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997. 4. Методические рекомендации по разработке научной концепции стационарной экспозиции музея. Политехнический музей. М., 1994. 5. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие / Под ред. К.Г.Левыкина, В.Хербста. М., 1988. 6. Музей в современном мире: традиционализм и новаторство / Труды ГИМ. Вып. 104. М.., 1999. 7. Музейное дело. История XX века в музейных экспозициях. Сб. науч. тр. Вып. 22. М., 1995. 8. Музейное дело в СССР: Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции: Сб. науч. тр. / Центр. музей Революции СССР. М., 1982. 9. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. / Центр. музей Революции СССР. М., 1986. 10. Организация работы над музейной экспозицией: Метод. рекомендации / Гос. Исторический музей. М., 1986. 11. Особенности построения экспозиции: Метод. разработка / Гос. Политехнический музей. М., 1993.
12. Проблемы и практический опыт музеев в современных экономических условиях. / Материалы заседания Южного филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев РФ. Краснодар - Тамань, 2000.
Приложение 1 Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» Директор музея Зам. директора по научной работе
___________________ ____________________ «____»_________20 г. «___» ____________20 г.
НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ экспозиции музея
на тему _______________________________
Автор разработки _________________ _________________________________
Зав. отделом ______________________ Научный консультант: __________________________________ __________________________________ Приложение 2 Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
РАСШИРЕННАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОЗИЦИИ НА ТЕМУ _________________________________________________
Экспозиционная площадь Автор разработки ____________ ___________ кв.м ____________________________
Приложение 3 Примерная форма ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПЛАНА: 1. Титульный лист (название музея, экспозиционного отдела, номер зала, площадь зала в квадратных метрах, название темы, автор или авторский коллектив, дата составления плана). 2. Оглавление (перечень разделов и тем с указанием страниц плана). 3. Введение. 4. Содержание экспозиции. Дается по следующей схеме:
Сведения по каждому экспозиционному комплексу отделяются друг от друга чертой. Для выставок, реэкспозиции отдельных тематических комплексов основой экспозиции может быть использована упрощенная схема:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|