Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Трудовые ресурсы и экономика




Мониторинг развития человеческого потенциала как инструмент поддержания экономического равновесия Санкт-Петербурга


Введение

 

Аналогично физическому капиталу человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться, но и материально и морально изнашиваться. Моральный износ человеческого капитала, так же как и физического, как правило, наступает раньше материального.

Таким образом, навыки, умения, знания в соответствии с теорией человеческого капитала становятся капиталом на том основании, что:

а) обладают свойством накапливаться через процесс инвестирования (отвлечения определенных средств в ущерб текущему потреблению);

б) подобно физическому капиталу обеспечивают своему владельцу получение дохода в виде более высокой заработной платы.

Какую бы сторону экономики мы не рассматривали, в ней обязательно будет присутствовать человек - он и производитель, и потребитель. Следовательно, человеческий потенциал есть основная исследовательская единица. Знание количественных и качественных его характеристик, тенденций развития и их грамотное использование обеспечивает экономическое равновесие. Это и обуславливает актуальность данной работы.

Место и роль человека в общественном развитии на индустриальной стадии раскрывает концепция «экономического человека», возникшая в классической политической экономии. Данная концепция составляет методологическую основу работы.

Значительное внимание в работе уделено исследованиям социально-экономических условий жизни петербуржцев и их влияние на современное состояние жизни города, а также проблемам, возникшим в результате происходящих в стране политических экономических и социальных реформ, несущих за собой в большинстве случаев негативные результаты.


Глава 1. Трудовые ресурсы и экономика

 

Исследования роли человека в общественном развитии, проводимые в рамках неоклассической методологии, исходят из достаточно жестких предпосылок (принципов).

Во-первых, предполагается, что человек от природы является эгоистом, стремящимся к максимизации собственной выгоды. Все экономические субъекты, действуя в собственных интересах, являются совершенно равноправными.

Во-вторых, человек в неоклассической модели рассматривается как некий индивид с независимыми субъективными предпочтениями, вне его конкретных социальных взаимосвязей. Исходя из этой посылки, социальные и политические факторы, культурные и морально-этические нормы выступают в качестве внешних условий, определенных ограничителей степени эгоизма, не позволяющих одним эгоистам извлекать свою выгоду за счет других.

В-третьих, предполагается, что человек рационален. Это означает, что индивид, оценивая свою личную выгоду, выбирает цели и средства ее достижения, рассчитывает издержки, связанные с этим выбором. Причем проблема альтернативного выбора (выбора наиболее выгодного сочетания имеющихся у индивидов возможностей) является одним из центральных принципов микроэкономических исследований.

В-четвертых, имеется в виду, что человек хорошо информирован, благодаря чему не только оценивает собственную полезность и выгоду, но и оптимизирует свои действия по критерию ее максимизации.

В-пятых, делается упор на количественном, функциональном анализе, исследовании функциональных взаимосвязей в экономических явлениях и процессах.

В-шестых, предполагается заданность множества технологических возможностей, т. е. осуществляется экономический анализ статичной, не подверженной качественным изменениям экономики. В производственной функции человек «уравнивается» с вещественными факторами, поэтому оба предстают как однородные взаимозаменяемые ресурсы.

В соответствии с такими критериями индивиды и фирмы рассматриваются как субъекты рыночной экономики.

Человеческий капитал представляет собой особую форму капитала. Л. Г. Симкина отмечает некоторые наиболее существенные из его особенностей.

. Основополагающая специфическая черта человеческого капитала состоит в неотделимости его от личности носителя. В отличие от различных видов материально-вещественных и финансовых активов (оборудования, недвижимости, ценных бумаг) он не может быть предметом купли-продажи. Продаются и покупаются лишь услуги человеческого капитала. Поэтому человеческий капитал обладает минимальной степенью ликвидности. Можно утверждать, что человеческий капитал - самый неликвидный актив, обладающий предельной, наименьшей (близкой к нулю) ликвидностью. По этой причине для инвестиций в человеческий капитал практически не существует рынка, за исключением некоторых особых случаев. К примеру, в практике западных стран имеют место: а) капитализация заработков - выплата единовременных сумм при подписании контрактов между спортсменами и клубами, актерами и театрами и т. д.; б) студенческие займы. При этом и в первом, и во втором случае человеческий капитал не передается другому лицу, а обменивается на определенное долговое обязательство, которое владелец человеческого капитала должен погасить за счет своего будущего труда.

. Большая длительность инвестиционного периода. Если у физического капитала инвестиционный период составляет, как правило, 1,5-2 года, то у образования, к примеру, как основной формы инвестиций в человеческий капитал 12-20 лет и более.

. По причине низкой ликвидности человеческие инвестиции сопряжены с большим риском. Степень риска и неопределенности последних значительно превышают рискованность капиталовложений в физический капитал по целому ряду причин, в том числе больших затрат на организацию и контроль над кредитами из-за свободы перемещения индивидов из одного места в другое, длительности периода возврата кредита, изменения конъюнктуры рынка труда, болезни и смерти т. д. Более того, риск, связанный с вложениями в человеческий капитал, практически не страхуем.

. В отличие от физического капитала, доходность которого медленно снижается по мере его накопления, доходность от инвестиций в человеческий капитал, наоборот, сначала возрастает, но лишь до определенного уровня, ограниченного верхним пределом трудоспособного возраста, после чего начинает более резко снижаться.

. Исходя из того, что человеческий капитал является неликвидным активом, покупатель, приобретая право на использование услуг человеческого капитала, вступает в контакт со свободной личностью, права которой он обязан соблюдать. Из этого вытекает большая насыщенность рынка труда (человеческого капитала) институциональными структурами - системой трудового законодательства, службами государственного регулирования занятости, профсоюзами и т. д.

Согласно данной теории инвестиции в человеческий капитал подразделяются на следующие формы.

. Наиболее важной формой инвестиций являются расходы на образование, накопление производственного опыта, повышение уровня знаний, умений и навыков человека.

. Большое значение имеют расходы на поддержание здоровья -профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, улучшение жизненных условий, отдых, увеличение продолжительности трудовой жизни, повышение работоспособности.

. Расходы на миграцию и поиск информации о ценах и доходах, способствующие повышению мобильности, перемещению рабочей силы туда, где труд лучше оплачивается.

. Расходы на рождение и воспитание детей - естественное воспроизводство человеческого капитала в следующем поколении.

Особенностью современной экономики является то, что 80% всего прогресса технологий с конца XX в. прямо связано с развитием информационных технологий.

По оценке американских экспертов, вклад информационных технологий в развитие человеческой жизнедеятельности более значим, чем всех предыдущих технологических революций. Они привели к созданию единого мирового информационного пространства, глобализации, созданию глобальных рынков производимых товаров в невиданных масштабах. Высокие информационные технологии в кратчайшие сроки позволяют достичь высоких результатов в промышленном производстве, на которые раньше уходили десятилетия.

Труд, направленный на обработку данных, контроль, анализ, все в большей степени становится интеллектуальным, творческим трудом, как такая деятельность, в которой реализуются ее внутренние побудительные мотивы. Поскольку главным здесь является совершенствование человеческих способностей, саморазвитие и самореализация личности, постольку стирается грань между рабочим и свободным временем, между затратами и результатами. Как правило, такая деятельность индивидуальна как по результатам, так и по мотивации. Однако определяющим мотивом для большинства людей выступает саморазвитие и самореализация их личности.

Естественно, такой труд требует огромного накопления знаний и информации, многолетней отдачи всех сил своему делу. Его цель, в отличие от простого физического труда (производство стандартных товаров и услуг), принципиально меняется, ею становится инновация.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...