Уровни организации живой материи.
- Это место живой структуры в общей системе живого. На атомарном уровне нет разделения между живым и не живим. 1. Молекулярный (1-й уровень организации живой материи). Он является ареной химических реакций, которые обеспечивают организацию и энергетику высших растений. На этом уровне начинаются и осуществляются важнейшие процессы жизнедеятельности: а) Фиксации и обмен энергией, кодирование и передача наследства, информации, синтез и распределение органических молекул. Все биомолекулы универсальны, т.е. они построены по единому принципу и одновременно уникальны, т.к. их структура и состав не повторимы. Именно на этом уровне формируется и поддерживается неограниченное разнообразие живых систем.
б) Клеточный. Клетка является структурно функциональной единицей живого, т. к. на этом уровне организация живых систем проявляются все признаки (критерии) живого. Ни у растений, грибов и животных нет принципиальных различий по строению и функциям. Клетки могут выступать в качестве самостоятельных органов. Много организуемых клеток могут приобретать специфическую специализацию и образовывать ткани и органы.
в) Тканевой. г) Органный. д) Организменный индивид. Он охватывает все живые организмы и обладает признаками отдельных особей, их строение, физиология, поведение, адаптация, индивидуальность. е) Первый над организменный уровень. (популяция, видовой) В природе организмы не существуют изолированно, они объединены популяцией, т.е. свободно скрещивающихся особей единого вида. Изучение данного уровня важно для выявления факторов и механизмов регуляции численности популяции для выявления причин вымирания видов, а так же путей исторического развития живого.
Основные характеристики популяции: 1. рождаемость 2. смертность 3. Возрастание – динамика численности 4. половая структура 5. генофонд
ж) Биоценотический – это совокупность организмов разных видов. Этот уровень определяет степень структуры живой природы. Состоящую из участников земли, с определенным составом живых и не живых компонентов, формирующих единый природный комплекс – экосистема. Экосистеме присуща динамическая (подвижная) равновесия между организмами и абиотическими факторами. На этом уровне осуществляется вещественно – энергетические круговороты над организменных систем.
з) Биосферный – высший уровень живой материи. (все живое на земле). Глобальный уровень, он включает все живое на земле вместе с окружением. На этом уровне осуществляется объединение всех круговоротов веществ и энергии в единый глобальный круговорот. Клеточная теория: Наука изучающая клетку и ее состав, называется – цитология. Впервые ввел понятие клетки Роберт Гук в 1659г., построил возд. насос в 1660г. совместно с Гюйгенсом, установил точные температуры таяния льда и кипения воды. Гук сконструировал прибор для измерения сил ветра, сформулировал закон пропорциональности между силами, приложенными к упругому телу. Им была дана общая картина движения планет. Используя усовершенствованный им микроскоп, Гук наблюдал структуру растений и в вел понятие – «клетка». Все описал в книге – «Микрография»(1665г.), «Морской барометр» (1703г.). Умер в Лондоне. В 1838 – 1839 гг. 2-а ученых Теодор Шванн и Матиас Шлейден сформулировали клеточную теорию.
Основные понятия клеточной теории. 1) Клетка – это элементарная единица живого, основная единица строения, функционирования, размножения и развитие всех типов организмов. 2) Клетки всех многоклеточных и одноклеточных организмов сходны по строению и химическому составу, основным проявление жизнедеятельности и обмену веществ.
3) Размножение клетки происходит путем их деления. Новые клетки всегда возникают из предшествующих клеток. В соответствии с данными клеточной биологии. Список положения клеточной теории постоянно пополняется и расширяется.
Дополнительные положения клеточной теории. 1) Клетки прокариот (бактерии) 2) Эукариот. Являются они самыми разными уровнями сложные и не полностью гомологичные. В основе деления клетки и размножения организмов лежит копирование наследственной информации нуклеиновых кислот (каждая молекула из молекулы). Положения в генетике непрерывности относится не только к клеткам в целом, но и к некоторым из ее более мелким компонентам – митохондрия, хлоропласта, генам и хромосомам. Многоклеточный организм представляет собой клеточную систему, сложный ансамбль из множества клеток объединенных и интегрированных в системе тканей и органов. Связанных друг с другом с помощью химических факторов. Клетки многоклеточных тотипотентны. Они обладают генетическими потенциями всех клеток данного организма, равнозначны по генетической информации, но отличаются друг от друга разной экспрессией (работой различных генов), что приводит их к морфологическому и функциональному разнообразию (дифференцировке). Клетки имеют различную форму зависимости от выполняемой функции.
Строение клетки. Клетка с наружи покрыта оболочкой – мембраной. Внутри цитоплазмы, различают органоиды и клеточные включения: капли жиры, зерна крахмала, зерна полисахарида. Мембрана – защитная функция, защищает от повреждений, регулирует обмен веществ и межклеточное взаимодействие. Цитоплазма – перемещение веществ, взаимодействие всех органов. Основные органоиды клетки: 1) Ядро с ядрышком содержат наследственный аппарат 2) Рибосомы – участвуют в синтезе белка 3) Лизосомы – растворяют отмершие части клеток 4) Комплекс Гольджи Аппарат Гольджи — важная органелла, которая присутствует практически в каждой эукариотической клетке. Пожалуй, единственными клетками, в которых отсутствует этот комплекс, являются эритроциты позвоночных животных. Функции этой структуры весьма разнообразны. Именно в цистернах аппарата скапливают все вырабатываемые клеткой соединения, после чего происходит их дальнейшая сортировка, модификация, перераспределение и транспорт. В цистернах аппарата Гольджи созревают белки, на мембранах гранулярного ЭПР. Комплекс Гольджи участвует в росте и обновлении плазматической мембраны и в формировании лизосом.
5) Митохондрии участвуют в синтезе АТФ 6) Эндоплазматический ретикулум 7) Центросома (клеточный центр)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|