Отличие растительных клеток от животных.
Животная клетка покрыта тонкой мембраной (гликокаликсом). Растительные клетки покрыты мембраной в виде плотной оболочки. Растительная клетка отличается от животной наличием пластид и вакуолей. Пластиды – это органоиды клетки, которые бывают: лейкопласты и хромопласты. Лейкопласты – не окрашенные пластиды, выполняют запасающую функцию. Лейкопласты высших растений могут превращаться в хлоропласты и хромопласты. Хромопласты – пластиды, окрашенные в желтый, оранжевый и красный цвет. Цвет зависит от того, что накапливается в каротиноидах. Хлоропласты – это пластиды несущие фотосинтезирующие элементы (они имеют зеленую окраску), участвуют в фотосинтезе. Вакуоли – это отграниченные мембраной участки клетки, заполненные жидкостью – клеточным соком. Они окружены тонопластом (вакуолярной мембраной).
Основные способы попадания веществ в клетку. 1) Диффузия – проникновение газов 2) Осмос – процесс растворения, изменения концентрированного раствора в более концентрированный. 3) Фагоцитоз – поглощение клеткой вредоносного агента. 4) Пиноцитоз – единственный способ, благодаря которому большинство макромолекул могут проникать в клетку. Интенсивность пиноцитоза возрастает, когда такие молекулы соприкасаются с мембраной.
Лекция №2 Основы экологии Экология- от греческого (дом, жилище, учение). Изучает взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой. А так же их взаимоотношения с другими организмами и сообществами. Предметом экологии является совокупность и структура связей между организмами и средой. Объектом изучения экологии являются – экосистемы (единые природные комплексы), кроме того, сюда входят отдельные виды организмов и сообществ, также биосфера в целом.
Современная экология тесно связана с: · Биологией; · Экономикой; · Правом; · Педагогикой; · Медициной; · Сельским хозяйством; · Ветеринарией. Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель, который впервые в 1866 г. употребил термин «экология». В структуре современной экологии Н.Ф.Реймерс (1994) выделил следующие крупные разделы экологии как науки: · теоретическая экология (биоэкология, общая экология); · прикладная экология; · социальная экология. Теоретическая экология рассматривает общие закономерности организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы. В зависимости от уровня биологической организации общую экологию подразделяют на: · аутэкологию (изучает особи и виды организмов) · популяционную экологию (изучение популяций) · синэкологию (экология сообществ) Существует и более дробное деление (классификация) — экология животных, растений, океана и др. Экологическими проблемами Земли как планеты занимается глобальная экология, объектом изучения которой является биосфера, как глобальная экосистема. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального природопользования. Естественной основой прикладной экологии служат законы, правила и принципы фундаментальной (теоретической) экологии. Социальная экология изучает взаимоотношения в системе «человеческое общество — природа». Частью социальной экологии является экология человека, в которой рассматривается взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающей средой. Ответвлением экологии человека является валеология, рассматривающая вопросы приобретения человеком навыков здорового образа жизни.
Задачи экологии, как науки: 1) Разработка теории и методов оценки, устойчивости экологических систем на всех уровнях. 2) Изучение и прогнозирование изменения биосферы под влиянием человека, оценка их экологических последствий. 3) Оценка природных ресурсов, экологические последствия их использования. 4) Разработка современных методов управления качеством окружающей среды. 5) Формирование глобального уровня мышления, экологизация сознания, выработка норм экологической этики и морали. 6) Определение перспектив, экологически безопасного, устойчивого развития. 7) Создание эффективных агротехнологий, по ведению сельского хозяйства и производства экологически безопасной продукции. Стратегическая задача. Разработка теории взаимодействия человека и природы. Совершенствование этой теории. Человечество неотъемлемая часть биосферы. Стратегия выживания человечества: вывести человечество из глобального экологического кризиса, на путь устойчивого развития при котором устанавливается удовлетворения потребностей поколению, без лишения такой же возможности, будущим поколениям.
Понятия о экосистеме Основополагающим объектом изучения экологии является, взаимодействие пяти уровней организации материй. · Живые организмы; · Сообщества; · Популяции; · Экосистемы; · Экосферы. Живой организм это – любая форма жизнедеятельности. Популяция это – группа организмов одного вида, проживающих в определенном районе. Вид это – совокупность популяций особей представители которых, фактически или потенциально, скрещиваются друг с другом. Каждый организм или популяция имеют свое место обитания. Местность или тип местности где она проживает. Когда несколько популяций разных видов, проживают на одном месте и взаимодействуют, они создают так называемое сообщество. Сообщество это – комплекс взаимосвязанных популяций разных видов, сочетаемых на определенной территории, более или менее однородными условиями существования. Экосистема это – четвертый уровень материй. Совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими структурами, создающими окружающую среду. Система, образуемая биологическим сообществом и обитаемой средой.
Переходная область между двумя смежными экосистемами Экситон. Главные экосистемы суши: · Леса; · Поля. Называемые экосистемами или биомассами. Экосистема гидро среды. Называется водными экосистемами. Все экосистемы земли составляют экосферу. Пятый уровень, экосфера. Совокупность живых и не живых организмов, взаимодействующих друг с другом и со своей неживой средой обитания (энергией и химическими веществами в планетарном маштабе). Биологические компоненты это – системы, Регулятором численности видов служат пищевые отношения. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый пред идущий, служит пищей каждому последующему. Это называется пищевой цепью. Основными звеньями в пищевой цепи, являются организмы, которых различают между собой по способу питания: · Продуценты; · Консументы; · Редуценты 1,2,3 порядка. Пищевые и энергетические связи осуществляются следующем образом: Продуценты ˃ консументы ˃ Редуценты Основной энергией которая обеспечивает существование природных эко-систем, является солнечная энергия.
Продуценты – это организмы производящие органические вещества из неорганических. (это растения, создают органические вещества в процессе фотосинтеза). Эти органические вещества используются продуцентами как источник энергии, для клеток и тканей организма.
Хемосинтез – это преобразование неорганических соединений в питательные органические вещества, без участия солнечного света, а за счет энергии химических реакций. Только продуценты могут производить для себя пищу. Они непосредственно обеспечивают питательными веществами, консументов и редуцентов. По типу питания. Все продуценты являются автотрофами. То есть сами производят органические вещества из неорганических. Консументы и редуценты являются гетеротрофом. Они питаются органическими веществами, производящимися другими живыми организмами. Консументы – это организмы получающие питательные вещества и необходимую энергию, питаясь живыми организмами, продуцентами или другими консументами. Консументы делятся на три класса:
· животные, потребляющие только растительную пищу, — травоядные (корова) · питающиеся только мясом других животных — плотоядные (хищники), · потребляющие и то и другое — «всеядные» (человек, медведь). Редуценты – это организмы получающие питательные вещества и неорганическую энергию, питаясь остатками мертвых организмов. Их делят на два класса: · детритофаги – на прямую поедают мертвые организмы; · деструкторы - разрушающие отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|